Не в пользу мужчин
Зарубежные исследования
К сожалению, ГИБДД не ведется отдельно "мужской" и "женской" статистики ДТП. Инспекторы уверены: если ДТП случилось, то для закона не важно, кто сидел за рулем: женщина - мужчина, богатый - бедный, глупый - умный, высокий - низкий. Критерий един: был ли водитель трезв или пьян, нарушал ли правила, имел ли при себе права или нет.
Степень опасности и безопасности явления «женщина за рулем", гораздо красноречивее демонстрирует западная статистика.
Английская страховая компания Elephant.co.uk опубликовала статистику по более чем 200 тыс. страховых выплат за последние несколько лет. Фирма поставила целью проанализировать, кто является лучшими водителями, мужчины или женщины, и в каком возрасте. Оказалось, что в целом женщин можно назвать лучшими водителями, чем мужчин. Они реже попадают в ДТП и получают более слабые травмы, а сумма нанесённого ущерба женщинами тоже, в среднем, меньше. Вот некоторые конкретные результаты исследования. Среди мужчин и женщин в возрасте до 25 лет ущерб от ДТП у мужчин в среднем на 15% выше, чем у женщин. Среди всех возрастных категорий клиентов страховой компании водителей-мужчин, ставших участниками ДТП, на 6% больше, чем водителей-женщин.
По результатам исследования, проведенного компанией Brake, каждый шестидесятый англичанин-мужчина в возрасте до 30 лет стал участником ДТП с тяжелыми последствиями, в котором погиб или получил тяжелую травму один из участников. Среди женщин той же возрастной категории эти показатели в 3 раза ниже.
Выводы английских исследователей подтверждают их американские коллеги: по данным Американской автомобильной ассоциации (NHTSA), в автомобильных катастрофах в США мужчин ежегодно погибает в 2 раза больше, чем женщин. В том же ведомстве привели статистику по штрафам за нарушения ПДД, которая показывает, что юноши в возрасте до 25 лет больше склонны к риску, и чаще нарушают правила дорожного движения, чем женщины – их ровесницы. В целом же, по оценке NHTSA, среднестатистический мужчина по сравнению со среднестатистической женщиной имеет вероятность погибнуть в ДТП на 77% больше.
Не в пользу мужчин
По статистике российских страховых компаний, 65% ДТП случается по вине мужчин. Остальные 35% хоть и провоцируют женщины, но при этом есть одна очень важная особенность – у мужчин большинство аварий происходит в результате несоблюдения скоростного режима и нарушения правил обгона, у женщин - при выполнении перестроений и маневрирования, обычно на маленькой скорости. Поэтому именно мужчины совершают более тяжелые и серьезные аварии. Значит, сравнение половой безопасности вождения не в их пользу!
Это демонстрирует даже простая прикидка. Так, за 2012 год произошло 199 тыс. 431 ДТП, из них 29 тыс. 914 по вине водителя-женщины (15%). В среднем по России рулят 20-25% женщин. Тогда 15% ДТП, совершенные по их вине, - скорее благо, чем зло. Из-за хорошей диспропорции по количеству и меньшей тяжести по серьёзности аварий.
Указанный факт подтверждает статистика по страховым случаям, зарегистрированным в российской компании «АльфаСтрахование» по ОСАГО за 2012 год. Основной закономерностью стал тот факт, что суммы компенсаций по авариям, в которых виновниками стали женщины, на 5,5% ниже, чем тех, где виновниками стали мужчины.
Этого же мнения придерживаются и в Европе. В течение долгого времени ученые из Организации дорожной безопасности в Вене проводили исследования с целью выявить особенности манеры вождения в зависимости от пола. В ходе исследования были проанализированы тысячи дорожных происшествий по всей Европе. В результате выяснилось, что женщины-водители явились причиной менее 35% всех аварий. Причём причиной абсолютного большинства ДТП, в которых виноваты женщины, является не невнимательность водителя, а техническая неисправность транспортного средства. Как сообщает Британское издание Guardian, лишь 39% женщин-водителей утруждают себя посещением СТО для профилактики. Остальные приезжают на автосервис исключительно после поломки.
Чтобы выяснить, бывают ли специфические "мужские" или "женские" ДТП, Diamond Car Insurance[1] провела исследование на основе более чем 400 тыс. страховых случаев за последние 5 лет. Выяснилось: Повышенная инстинктивная тревожность женщин вызывает много именно мелких аварий, безопасных для жизни, при которых лишь слегка повреждается кузов машины. Но мужчины чаще, чем женщины, сбивают пешеходов на тротуарах, попадают в серьезные аварии и в аварии с участием нескольких автомобилей.
В итоге деятели науки официально признали – женщина водитель более дисциплинирована, нежели мужчина, и совершение дорожно-транспортных происшествий с участием женщин на порядок ниже, чем с участием мужчин.
Неофициальные наблюдения отечественных инспекторов лишь подкрепляют озвученные положения. А всё потому, что женщины, будучи матерями, сестрами, женами, тетями и бабушками, наделены такими особенными качествами, которые способны эффективно воздействовать на решение сложных социальных задач:
· женщины более чувствительны, что позволяет реагировать на изменение ситуации быстрее; Это объясняется тем, что у женщин от природы лучше развит инстинкт самосохранения.
· женщины более наблюдательны – быстрее замечают светофоры, знаки, участников движения;
· женщины способны быстрее переключать внимание с одного объекта на другой;
· женщины, не выискивают себе соперников на дороге и практически никогда не позволяют себе лихачество[2];
· женщины ведут себя более ответственно: при покупке автомобиля только 15% мужчин интересуются подушками безопасности. Среди женщин этот показатель достигает 97%.
· у женщин нет привычки, садиться за руль в нетрезвом состоянии (статистика ГИБДД, свидетельствует, что на трех мужчин, севших за руль в алкогольном опьянении, приходится лишь одна женщина).
· женщины более старательны и аккуратны при управлении транспортным средством, чтут правила дорожного движения и стараются не нарушать их;
· женщины более осторожны – они, как правильно, не подвозят и не подбирают случайных попутчиков.