Министерства образования Республики Беларусь
Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании учебного предмета
“ География ”в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «География» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам (для всех видов учреждений общего среднего образования):
Класс | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
Курс геогра-фии | Начальный курс географии, ч. I | Начальный курс географии, ч. II | География материков и стран, ч. I | География материков и стран, ч. II | География Беларуси | Общая география |
К-во часов в учеб-ную неделю |
Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «География» отводится по 1 учебному часу в учебную неделю в каждом из X–XII классов.
В своей деятельности учителя географии руководствуются:
образовательным стандартом учебного предмета «География», который устанавливает требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, а также нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;
учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения «География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
примерным календарно-тематическим планированием «География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования);
санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Данным техническим правовым актом, в частности, установлено, что домашние задания должны задаваться учащимся с учётом возможности их выполнения в V–VI классах до 2 часов, VII–VIII классах – до 2,5 часа, IX–XI классах – до 3 часов (временные нормы указаны с учётом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше групп классов должна быть на 30 минут меньше;
правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.
Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайтах Министерства образования (www. minedu.unibel.by) и Национального института образования (www.adu.by).
В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем учителям географии:
проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;
использовать в VI–VII классах выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;
учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитатный материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;
проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией географии;
формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщающие таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;
повышать культуру устной и письменной речи, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.
Для выполнения всех видов обучающих и практических работ учащимся необходимо иметь одну тетрадь и одну контурную карту. Разрешается использовать тетради на печатной основе, но их применение не является обязательным.
К обучающим работам по географии, которые проводятся в письменной форме, относятся задания, в т.ч. тестовые и с использованием настенных карт, атласов, контурных карт, практические работы, задачи, составление планов-конспектов, опорных схем, таблиц, диаграмм, схем, оформление отчётов о результатах наблюдений, экскурсий.
Контрольные работы по географии не проводятся.
В тетрадях поля отводятся по усмотрению учителя, если используются для рабочих пометок.
При оформлении надписи на обложке тетради указываются, для чего предназначена тетрадь (для работ по географии), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. Допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.
Например:
Тетрадь | Сшытак |
для работ по географии | для работ |
ученика 6 «Б» класса | па геаграфіі |
гимназии № 71 г.Гомеля | вучаніцы 8 «А» класа |
Петрова Виталия | сярэдняй школы № 2 |
г.Наваполацка | |
Богдан Алёны |
Тетрадь | Сшытак |
для работ по географии | для работ |
ученика 7 класса | па геаграфіі |
Белоушской средней школы | вучаніцы 9 класа |
Белоуса Дмитрия | Выгалавіцкай базавай школы |
Данiльчык Вольгi |
Дата выполнения всех видов обучающих и практических работ записывается цифрами с внешней стороны страницы рабочей тетради (на полях, если они отводятся). Например: 01.09.2011.
При выполнении обучающих работ на учебных занятиях в учреждениях общего среднего образования слова «Классная работа» в рабочей тетради не пишутся, а записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой записана дата. При выполнении практических работ после слов «Практическая работа» указывается её название.
Слова «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ записываются на той же строке, на которой записана дата выполнения соответствующей работы.
Между видами работ в тетради пропускаются 4 строки (для выставления отметки или словесной оценки учебных достижений учащегося).
При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков, схем и заданий на контурной карте учащиеся могут использовать простой и цветные карандаши.
Итоговые (обозначенные в учебной программе звёздочкой) практические работы проверяются к следующему уроку (при большом количестве тетрадей – через один-два урока) у каждого учащегося, отметки выставляются в классный журнал и дневники учащихся.
Обучающие работы проверяются выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося VI–ХІ классов не менее одного раза в месяц.
При проверке обучающих и практических работ учитель зачёркивает ошибку, надписывает правильный вариант выполнения задания ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки.
По результатам проверки тетрадей, по усмотрению учителя, может быть выставлена отметка в тетрадь, классный журнал и дневник учащегося.
Одним из видов обучающих работ является реферат. Реферат как краткая передача в письменной форме содержания статьи или исследования, других источников информации должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, приложения (при необходимости). Объём обучающего реферата должен составлять: в Х классе – 12–14 страниц (при компьютерном наборе), 14–15 страниц (при написании от руки), в XI классе – соответственно 15–17 и 17–19 страниц.
Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.
Во введении даётся краткая характеристика темы реферата, обосновывается её актуальность, раскрываются цель и задачи работы, приводится перечень литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.
В основной части реферата кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.
При написании реферата необходимо делать ссылки на источники, из которых взят материал, в скобках указывать номер по списку литературы и страницу (например: [5, с. 31]). Ссылки в тексте могут быть и в виде подстрочных замечаний, нумерация которых приводится на каждой странице (начиная с единицы). Список использованной литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания.
Заключение должно быть кратким, конкретным, иметь основные выводы, а также информацию о согласии или несогласии с авторами использованных источников. Заключение не должно превышать объём введения.
При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт Times New Roman, кегль 15 пт, межстрочный интервал – 1,5.
Важное значение при выставлении отметки за реферат как вид самостоятельной творческой работы учащегося имеет его защита.
В соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации в учебных изданиях выпуска 2010, 2011 годов изменилось правописание на белорусском языке следующих слов:
Некоторые изменения | Правила орфографии 1959 г. | Правила орфографии 2008 г. |
В словах иностранного происхождения на конце слов после гласныхне под ударением вместо о пишется а | Токіо Антарыо | Токіа Антарыа |
В словах иностранного происхождения безударные финали -эр-, -эль передаются как -ар, -аль. Однако в собственных существительных написание -эр-, -эль сохраняется | кратэр фарватэр бартэр камп’ютэр | кратар, фарватар бартар камп’ютар Але:Одэр, Юпітэр |
В числительных в первом слоге перед ударением пишется я (соответственно и произносится) | дзевяты, дзесяты, семнаццаць, васемнаццаць, пяцьдзесят | дзявяты, дзясяты, сямнаццаць, васямнаццаць, пяцьдзясят |
В прилагательных, образованных от географических названий китайского происхождения, после н перед суффиксом ск мягкий знак не пишется | цянь-шаньскі чань-чуньскі | цянь-шанскі чань-чунскі |
Звуковое соединение согласного [й]с гласными в словах иностранного происхождения передаётся йотированными гласными | Нью-Йорк Йашкар-Ала | Нью-Ёрк Iашкар-Ала Але: Іаркшыр, Іакагама |
На конце слов иностранного происхождения, а также собственных имён и географических названий после согласных, кроме л, к, пишется э | Душанбе рэзюме | Душанбэ рэзюмэ Але: камюнiке |
Буквы э, е в словах иностранного происхождения после губных согласных, а также после з, с, н пишутся согласно литературному произношению | тунель iнтэрнет | тунэль iнтэрнэт |
В конце слов иностранного происхождения безударное унепереходит в ў. Пишется ў | Каратау фауна ноутбук | Каратау фаўна ноўтбук |
Большинство глаголов иностранного происхождения применяется с суффиксом -ава- (-ява-) | прагназiраваць функцыянiраваць дыферэнцыраваць | прагназаваць функцыянаваць дыферэнцаваць |
Обращаем внимание, что в 2011/2012 учебном году для организации образовательного процесса используются:
VI класс:
учебная программа «Начальный курс географии, VI класс» из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
учебные пособия:
Начальный курс географии, 6 класс авторов И.П.Галая, Б.Н.Крайко, Е.И.Галай (Минск: Народная асвета, 2010);
Атлас. Начальный курс географии. 6–7 классы / под ред. И.П.Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011).
VII класс:
учебная программа «Начальный курс географии, VII класс» из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
учебные пособия:
Начальный курс географии, 7 класс авторов З.Я.Андриевской, И.П.Галая (Минск: Издательский центр БГУ, 2011);
Атлас. Начальный курс географии. 6–7 классы / под ред. И.П.Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011).
VIII класс:
учебная программа «География материков и стран, VIII класс» из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
учебные пособия:
География материков и стран, 8 класс авторов Е.А.Зыль, П.С.Лопуха, Н.В.Науменко, Н.Л.Стрехи / под общ. ред. П.С.Лопуха (Минск: Народная асвета, 2009);
Атлас. География материков и стран. 8–9 класс / под общ. ред. П.С.Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008).
