Кудрявцева Юлия Дмитриевна
КУЛЬТУРА МОДЕРНА: ПОВОРОТ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ
Национальный исследовательский институт
Высшая Школа Экономики
С начала эпохи модернити у жителей городов появились особые формы взаимодействия как с другими горожанами, так и с пространством и временем. Данная работа основывается на труде Георга Зиммеля «Большие города и духовная жизнь», в которой был сформирован тезис о том, что нервная быстротечная жизнь города приводит человека к ряду компенсаторных реакций, помогающих ему справляться с трудностями в мегаполисе.
Ключевые слова: модерн, модернити, мегаполис, Зиммель, рассудочность, блазированность, культурная антропология
Key words: modernity, metropolis, Simmel, blasé, individuality, cultural anthropology, social studies
Потенциал и достижения современного общества аккумулируются и интегрируются в мегаполисе в унифицированный вид и там же формируются новые и модные тенденции. Актуальным явлением в исследованиях города является то, как его культурное пространство определяет индивида и как сам индивид позиционирует себя в этом пространстве. Виталий Куренной говорит, что «Анализ городской культуры – это принципиальный фокус рассмотрения современной культуры как таковой» [1]. Находящийся в постоянно метаморфозном состоянии мегаполис непосредственно влияет на своего жителя и не всегда положительно. Можно сказать, что ценой возможностей, открывающихся в городе для человека, является нервный, суетливый образ жизни.
Социокультурное пространство города, с точки зрения способа его организации, можно подразделить на два уровня: специализированный (деятельность в институционализированной системе общественного разделения труда) и обыденный (приватная жизнь) [2, с. 5]. Особенность второго уровня заключается в том, что со временем приватная жизнь горожанина становится более закрытой: взаимоотношения с окружающей его средой становятся менее эмоциональными, потому что индивид оказывается неспособным остро реагировать на внешние раздражители. Типичные места встреч, такие как площади, бульвары и улицы, реже выполняют эту функцию, потому что публичная коммуникация разворачивается в основном в третьих местах – особенных пространствах в городе, созданных специально для комфортного времяпрепровождения с друзьями или за личными делами, работой.
Одним из первых, кто разработал такую схему взаимодействия «город-индивид», был Георг Зиммель, написавший очерк «Большие города и духовная жизнь». Основной тезис этой работы заключается в том, что суета в городе приводит человека к ряду состояний, помогающим справляться с «повышенной нервностью жизни».
Защищают человека от быстрого темпа городской жизни своего рода компенсаторные реакции. Зиммель выделяет три таких. Первая – это рассудочность. Рассудок, по мнению немецкого социолога, является самой гибкой из наших внутренних сил. С помощью него люди могут реагировать на те или иные явления не чувствами, а головой, он охраняет нас от «насилия большого города» [3, c. 24]. Другими словами, ум и рассудок – гегемоны над городским жителем. Рассудочности способствуют и большие расстояния, по причине которых такой важный ресурс в бизнесе, как время, из-за ошибки и неправильного планирования может быть бесполезно потрачен. Жизнь в больших городах не сможет существовать без точного распределения деятельности и взаимоотношений по установленной схеме времени [4, c. 27].
Другую сторону рациональности рассматривал Макс Вебер. Он определял город понятием Marktansiedelung (рыночным поселением) [5, c. 335] и говорил, что наличие рынка – неотъемлемая его черта. Залог успеха – это равнодушие человека к индивидуальным проблемам. Его должна интересовать лишь меновая ценность вещей, нивелирующая всякое качество и всякую оригинальность под единственный критерий количества [6, c. 26]. Это подводит ко всем известному подходу к делу – «ничего личного, это всего лишь бизнес».
Вторая компенсаторная реакция – блазированность (от фр. blasé - пресыщенность), иными словами «притуплённое восприятие вещей». Из-за быстроты смены фонов в городской среде у человека формируется неспособность реагировать на новые раздражители и его нервная система «включает» автономный режим. Люди охраняют себя путём обесценивания всего объективного мира. Как говорилось выше, меновая стоимость вещей для городского жителя становится наиболее значимой величиной, и потому сами вещи кажутся ничтожными. Деньги, таким образом, решительно отбрасывают ядро вещей, их своеобразность, специфическую ценность, несравнимые особенности [7, c. 26]. В конце концов это приводит к обесцениванию и собственной личности человека.
Серьёзное влияние на человека в городской среде оказывает также и архитектура. Расширение городских территорий и появление новых застроек является фактором, который влияет на перемещение жилых кварталов за пределы исторических центров. Центр, вмещая в себя наиболее удобные зоны для общения, культурные учреждения, озеленённые местности, а также демонстрируя отсутствие производств, настраивает людей против районов каменных новостроек, в которых теперь располагается промышленность и через которые пульсирует интенсивный поток транспорта. Получается, что новые дома горожан и их новые районы кажутся им неуютными в отличие от центра. В этом противоречии кроется источник психологического напряжения жителей больших городов [8, c. 50].
