Определение емкости и доли рынка

Этапы и методы исследования товарного рынка

Определение емкости и доли рынка

Оценка конкурентоспособности и стадии жизненного цикла товара

Этапы и методы исследования товарного рынка

Структура работ по комплексному исследованию рынка

Комплексное исследование рынка:

1. Изучение конъюнктуры рынка

- Определение емкости и доли рынка

- Исследование спроса

- Прогнозирование спроса

2. Исследование товара

3. Анализ деятельности конкурентов

- Изучение цен и объемов продаж

4. Анализ и прогнозирование сбыта

- Изучение поведения потребителя

- Исследование продвижения товара

Схема процесса маркетинговых исследований

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования

2. Разработка плана исследования и отбор источников

3. Выбор метода исследования

4. Сбор информации

5. Анализ собранной информации

6. Представление руководству полученных результатов

7. Контроль надежности результатов

Ранжирование рынков производится по следующим критериям:

- Емкость рынка

- Доля рынка

- Инвестиционная политика

- Темпы роста отраслей производства, потребляющих планируемые для продажи на данных рынках товары

- Географическое положение

- Импортное регулирование (в случае внешнеэкономических операций)

- Стабильность правового режима стран, в которые экспортируется товар

- Острота конкуренции

Определение емкости и доли рынка

Емкость рынка (Е) какого-либо товара (услуги) рассчитывается путем определения объема его потребления по формуле:

E=Vp+Vi –Ve+S0- SK

где Vр — объем производства и потребления товара на территории данного рынка (физ. ед. или ден. ед.);

Vi — объем импорта данного товара (физ. ед. или ден. ед.);

Ve— объем экспорта этого же товара (физ. ед. или ден. ед.).

S0 – запасы на начало данного периода;

Sк - запасы на конец данного периода

В простейшем случае прямо пропорциональной зависимости от спроса при прогнозировании емкости рынка сбыта товара (услуги) можно воспользоваться следующей формулой:

где Еt — емкость рынка в прогнозируемый период t, t=1,2,...;

Et-1 — емкость рынка в базовый период;

Dt-1, — спрос на товар (услугу) в период (t-1);

Dt — прогнозируемый спрос на данный товар (услугу) в период,

Если товар потребляется в течение n периодов, то степень насыщенности рынка данным товаром может быть охарактеризована следующим коэффициентом насыщенности рынка (Кнас):

Р0 — потенциальная потребность в товаре в момент выхода его на рынок (потенциальный спрос);

Рt — изменение (увеличение, уменьшение) потенциальной потребности в период t;

Rt — объем сбыта (реализации) товара в период t.

Изменение потенциальной потребности в товаре Rt в период t:

Rt = lt + rr + bt х mt

lt - изменение потребности (потенциального спроса) за счет воздействия разных факторов (рекламы, появления новых товаров-субститутов, социально-экономической политики и др.);

rr - объем товаров, требующих замены (потребленных или отслуживших свой срок) в период t;

mt - изменение количества покупателей;

bt - среднее количество товара, приобретаемое одним покупателем в период t.

Знание емкости рынка и объема продаж данного товара позволяет определить долю рынка, принадлежащую предприятию

vi — фактический или прогнозируемый объем продаж io предприятия за определенный период (например, год), ден. ед.;

Е - фактическая или прогнозируемая емкость рынка (общий объем продаж на данном рынке за соответствующий период), ден. ед.

Острота конкуренции

1. Технический уровень изделий аналогов предприятий-конкурентов на различных рынках.

2. Цены изделий-аналогов.

3. Относительный показатель полезности товара на каждом из рынков (Пqr):

Пqr = Uqr / Cqr , q = 1,…Q, r = 1,…N.

Uqr – технический уровень товара фирмы q на рынке r;

Cqr – цена товара q, назначаемая на рынке r.

Наши рекомендации