IX класс:
учебная программа «География материков и стран, IX класс» из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
учебные пособия:
География материков и стран, 9 класс авторов Н.В.Науменко, Н.Л.Стрехи / под ред. Н.В.Науменко (Минск: Народная асвета, 2011);
Атлас. География материков и стран, 8–9 классы / под общ. ред. П.С.Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008).
X класс:
учебная программа «География Беларуси, X класс» из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
учебные пособия:
География Беларуси, 10 класс авторов М.Н.Брилевского, Г.С.Смолякова, Н.Т.Яльчика (Минск: Народная асвета, 2006, 2007);
Атлас. География Беларуси. 10 класс / научный руководитель Р.А.Жмойдяк (Минск: РУП «Белкартография», 2009).
XI класс:
учебная программа «Общая география, XI класс» из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
учебные пособия:
Общая география, 11 класс авторов В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Е.Н.Мешечко, П.И.Рогача (Минск: Народная асвета, 2009);
Атлас. Общая география, 11 класс авторов В.С.Аношко, Т.А.Федорцовой (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011).
В целях реализации права учащихся на изучение учебного предмета «География» на повышенном уровне на факультативных занятиях изданы учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей) для факультативных занятий:
VI–VII классы:
«Путешествия по географической карте» авторов О.В.Кадацкой, Г.З.Озема, О.В.Сарычевой, А.Н.Шавеля (Минск: Аверсэв, 2011);
VIII класс:
«По странам и континентам» авторов Е.А.Зыль, О.П.Рабушко (Минск: Аверсэв, 2011);
IX класс:
«Евразия – материк контрастов» авторов Н.В.Науменко, Н.Л.Стрехи (Минск: Аверсэв, 2011);
X класс
«Земля белорусская» автора П.С.Лопуха (Минск: Аверсэв, 2011);
XI класс:
«География и современность» авторов П.С.Лопуха, Ю.А.Гледко (Минск: Аверсэв, 2011).
Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к географии, овладеть опытом творческой деятельности, более полно усвоить материал учебной программы, а также подготовить их к продолжению образования в высших учебных заведениях.
Указанные учебно-методические комплексы должны быть в наличии в библиотеках учреждений общего среднего образования, осуществляющих обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования.
Наряду с указанными выше учебно-методическими комплексами используются и другие программы факультативных занятий, размещённые на сайте Национального института образования и опубликованные в сборнике Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению (Минск: Национальный институт образования, 2009).
Аттестацияучащихся при освоении содержания образовательной программы общего среднего образования по географии проводится в соответствии со статьями 163–165 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок. Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учётом результатов текущей аттестации.
Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года и выражается в выставлении отметки за год с учётом результатов промежуточной аттестации по предмету «География»; по завершении обучения на ІІІ ступени общего среднего образования – в выставлении итоговой отметки с учётом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал экзамен по предмету).
Выпускной экзамен по географии будет проводиться в том же порядке, что и в истёкшем учебном году.
При приёме в учреждения образования для получения высшего образования будут использоваться соответствующие программы вступительных испытаний по учебному предмету «География», утверждённые приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2010 г. № 798.
Осенью 2011 года состоится II конкурс исследовательских работ учащихся по географии. Информация о конкурсе будет сообщена дополнительно.
Методическую работу с учителями географии в новом учебном году рекомендуется проводить в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, установленными Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 91). Она должна быть направлена на:
обеспечение качества образования;
охрану здоровья школьников;
соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
Указанные требования являются основными направлениями в определении содержания работы с учителями географии для структур методической сети республики, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров.
На августовских секциях (совещаниях) учителей географии рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
· Кодекс Республики Беларусь об образовании (Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011; Настаўніцкая газета. – № 30. – 14.03.2011).
Нормативное правовое обеспечение организации образовательного процесса по географии.
· Организация образовательного процесса по географии в 2011/2012 учебном году (по материалам инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь).
· Учебно-методическое обеспечение факультативных занятий предметной направленности.
· Развитие системы работы с одарёнными и творческими учащимися. Итоги участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
· Анализ методической работы с учителями географии за прошлый учебный год. Направления деятельности методических формирований учителей географии в 2011/2012 учебном году.
