Подведение общего итога игры, объявление команды-победителя.
Я иду на урок
Урок в 8-м классе Великий сын России — М.В. Ломоносов
Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории человечества.
С.И. Вавилов
Цели урока. Образовательные — повторение; развивающие — создание условий для развития творческих способностей учащихся; воспитательные — размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека.
Форма урока. Творческий отчёт (игра).
Оборудование. Оформление доски — тема, портрет, эпиграф.
- Выставка книг о М.В. Ломоносове.
- Иллюстративный материал о научной деятельности Ломоносова.
- Раздаточный материал для учащихся.
- "Учётные листы" жюри.
- Стенгазета, посвящённая М.В. Ломоносову.
- "Древо знаний".
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. На уроках мы говорили о жизни и научных открытиях великого учёного, мыслителя, государственного деятеля, познакомились с его поэтическим творчеством. Пришло время подвести итоги. Сегодня наш урок пройдёт необычно — в форме творческого отчёта, состязания двух команд.
Форму состязания мы выбрали неслучайно: ещё А.С. Пушкин говорил, что "вся жизнь Ломоносова была беспрерывной борьбой и беспрерывной победой". Хочется пожелать, чтобы среди сегодняшних участников игры тоже не было проигравших.
(Представление команд — «Поморы» и «Холмогорцы», членов жюри, счётной комиссии.)
II. Состязания
1. Начать наш урок хочется с посвящения нашему великому соотечественнику. Первое состязание — публицистов. Они представят своё "похвальное слово Ломоносову", написанное в жанре эссе.
(Жюри оценивает выступление.)
— Поблагодарим участников за столь удачное начало нашего состязания.
2. Переходим ко второму конкурсу — конкурсу знатоков. Жизнь М.В. Ломоносова была наполнена знаменательными событиями, знакомствами, открытиями и свершениями. Давайте вспомним хотя бы некоторые из них. От каждой команды приглашается по одному знатоку для участия в викторине.
- От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? (Денисовка — от имени Денис.)
- С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? (С десяти лет.)
- Какие книги Ломоносов называл "вратами своей учёности"? («Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)
- Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)
- Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф.Шубина? (Оба — поморы. Ф.Шубин — сын дьячка Ивана Шубина, учившего Ломоносова грамоте.)
- С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)
- Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)
- Откуда взяты эти строки: "Восторг внезапный ум пленил…"? (Отрывок из самой первой дошедшей до нас оды Ломоносова на взятие Хотина, написанной в 1739 году.)
- Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)
- В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)
- Что объединяет просветителя Н.Новикова, автора «Недоросля» Д.Фонвизина, архитектора В.Шубина? (Все они были выпускниками основанного М.Ломоносовым университета.)
(Подведение итогов, подсчёт баллов.)
3. "Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец..." Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин.)
Действительно, Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на "величайшую степень величества, могущества и славы".
Давайте вспомним и назовём некоторые из его научных открытий. К участию в состязании приглашаются исследователи. Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. Срывайте плоды: на них даны названия отдельных наук. Расскажите о том новом, что внёс Ломоносов в эти области знаний. Свой рассказ постарайтесь проиллюстрировать. (На специальной подставке в файлах — снимки созданных Ломоносовым приборов и так далее.)
Примерные ответы учащихся.
Химия— в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд "первейших наук", создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.
Физика — 1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.
Астрономия — Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.
Метеорология — Ломоносов был пионером в этой науке, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.
География — Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».
Минералогия — Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией».
История — Ломоносов был не только естествоиспытателем, огромен его вклад в развитие гуманитарных наук. Он написал исторический труд «Древняя российская история».
(Подведение итогов.)
4. Химия, физика, астрономия, география, метеорология и горное дело — все эти науки составляют лишь одну сторону многогранной деятельности Ломоносова. Рядом с естественными науками в его трудах обозначилось и другое направление — гуманитарное. Литература, история — вот чему был отдан талант Ломоносова.
Следующее состязание — в ораторском искусстве. Докажите справедливость слов критика В.Г. Белинского о значении творчества Ломоносова: "С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим".
(Состязание проходит в форме диспута, соперники подтверждают или опровергают доводы друг друга, приводят собственные аргументы, дополнения, примеры.)
Некоторые из приведённых аргументов, доказывающих правильность слов Белинского:
- Ломоносов создал «Российскую грамматику».
- Положил начало созданию литературного русского языка, создал "теорию трёх штилей".
- Стал реформатором стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).
- Пропагандирует ямб как наиболее благородный стихотворный метр. (Поэтическое состязание в переложении «Псалма № 143» между Тредиаковским, Сумароковым и Ломоносовым в 1743 году.)
- Новаторство Ломоносова в области жанра. (Эволюция в его творчестве жанра оды, создание "поэзии мысли" — стихотворения-"размышления", традиция переложения псалмов.)
- Поэзию Ломоносова отличает глубокая проникновенность в духовный мир человека. Ломоносов в своём творчестве выразил основные духовные проблемы, которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель.