Провинциалов заставляет думать о жителях больших мегаполисов, как о холодных и бесчувственных, именно блазированность. За этим же скрывается форма гораздо более всеобщей духовной сущности большого города: в нём индивид получает личную, практически безграничную свободу. Таким образом, третьим последствием повышенной нервности жизни можно считать обладание человека высокой степенью свободы от общественного контроля. Люди, взаимно безразличные, наиболее остро ощущают себя одинокими в бесконечном потоке таких же, как они. Но при этом самобытность и особенная индивидуальность каждого человека может раскрыться, выразиться. Нигде, кроме как в городе, нельзя найти такого масштабного разделения труда. Интенсификация технологических процессов влечёт за собой усложнение содержания выполняемых работ, а, следовательно, и растущую квалифицированность работников [9, c. 39]. И эта квалификация заключается не только в повышении компетентности специалиста. В задачу продавца входит пробуждение новых потребностей клиентов, что приводит к дифференциации и утончённости публики [10, c. 27]. Под влиянием этого индивидуализируются душевные качества людей.
Также важным фактором является и сложность процесса самореализации человека в рамках городской жизни. Необходимо привлечь внимание блазированных членов социальных кругов, и для этого индивид развивает свои качественные особенности. Этим объясняется чудная экстравагантность некоторых индивидов и их эпатажные черты. Их смысл заключён лишь в форме «я не такой, как все». Для многих эпатаж кажется единственным выходом выделиться в городской суете, и, прежде всего, определить своё место в будничном хаосе.
Однако не стоит забывать, что так же, как среда формирует поведение людей [11], так и сами люди формируют эту среду [12]. По мере развития культуры в процессе человеческой деятельности географическое (физическое) пространство всё в большей степени осознаётся как система (системы) образов [13, c. 29]. То есть с прогрессом культуры развиваются различные географические образы, являющиеся дистанцированными по отношению к явным нуждам общества. И возникает парадокс: чем больше новых институций появляется, тем менее уютно и комфортно чувствует себя человек во множестве этих культурных благ, смысл которых не всем понятен. Большинство людей в городе занято осуществлением функций, направленных сугубо на удовлетворение собственных нужд, поэтому, когда новых явлений и течений становится слишком много, человек не всегда успевает занять позицию, соразмерную им, осознать их роль и увидеть пользу, которую они могут ему принести.
Непосредственно с развитием географических образов связан тот факт, что сложность большого города задаётся новыми отношениями между пространством и временем. Зиммель отмечает, что большой город, каким люди его начали создавать с эпохи модерна, ассоциировался с часами и шестерёнками, каждая их которых зависит от движения другой [14, c. 29]. Современные исследования городских концепций выделяют ряд характеристик социокультурного пространства: многофункциональность, социокультурная ресурсность, межкультурная коммуникация, вертикальная и горизонтальная мобильность социальных страт, сегментированное положение индивида и так далее [15, c. 338]. Из всего этого очевидно следует вывод, что город – сложный организм, обеспечивающий функционирование и активное взаимодействие своих субъектов, поддержание их культурных контактов, а также система, позволяющая им самоопределяться и индивидуализироваться [16, c. 38].
В эпоху модерна для городского жителя являются важными особые формы взаимодействия с окружением. Являясь частью не прекращающего работу механизма городской кипучей жизни, человек меняет инфраструктуру под свои нужды так же, как и сама инфраструктура меняет человека. Это постоянное развитие есть единственная возможность мегаполисам продолжать существовать, потому что статика убийственна для города, он становится либо упадочным и заброшенным, либо неконтролируемым и близким к коллапсу.
Список использованной литературы
1. Куренной В. А. Городская культура [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch?v=Pqz-sqDbTmo (дата обращения: 23.10.2016).
2. Орлова Э. А. Социокультурное пространство массовой культуры // Обсерватория культуры. 2004. №3.
3. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3.
4. Там же.
5. Вебер М. История хозяйства. Город. М., Канон-Пресс-Ц. Кучково. 2001.
6. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3.
7. Там же.
8. Орлова Э. А. Современная городская культура и человек. М., Наука. 1987.
9. Там же.
10. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь.
11. Стародубская И. Креативный класс и креативный город: российское преломление. 8.08.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=VDjdVA3y-uo (дата обращения: 23.10.2016).
12. Балдандоржиев Ж. Б. Город как объект культурологического исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gorod-kak-obekt-kulturologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 23.10.2016).
13. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. №3.
14. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь.
15. Балдандоржиев Ж. Б. Город как объект культурологического исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 126.
16. Ревина Е. В. Пространство города в культурном метадиалоге // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. №4.