В планы работы методических формирований (методического объединения, творческой группы, школы совершенствования профессионального мастерства, школы молодого учителя и др.) рекомендуется включить вопросы:
* Системно-деятельностный подход к проектированию современного урока географии.
* Конструирование интегрированного урока географии.
* Методические особенности уроков географии разных типов.
* Повышение эффективности образовательного процесса по географии.
* Реализация культурологического подхода в преподавании географии как способ повышения эффективности образования.
* Оптимизация образовательного процесса по географии.
* Реализация межпредметных связей на уроке географии как условие оптимизации образовательного процесса.
* Коллективные и групповые формы организации деятельности учащихся на уроке.
* Организация работы школьников с географической картой.
* Факультативные занятия предметной направленности как фактор повышения качества географического образования.
* Возможности информационных технологий в развитии творческого потенциала личности учащихся на уроках географии и во внеклассной работе.
* Современный кабинет географии как условие повышения эффективности образовательного процесса.
Подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями географии в текущем учебном году размещены на сайте Академии последипломного образования (www.academy.edu.dy).
Информируем, что в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется провести:
целевое повышение квалификациипедагогических работников, являющихся руководителямиметодических формирований учителей географии «Компетентностный подход в современном географическом образовании» (31.10.2011–12.11.2011);
семинарметодистов ИРО, руководителей районных методических объединений «Организация научно-исследовательской деятельности школьников в образовательном процессе по географии» (ноябрь, 2011).
Приводим перечни учебных изданий, электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе, а также статей научно-методического журнала «Географія: праблемы выкладання», материалы которых актуальны для совершенствования методического мастерства учителя, использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях и во внеклассной работе).
Перечень учебных изданий
Наименование учебных изданий | Издательство, год издания |
VI класс, пособия для учащихся | |
Начальный курс географии. 6 класс. Контурные карты / И.П.Галай, И.Н.Гавриленко, Е.И.Галай | Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011 |
Начальный курс географии. 6 класс. Рабочая тетрадь / И.П.Галай, Е.И.Галай | Минск: Аверсэв, 2011 |
Начальный курс географии. 6 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий / А.Н.Витченко, Г.Г.Обух, Н.Г.Станкевич | Минск: Аверсэв, 2010, 2011 |
VI класс, учебные издания для учителей | |
Начальный курс географии в 6 классе / В.В.Пикулик | Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011 |
Настольная книга учителя географии. 6 класс / Г.Г.Обух; под общ. ред. А.Н.Витченко | Минск: Аверсэв, 2005 |
Начальный курс географии. Тесты. 6 класс / И.П.Галай, Е.И.Галай | Минск: Аверсэв, 2005 |
VII класс, пособия для учащихся | |
Начальный курс географии. 7 класс. Контурные карты / И.П.Галай, Е.И.Галай | Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011 |
Начальный курс географии. 7 класс. Рабочая тетрадь / И.П.Галай, Е.И.Галай | Минск: Аверсэв, 2011 |
Начальный курс географии. 7 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий / А.Н.Витченко, Г.Г.Обух, Н.Г.Станкевич | Минск: Аверсэв, 2010, 2011 |
VII класс, учебные издания для учителей | |
Уроки географии в 7 классе / Ж.М.Якубович; под ред. И.П.Галая | Минск: Народная асвета, 2007 |
Начальный курс географии. Тесты. 7 класс / И.П.Галай, Е.И.Галай | Минск: Аверсэв, 2005 |
VIII класс, пособия для учащихся | |
География материков и стран. 8 класс. Контурные карты / П.С.Лопух, Е.А.Зыль, Л.Н.Тетерко | Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011 |
География материков и стран. 8 класс. Рабочая тетрадь / Е.А.Зыль | Минск: Аверсэв, 2010, 2011 |
География материков и стран. 8 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий / А.Н.Витченко, Г.Г.Обух, Н.Г.Станкевич | Минск: Аверсэв, 2010, 2011 |