- XVIII век требовал неукоснительного следования "образцам". По мнению Ломоносова, "неподражаемость" является залогом бессмертия для художника. Ломоносов привил русским поэтам вкус к самостоятельному, свободному мышлению.
(Подведение итогов.)
5. Да, вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Но всё разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим творчеством.
"Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь", — писал Ф.М. Достоевский.
На наших уроках мы познакомились с поэтическими произведениями Ломоносова разных жанров, говорили об их тематическом, идейном, художественном своеобразии. Посмотрим, насколько прочно вы усвоили этот материал.
В борьбу вступают литературоведы.
(Командам предлагается проанализировать одно из поэтических произведений Ломоносова, даётся время на подготовку.)
Прежде чем вы дадите свои комментарии, послушаем исполнение стихотворений.
6. Состязание чтецов — выразительное чтение наизусть стихотворений «Утреннее размышление» и «Послушайте…»; ответы команд на вопросы. «Утреннее размышление» — стихотворение-размышление, вид ораторского произведения, посвящённого научной проблеме, но проникнутое глубоким лирическим чувством. Проблема служит только поводом для взволнованного поэтического монолога. Зрелище красоты пробуждающегося мира вызывает в лирическом герое непобедимое стремление творить, то есть повторить подвиг Творца, создавшего мир. По Ломоносову, быть человеком в полном смысле слова значит быть творцом, приумножающим красоту и богатство окружающего мира. Так же, как и «Вечернее размышление», стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но включает пиррихии. Чередование мужских и женских рифм позволяет стиху течь мягче, протяжнее, чеканная торжественность сменяется в нём плавностью спокойного размышления.
«Послушайте…» — классическая басня, вольный перевод из Лафонтена, главная задача которой — осмеяние человеческих пороков. Объектом насмешки в басне становится человек, не имеющий собственного мнения, живущий по подсказке.
(Подведение итогов конкурса чтецов и состязания литературоведов.)
7. Итак, наступил, наверное, самый волнующий момент нашего урока — в состязание вступают поэты. Вдохновлённые гением великого соотечественника, они прочитают сегодня стихотворные произведения собственного сочинения. Самобытность мышления — вот решающая черта ломоносовского гения. Хочется выразить надежду, что "младое племя" поэтов начнёт свой путь в поэзии, зная, что не следование образцам, а неподражаемость — вот залог бессмертия для художников.
(Состязание поэтов.)
Подведение общего итога игры, объявление команды-победителя.
III. Заключительное слово учителя. "Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы".
Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам.
(Подготовленный ученик читает отрывок из оды Ломоносова «О, вы, которых ожидает…».)
Литература
- Ломоносов М.В. Сочинения. М., 1987.
- Белявский М.Т. Всё испытал и всё проник. М.: Изд-во Московского университета, 1990.
- Морозов А. М.В. Ломоносов. Л.: Лениздат, 1952.
* * *
Достойны ль мы тебе хвалу воздать?
О, просветитель, реформатор и поэт!
За эти пять десятков лет
Не прекращал ты поднимать
Могучую Российскую державу,
Не думал даже опускать
Ни рук своих златых,
Ни гордую главу.
И ты любовью вечной Россию полюбил,
И, словно своей честью, Россией дорожил.
Из мрака и невежества Россию поднимал
И в одах своих дивных державу воспевал.
О, ты не просто академик,
Ты гений, ты творец, титан,
Ты создал новые науки,
Открыл врата познанья нам!
(Ю.Егурцова)
* * *
О Ломоносов, бог познанья!
Мы отдаём тебе признанья.
Ты наш учёный, наш поэт,
Наш первый университет.
Достойны ль мы хвалу взносить
Тебе, о Человек, деянья чьи
Так велики и так могучи,
Сравниться с ними даже кручи
Гигантов-гор не смеют.
Нет, ты не бог,
Не наделён божественной ты властью.
Но разумом божественных высот достиг,
О Человек, что испытал всё и проник.
Ты умер, но деяния твои живут.
И будут помнить их не один век.
И люди память твою свято чтут.
О гений, ты — чудо-Человек!
(Н.Бутерина)
Век восемнадцатый — России просвещение,
Расцвет в науке, шаг в литературе.
Образования явилось вдруг знаменье,
И настоящий человек заложен в той натуре.
Его фамилия известна всей России,
И в городах, и в деревнях гордятся им,
То имя на себя печать носило
И отпирало двери все благословением своим.
Открытия его нам до сих пор известны,
Важны и применяются сейчас,
И иностранцев нам высказывания лестны,
Что это был России час.
Его научные заслуги все бесценны,
В литературу новые открытья внёс,
Его прекраснейшие оды очень ценны,
Талант ему признание принёс.
Его произведения читают в наши дни
И ими восхищаются все до сих пор,
Вся жизнь его — открытия одни,
А кто того не знает, сильный им укор.
Он подлинный был свет образованья,
Всемирной славы в жизни он достиг,
И заслужил он громкое признанье,
И знания великие постиг.
(О.Гайдукова)