Тема 11. Новейшие отложения шельфа Арктических морей
Исследования шельфовой мерзлоты. Субмаринная криолитозона. Реликтовые субаквальные криогенные толщи. Новообразование мерзлоты на мелководье и при разрушении газогидратов в море.
Задание для самостоятельной работы – построить геокриологический профиль по трансекте: шельф Карского моря-Ямал-Тазовский полуостров с использованием температурных, литологических и геохимических данных.
VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины
ПК – профессиональные компетенции – в результате освоения дисциплины обучающийся должен.
Знать:
- особенности геолого-генетических комплексов новейших отложений Севера и роль подземных и наземных льдов в их формировании;
- современные концепции развития криосферы на последнем отрезке геологической истории Земли.
Уметь:
- оценить возможности и ограничения современных методов изучения новейших отложений в условиях криолитозоны;
- готовить публикации, проводить презентации и вести дискуссии;
- получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных в районах Севера;
- обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний,
- делать палеогеографические реконструкции, прогнозные и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в регионах с вечной мерзлотой.
Владеть:
- основными палеогеографическими (в том числе криолитологическими) методами исследования, терминологией на иностранном языке;
- навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет.
IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:
А. Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Новейшие отложения Севера» применяются следующие виды образовательных технологий: лекционно-семинарско-зачетная система обучения. При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная, проблемная, лекция-визуализация, тематическая (в т.ч. в Палеонтологическом институте имени А.А Борисяка РАН).
Для практического освоения навыков анализа природных особенностей новейших отложений Севера, а также основных криолитологических районов широко применяются тематические рефераты на основе реферирования научной литературы. Их содержание определяется преподавателем на основе темпов усвоения основного учебного материала и позволяет корректировать изучение наиболее сложных тем. Тематическое содержание проводимых контрольных работ опирается на содержание лекционной части курса и соответствует темпам прохождения её студентами. При проведении практических работ широко применяется работа с различными видами географической информации (анализ геолого-геоморфологических профилей, климатических схем, палеогеографических карт), а также использование литературного материала. Практические работы и защита рефератов должны составлять не менее 30% от проводимых аудиторных занятий по региональной части раздела, преимущество при их проведении отдается интерактивным формам.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
А. Самостоятельная работа обучающегося является обязательной составляющей учебного процесса и включает в себя:
– работу по закреплению знаний, полученных в ходе лекционных и семинарских занятий, в т.ч. работу с конспектами и литературой из основного списка в целях повторения пройденного материала, подготовки к опросам и тестированию;
– приобретение дополнительных, но необходимых знаний по основным разделам и темам дисциплины, в т.ч. чтение и проработку литературных источников из дополнительного списка (включая литературу на иностранном языке);
– самостоятельный поиск и работу с источниками информации, в т.ч. периодическими научными изданиями, Интернет-источниками и базами данных;
– составление конспектов и объясняющих схем к прочитанным учебным, учебно-научным и научным литературным материалам;
– приобретение навыков подготовки рефератов и компьютерных презентаций, в т.ч. краткого, логичного изложения информации.
Для эффективной самостоятельной работы необходимо обеспечение доступа студентов к источникам информации, перечисленным в соответствующем разделе данной программы.
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы для докладов, рефератов, презентаций и др. – по видам заданий)
Вопросы по темам 1-3 (контрольная работа)
1. Укажите внутренние и внешние причины изменения климата Земли.
- Укажитечерты и особенности Кайнозойской криогенной эпохи.
- Что такое четвертичный «ледниковый порог» и колебания климата Земли плейстоценового типа.
- Перечислите основные методы изучения новейших отложений. Что изучают и что определяют?
- Методы криолитологических исследований. Дайте определение метода «криофациальный анализ» и укажите, для каких отложений его можно использовать.
- Перечислите виды посткриогенных образований и как они используются в палеореконструкциях.
Практические работы по темам 4-5
На карте России нанести границы криолитозоны в различные климатические эпохи плейстоцена-голоцена, границы оледенений, морских трансгрессий, распространения лессов, «ледового комплекса».
Используя Международную стратиграфическую шкалу четвертичной системы, составить корреляционную таблицу палеоклиматов плейстоцена-голоцена по озерным и ледниковым кернам (Байкальская скважина, Антарктида, Гренландия).
Практические работы по темам 6-8
На основе местных и региональные стратиграфические схем и стратотипических разрезов Севера составление комплексные региональные литолого стратиграфические таблицы, отражающие криолитологические особенности отложений.
Составить карту-схему распространения криогенных пород и явлений сложного и проблематичного генезиса на территорию России.
Темы докладов по теме 9
Глобальных ледниковые покровы плейстоцена и следы их деятельности
Были ли оледенения в Западной Сибири? Обзор и анализ существующих гипотез.
Ледниковые или морские отложения Западной Сибири. Проблема происхождения диамиктона.
Ледниковые формы рельеф. Роль криогенных процессов в их формировании.