VIII класс, учебные издания для учителей | |
География материков и стран в 8 классе / Е.А.Зыль, П.С.Лопух, Н.В.Науменко, Н.Л.Стреха | Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011 |
IX класс, пособия для учащихся | |
География материков и стран. 9 класс. Контурные карты / П.С.Лопух, Г.З.Озем | Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011 |
География материков и стран. 9 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий / А.Н.Витченко, Г.Г.Обух, Н.Г.Станкевич | Минск: Аверсэв, 2010, 2011 |
IX класс, учебные издания для учителей | |
Изучение географии материков и стран в 9 классе / Н.Л.Стреха, Т.Н.Илькевич, Н.В.Науменко, С.Н.Басик | Минск: Народная асвета, 2008 |
X класс, пособия для учащихся | |
География Беларуси. 10 класс. Контурные карты / М.Н.Брилевский, Г.С.Смоляков | Минск: РУП «Белкартография», 2009–2011 |
География Беларуси. 10 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий / А.Н.Витченко, Г.Г.Обух, Н.Г.Станкевич | Минск: Аверсэв, 2010, 2011 |
X класс, учебные издания для учителей | |
География Беларуси в 10 классе / И.Н.Шарухо, Т.Н.Илькевич | Минск: Народная асвета, 2008 |
XI класс, пособия для учащихся | |
Общая география. 11 класс. Контурные карты / Г.З.Озем, А.Н.Шавель | Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011 |
Общая география. 11 класс. Тетрадь для практических работ и индивидуальных заданий / А.Н.Витченко, Г.Г.Обух, Н.Г.Станкевич | Минск: Аверсэв, 2010, 2011 |
XI класс, учебные издания для учителей | |
Общая география в 11 классе / В.Л.Белая, В.А.Круцько, Ю.М.Метельский, О.В.Сарычева | Минск: Издательский центр БГУ, 2010 |
Перечень электронных средств обучения(ЭСО) отраслевого фонда программных средств учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»:
*Начальный курс географии. 6–7 классы | Республика Беларусь / МедиуМ, 2007 |
*Физическая география Беларуси. 10 класс | Республика Беларусь / ИНИС-СОФТ, 2008 |
*География. 8–9 классы. География материков и стран | Республика Беларусь / ИНИС-СОФТ, 2010 |
Экология. Общий курс | Российская Федерация / Новый диск |
Примечание. Символом* отмечены ЭСО, которые разработаны за счёт средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
Перечень учебных настенных географических карт, подготовленных к изданию РУП «Белкартография» в 2011 году:
мировые: «Карта мирового океана. Комплексная карта», «Зерновые культуры мира», «Сельское хозяйство мира», «Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность мира», «Цветная металлургия мира», «Энергетика мира» и др.;
Республики Беларусь: «Республика Беларусь. Физическая карта», «Республика Беларусь. Политико-административная карта», «Республика Беларусь. Карта населения», «Республика Беларусь. Экономическая карта», «Республика Беларусь. Ландшафтная карта» и др.
Перечень учебных карт и атласов, изданных РУП «Белкартография» в 2002–2010 годах, размещён на сайте Национального института образования (www.adu.by).
Перечень статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Геаграфія: праблемы выкладання»:
Актуальные вопросы содержания географического образования
VI–VII классы
1. Беганский А.В. Средства дистанционного зондирования атмосферы. – 2009. – № 2.
2. Галай И.П. Образование гор. – 2009. – № 2.
3. Гледко Ю.А., Логинова Е.В. Землетрясения Земли и их влияние на географическую оболочку. – 2010. – № 6.
4. Лопух П.С., Романкевич А.П. Понятие о современных методах определения географических координат с помощью спутниковых систем. – 2009. – № 6.
5. Каўрыга П.А. Клiматаўтваральныя працэсы i геаграфiчныя фактары клiмату. – 2010. – № 1.
6. Молодова Л.П. Значение почв, их сокращение и изменение под влиянием антропогенных воздействий. – 2009. – № 6.
7. Тайны коралловых рифов. – 2009. – № 5;
VIII–IX классы
1. Авчинников А.Б., Емельяненко Е.В. Энергетическая безопасность стран Балтии. – 2010. – № 6.
2. Науменко Н.В., Стреха Н.Л. Дополнительный программный материал по курсу «География материков и стран». – 2010. – № 3, 5, 6.
3. Озем Г.З., Шавель А.Н. Государства Балтии. – 2009. – № 5.
4. Тайны коралловых рифов. – 2009. – № 5;
X класс
1. Андриевская З.Я., Некриш В.В. Машиностроительный комплекс Республики Беларусь. – 2009. – № 5.
