Этап. актуализация опорных знаний.

Деятельность учителя: Актуализация опорных знаний:

Вступительное слово: Современный почвенный покров России-результат длительного и сложного развития природы в целом. Почва определяет растительный покров, и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта. Образование почвы - сложный процесс.

Фронтальная беседа: Какие ведущие условия почвообразования вы знаете?

Деятельность учащихся: Заполняют демонстрационную схему: «Условия почвообразования», называя по одной причине, влияющей на формирование почвы.

Схема после ответа учеников:

               
    этап. актуализация опорных знаний. - student2.ru
 
Рельеф
 
 
Время
 
   
Климат
 
Материнская порода

Деятельность учителя:

Фронтальная беседа: Назовите основные типы почв России.

Предлагает демонстрационные картины или срезы почв, встречающиеся на территории России без названий. Карточки – названия почв на магнитной основе лежат на столе учителя.

Деятельность учащихся: ученики выходят по одному, берут карточку-название почвы, определяют соответствующую ей картину, укрепляют ее, повторяя основные типы почв.

Деятельность учителя: Фронтальная беседа:

Проанализируйте почвенную карту России. (Настенная карта «Почвы России»)

Какие особенности в размещении почв на территории России?

Деятельность учащихся: ожидаемые ответы:

- с севера на юг почвы меняются с широтой,

-на разных территориях наблюдается преобладание различных типов почв,

- не везде видна четкая смена почв при движении с севера на юг,

Учитель: Где, на территории России особенно отчетливо выражена смена почв с широтой при движении с севера на юг?

Учащиеся: ожидаемый ответ – на Русской равнине.

Учитель: На каких территориях нарушена смена почв с широтой.

Учащиеся: ожидаемый ответ – Среднесибирское плоскогорье.

3 Этап: Постановка вопроса поискового характера:

Чем вы можете объяснить, что, двигаясь по Русской равнине и по Среднесибирскому плоскогорью в одном случае мы, видим отчетливо выраженную смену почв с севера на юг, а в другом случае преобладание 1-го типа почвы на большей части территории?

Учащиеся: возможны затруднения в ответах или предположение различных версий, которые ученики записывают.

В этом случае учитель, предлагает подтвердить или опровергнуть версии, проведя небольшое исследование.

Деятельность учителя:постановка задач урока, четкое формулирование проблемного вопроса, оформленного в виде схемы.

Задачи урока:

1.Объяснить причины смены почв с широтой.

2. Определить какие виды почв закономерно сменяют друг друга с широтой.

3.Выявить причину нарушения широтной зональности почв.

Постановка вопроса поискового характера в виде схемы:

   
  этап. актуализация опорных знаний. - student2.ru
 
 
Причины нарушения широтной зональности почв:    

4 Этап: Инструктаж.

Деятельность учителя:предлагает разбиться классу на количество групп равное количеству основных типов почв России и совершить воображаемое путешествие по линии профиля Русской равнины:

г.Мурманск- г.Архангельск.

Каждая из групп исследует условия почвообразования по линии профиля своей почвы, заполняя таблицу (раздаточный материал).

Отчетное задание – заполнение динамического графика. Проведя исследование условий почвообразования и особенности почвы, сигналам-символам придаются значения, характерные для данных условий почвообразования и они занимают соответствующие места на динамическом демонстрационном графике.

Каждая группа получает раздаточный материал:

1.Лист заданий творческой группы:

Задание 1: Заполнить таблицу: «Характеристика тундрово-глеевой почвы», используя карты атласа: «Почвенная карта России»,

«Климат России»,

«Природные зоны России»,

раздаточный материал-«Описание почв России».

ТУНДРОВО-ГЛЕЕВЫЕ ПОЧВЫ

Природная зона, в которой преобладают почвы Условия почвообразования.   Мощность гумуса
tu (средняя температура июля) О (осадки) И (испаряемость)
         

Задание 2: Используя сигналы-символы (раздаточный материал) и полученные результаты исследования, установите их в соответствующих местах на динамическом графике.

Если класс подготовлен к такому виду работы, то ребята выполняют все задание сами без демонстрационной работы учителя, если нет, то, как демонстрационную, учитель сам выполняет характеристику тундрово-глеевых почв, ребята работают по образцу, характеризуя остальные типы почв.

На самостоятельную работу предусматривается 10минут.

Аналогичные задания получают группы характеризующие:

Подзолистые почвы, дерново-подзолистые почвы, серые лесные почвы, черноземы.

Характеристику бурых почв предполагается рассмотреть всем вместе после построения графиков, с целью выявления понимания сущности выведенной закономерности, составить характеристику этих почв без предварительной подготовки.

Наши рекомендации