Этап. актуализация опорных знаний.
Деятельность учителя: Актуализация опорных знаний:
Вступительное слово: Современный почвенный покров России-результат длительного и сложного развития природы в целом. Почва определяет растительный покров, и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта. Образование почвы - сложный процесс.
Фронтальная беседа: Какие ведущие условия почвообразования вы знаете?
Деятельность учащихся: Заполняют демонстрационную схему: «Условия почвообразования», называя по одной причине, влияющей на формирование почвы.
Схема после ответа учеников:
| |||||||
| |||||||
|
|
Деятельность учителя:
Фронтальная беседа: Назовите основные типы почв России.
Предлагает демонстрационные картины или срезы почв, встречающиеся на территории России без названий. Карточки – названия почв на магнитной основе лежат на столе учителя.
Деятельность учащихся: ученики выходят по одному, берут карточку-название почвы, определяют соответствующую ей картину, укрепляют ее, повторяя основные типы почв.
Деятельность учителя: Фронтальная беседа:
Проанализируйте почвенную карту России. (Настенная карта «Почвы России»)
Какие особенности в размещении почв на территории России?
Деятельность учащихся: ожидаемые ответы:
- с севера на юг почвы меняются с широтой,
-на разных территориях наблюдается преобладание различных типов почв,
- не везде видна четкая смена почв при движении с севера на юг,
Учитель: Где, на территории России особенно отчетливо выражена смена почв с широтой при движении с севера на юг?
Учащиеся: ожидаемый ответ – на Русской равнине.
Учитель: На каких территориях нарушена смена почв с широтой.
Учащиеся: ожидаемый ответ – Среднесибирское плоскогорье.
3 Этап: Постановка вопроса поискового характера:
Чем вы можете объяснить, что, двигаясь по Русской равнине и по Среднесибирскому плоскогорью в одном случае мы, видим отчетливо выраженную смену почв с севера на юг, а в другом случае преобладание 1-го типа почвы на большей части территории?
Учащиеся: возможны затруднения в ответах или предположение различных версий, которые ученики записывают.
В этом случае учитель, предлагает подтвердить или опровергнуть версии, проведя небольшое исследование.
Деятельность учителя:постановка задач урока, четкое формулирование проблемного вопроса, оформленного в виде схемы.
Задачи урока:
1.Объяснить причины смены почв с широтой.
2. Определить какие виды почв закономерно сменяют друг друга с широтой.
3.Выявить причину нарушения широтной зональности почв.
Постановка вопроса поискового характера в виде схемы:
|
4 Этап: Инструктаж.
Деятельность учителя:предлагает разбиться классу на количество групп равное количеству основных типов почв России и совершить воображаемое путешествие по линии профиля Русской равнины:
г.Мурманск- г.Архангельск.
Каждая из групп исследует условия почвообразования по линии профиля своей почвы, заполняя таблицу (раздаточный материал).
Отчетное задание – заполнение динамического графика. Проведя исследование условий почвообразования и особенности почвы, сигналам-символам придаются значения, характерные для данных условий почвообразования и они занимают соответствующие места на динамическом демонстрационном графике.
Каждая группа получает раздаточный материал:
1.Лист заданий творческой группы:
Задание 1: Заполнить таблицу: «Характеристика тундрово-глеевой почвы», используя карты атласа: «Почвенная карта России»,
«Климат России»,
«Природные зоны России»,
раздаточный материал-«Описание почв России».
ТУНДРОВО-ГЛЕЕВЫЕ ПОЧВЫ
Природная зона, в которой преобладают почвы | Условия почвообразования. | Мощность гумуса | ||
tu (средняя температура июля) | О (осадки) | И (испаряемость) | ||
Задание 2: Используя сигналы-символы (раздаточный материал) и полученные результаты исследования, установите их в соответствующих местах на динамическом графике.
Если класс подготовлен к такому виду работы, то ребята выполняют все задание сами без демонстрационной работы учителя, если нет, то, как демонстрационную, учитель сам выполняет характеристику тундрово-глеевых почв, ребята работают по образцу, характеризуя остальные типы почв.
На самостоятельную работу предусматривается 10минут.
Аналогичные задания получают группы характеризующие:
Подзолистые почвы, дерново-подзолистые почвы, серые лесные почвы, черноземы.
Характеристику бурых почв предполагается рассмотреть всем вместе после построения графиков, с целью выявления понимания сущности выведенной закономерности, составить характеристику этих почв без предварительной подготовки.