2. Багдашыч А.Я. i iнш. Аб некаторых асаблiвасцях геаграфiчнага вывучэння якасцi жыцця насельнiцтва Рэспублiкi Беларусь. – 2010. – № 1.
3. Лопух П.С. и др. Географические аспекты развития атомной энергетики в Беларуси. – 2010. – № 2.
4. Сасноўскi В.М. Сацыяльна-эканамiчныя партрэты раёнаў Беларусi. – 2008. – № 2–6; 2009. – № 1.
5. Сасноўскі В.М., Цімошак С.Л. Аб неабходнасці і асаблівасцях методыкі правядзення інтэгральнай ацэнкі ўзроўню сацыяльна-эканамічнага развіцця адміністрацыйных раёнаў Рэспублікі Беларусь. – 2009. – № 5.
6. Смоляков Г.С. Проблемы развития средних городов Беларуси. – 2010. – № 1.
7. Шуканова З.Н. и др. Перспективы развития альтернативной энергетики в Республике Беларусь. – 2011. – № 2.
Журнал «Народная асвета»
Парфенцова Е.В. Международные культурные связи Республики Беларусь. – 2009. – № 1.
XI класс
1. Андриевская З.Я., Крайко Б.Н., Потаева Г.Р. Чёрная металлургия мира. – 2010. – № 3.
2. Андриевская З.Я., Крайко Б.Н., Потаева Г.Р. Цветная металлургия мира. – 2010. – № 5.
3. Андриевская З.Я., Крайко Б.Н., Потаева Г.Р. Энергетические ресурсы мира. – 2009. – № 2, 6.
4. Андриевская З.Я., Потаева Г.Р. Автомобилестроение мира. – 2011. – № 2.
5. Белковская Н.Г. и др. Географические аспекты продовольственной проблемы. – 2010. – № 6.
6. Галай Е.И. Лесные ресурсы мира, их использование и охрана. – 2009. – № 5, 6.
7. Молодова Л.П. Воздействие сельского хозяйства на природную среду и современные тенденции экологизации отрасли на основе новых достижений биотехнологии. – 2010. – № 5.
8. Молодова Л.П. Значение почв, их сокращение и изменение под влиянием антропогенных воздействий. – 2009. – № 6.
9. Шуканова З.Н., Чернова И.В. Современные тенденции развития мирового зернового хозяйства. – 2009. – № 6.
10. Шуканова З.Н., Чернова И.В. Динамика территориальной структуры мировой цветной металлургии. – 2009. – № 3;
VI–XI классы
1. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе. – 2009. – № 5.
2. Зарубов А.И., Ганущенко Н.Н. Рекомендации для подготовки учащихся к республиканским и международным олимпиадам по географии. – 2010. – № 6.
3. Белая В.Л. Картографическая подготовка школьников – прерогатива географии. – 2010. – № 6.
4. Бондарь Е.В. Формы и методы работы со средствами информационных технологий на уроках географии. – 2009. – № 6.
5. Клебанович Н.В. Использование задач при преподавании географии. – 2009. – № 3, 4; 2010. – № 1, 2, 3, 5, 6; 2011. – № 1, 2.
6. Климович А.В., Кухарчик Ю.В. Географическая номенклатура. – 2009. – № 6.
7. Красновская В.А. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении. – 2010. – № 2.
8. Сикорский А.Н. Государственная символика и география. – 2011. – № 1.
9. Федоринчик Р.Г. Топонимическая составляющая содержания школьного географического образования. – 2011. – № 1;
Методика и технологии преподавания географии
VI–VII классы
1. Бурак Н.Л. План-канспект урока па геаграфii ў 6 класе «Геаграфiчныя каардынаты». – 2010. – № 2.
2. Кисляк И.В., Пичугина И.Н. Творческие, исследовательские задания и вопросы по начальному курсу географии. – 2010. – № 3.
3. Мяцельскi Ю.М. Урок па тэме «Вялiкiя геаграфiчныя адкрыццi». – 2010. – № 5.
