Определение емкости и доли рынка
Этапы и методы исследования товарного рынка
Определение емкости и доли рынка
Оценка конкурентоспособности и стадии жизненного цикла товара
Этапы и методы исследования товарного рынка
Структура работ по комплексному исследованию рынка
Комплексное исследование рынка:
1. Изучение конъюнктуры рынка
- Определение емкости и доли рынка
- Исследование спроса
- Прогнозирование спроса
2. Исследование товара
3. Анализ деятельности конкурентов
- Изучение цен и объемов продаж
4. Анализ и прогнозирование сбыта
- Изучение поведения потребителя
- Исследование продвижения товара
Схема процесса маркетинговых исследований
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования
2. Разработка плана исследования и отбор источников
3. Выбор метода исследования
4. Сбор информации
5. Анализ собранной информации
6. Представление руководству полученных результатов
7. Контроль надежности результатов
Ранжирование рынков производится по следующим критериям:
- Емкость рынка
- Доля рынка
- Инвестиционная политика
- Темпы роста отраслей производства, потребляющих планируемые для продажи на данных рынках товары
- Географическое положение
- Импортное регулирование (в случае внешнеэкономических операций)
- Стабильность правового режима стран, в которые экспортируется товар
- Острота конкуренции
Определение емкости и доли рынка
Емкость рынка (Е) какого-либо товара (услуги) рассчитывается путем определения объема его потребления по формуле:
E=Vp+Vi –Ve+S0- SK
где Vр — объем производства и потребления товара на территории данного рынка (физ. ед. или ден. ед.);
Vi — объем импорта данного товара (физ. ед. или ден. ед.);
Ve— объем экспорта этого же товара (физ. ед. или ден. ед.).
S0 – запасы на начало данного периода;
Sк - запасы на конец данного периода
В простейшем случае прямо пропорциональной зависимости от спроса при прогнозировании емкости рынка сбыта товара (услуги) можно воспользоваться следующей формулой:
где Еt — емкость рынка в прогнозируемый период t, t=1,2,...;
Et-1 — емкость рынка в базовый период;
Dt-1, — спрос на товар (услугу) в период (t-1);
Dt — прогнозируемый спрос на данный товар (услугу) в период,
Если товар потребляется в течение n периодов, то степень насыщенности рынка данным товаром может быть охарактеризована следующим коэффициентом насыщенности рынка (Кнас):
Р0 — потенциальная потребность в товаре в момент выхода его на рынок (потенциальный спрос);
Рt — изменение (увеличение, уменьшение) потенциальной потребности в период t;
Rt — объем сбыта (реализации) товара в период t.
Изменение потенциальной потребности в товаре Rt в период t:
Rt = lt + rr + bt х mt
lt - изменение потребности (потенциального спроса) за счет воздействия разных факторов (рекламы, появления новых товаров-субститутов, социально-экономической политики и др.);
rr - объем товаров, требующих замены (потребленных или отслуживших свой срок) в период t;
mt - изменение количества покупателей;
bt - среднее количество товара, приобретаемое одним покупателем в период t.
Знание емкости рынка и объема продаж данного товара позволяет определить долю рынка, принадлежащую предприятию
vi — фактический или прогнозируемый объем продаж i-гo предприятия за определенный период (например, год), ден. ед.;
Е - фактическая или прогнозируемая емкость рынка (общий объем продаж на данном рынке за соответствующий период), ден. ед.
Острота конкуренции
1. Технический уровень изделий аналогов предприятий-конкурентов на различных рынках.
2. Цены изделий-аналогов.
3. Относительный показатель полезности товара на каждом из рынков (Пqr):
Пqr = Uqr / Cqr , q = 1,…Q, r = 1,…N.
Uqr – технический уровень товара фирмы q на рынке r;
Cqr – цена товара q, назначаемая на рынке r.