4. Несцер В.У. Урок па тэме «Энергетыка. Палiўная прамысловасць (нафтавая, газавая, вугальная)». 7 клас. – 2010. – № 1;
VIII–IX классы
1. Галубовiч А.В. Урок па курсе «Геаграфiя мацерыкоў i акiянаў». – 2011. – № 1.
2. Зыль Е.А. Практические работы в курсе «География материков и стран», 8 класс. – 2010. – № 3.
3. Климович А.В., Томина И.Л. Интегрированный урок географии и истории. – 2009. –- № 5.
4. Красько И.И. Тестовые задания для тематического контроля. – 2011. – № 2.
5. Русак С.П. План-конспект урока географии в 8 классе. – 2009. – № 5.
6. Саскевіч А. Урок на тэму «Атлантычны акіян», 8 клас. – 2010. – № 3.
7. Уроки географии в 8 классе. – 2009. – № 2.
8. Побожная И.В. Урок «Касситеридия». – 2011. – № 1.
9. Шевчук Т.Н. Планы-конспекты уроков. – 2010. – № 3;
X класс
1. Кисляк И.В. Урок по теме «Электроэнергетика Республики Беларусь». – 2009. – № 3.
2. Кисляк И.В. Полезные ископаемые Республики Беларусь. – 2011. – № 2.
3. Комса Н.И. План урока географии по теме «Области Беларуси», 10 класс. – 2010. – № 2.
4. Рудник Н.Г. Изучение темы «Лёгкая промышленность» в контексте техники развития критического мышления (ТРКМ). – 2011. – № 1;
XI класс
1. Крутько В.Н. Система работы с топографическими картами. – 2009. – № 3.
2. Мяцельскі Ю.М. Праграмныя практычныя работы па агульнай геаграфіі. – 2009. – № 5.
3. Пичугина И.Н. Численность населения мира и демографическая политика. – 2009. – № 3;
VI–XI классы
1. Васілеўскі А.А. Краязнаўчы аспект як адзін з элементаў фармiравання пазнавальнай дзейнасцi вучня. – 2010. – № 1.
2. Голубович О.В. Использование интеллектуальных игр на уроках географии. – 2010. – № 1.
3. Сикорский А.Н. Межпредметные связи – путь к расширению кругозора и интеллекта школьника. – 2009. – № 3.
4. Шабуня И.С. История с географией, или Наука для извозчиков. – 2010. – № 2.
Факультативные занятия
1. Программы факультативных занятий («По странам и континентам» – 8 класс; «Путешествия по географической карте» – 6–7 классы; «Евразия – материк контрастов» – 9 класс; «Земля белорусская» – 10 класс; «География и современность» – 11 класс). – 2010. – № 4.
2. Пракаповiч I.М. Праграма факультатыўных заняткаў «Насельнiцтва i тапанімiя роднага краю» для 8-га класа агульнаадукацыйных школ i краязнаўчых гурткоў. – 2009. – № 6.
3. Шалiк М.М., Есмантовiч Л.М. Iнтэграваны ўрок па факультатыўных курсах «Юны эколаг» i «Бiясфера – наш дом». – 2010. – № 6.
Внеклассная работа
1. Жилевич А.Л. Красота и богатство лесов Беларуси. – 2010. – № 6;
2. Клёсов С.К., Клёсова Р.Н. Изучение валунов как средство формирования интереса учащихся к географии. – 2010. – № 5;
3. Клёсов С.К., Клёсова Р.Н. Роль кружковой работы в формировании экологической культуры учащихся. – 2009. – № 6;
4. Клёсов С.К., Клёсова Р.Н. Географическая литература, или Литературная география. – 2011. – № 2;
5. Климович А.В. Урок-телепередача «Тайны Бермудского треугольника». – 2009. – № 2;
6. Косик Т.С., Скопцева Л.С. Возможности и направления сотрудничества школы и вуза в организации исследовательской деятельности учащихся. – 2011. – № 1;
7. Печурская Г.Ф. Пункты дуги Струве на туристской тропе Белорусского Полесья. – 2011. – № 2.
Журнал «Народная асвета»
Прушинская Л.Е. Географо-литературный проект «Экспофорум – 2009». – 2009. – № 9.
Методическая работа
Белая В.Л. «Примерные рекомендации по организации работы методических объединений учителей географии в 2011/2012 учебном году». – 2011. – № 3.