Мозговая атака (brainstorming)

Является самым известным приёмом для работы в группах. От 6 до 12 участ­ников должны посредством хаотичного вихря мыслей «взбудоражить» проблему, затем стихийно и без размышления выдать максимальное количество идей. Каждый участник стимулируется высказываниями из группы. Ведущий принимает любое предложение без обсуждения или критики, выбирает для этого краткую, понятную формулировку и просит одного ассистента изобразить её наглядно для всех (например, на карточке размером 10x20 см). Тур должен про­должаться 30 минут.

Найденные идеи упорядочиваются и связываются. В последующей дискуссии вы­являются пригодные идеи, которые могут быть усовершенствованы и комбиниро­ваны в совместном обсуждении или с помощью новой мозговой атаки. Ведущий следит за соблюдением правил игры. Правила игры запрещают какую-либо критику новых, кажущихся, быть может, сначала сумасшедшими, идей. Та­кие предложения открывают нетрадиционные пути. Осуществимость этих идей, затраты и другие препятствия обсуждаются позже в другом туре. Метод мозговой атаки применяется во многих вариантах. Метод «Цветок лотоса» является одним из этих многочисленных видоизменений.

Упражнение-2

Цель: приобретение навыков работы в группе, генерации идей и поиска альтернативных решений.

Задание: студентам необходимо провести переговоры и прийти к компромиссу.

Количество участников: 20-25 человек.

Участники:

- ведущий-Дон Педро;

- два представителя от первой команды;

- два представителя от второй команды.

Время проведения: 65 минут.

Подготовка:

- две карточки, на каждой из которых один из вариантов легенды;

- два чиста листы бумаги форматом А4;

- стол и пять стульев.

Стол ставится в центре аудитории, два стула ставятся с одной стороны стола (для двух представителей от первой команды) и два – с другой (для двух представителей от второй команды). Пятый стул ставится в торец стола (Дон Педро). С левой стороны аудитории вкруг ставятся стулья для участников первой команды, с правой стороны – для участников второй команды.

Структура выполнения задания:

1. Студенты объединяются в подгруппы по 10-12 человек (5 минут).

2. Каждая подгруппа получает карточку с одним из вариантов легенды и чистый лист бумаги формата А4. Варианты карточек с легендой представлены в Приложении 2 (5 минут). На этом этапе группы не должны знать, какой вариант легенды у их соперников и какова их миссия.

3. В течение 20 минут каждая команда знакомится со своим вариантом легенды и готовит стратегию переговоров с Доном Педро. Заключительным шагом в этом этапе становится выбор двух представителей от каждой команды, которые будут проводить переговоры с бразильцем.

4. Ведущий объявляет условии игры в течение 5 минут, которые представлены ниже :

- команды встречаются три раза друг с другом. На каждую встречу отводится по пять минут. Первая и последняя встречи проходят с присутствием Дона Педро, вторая предназначена для переговоров представителей команд и поиска компромиссного решения;

- участники команд не должны выкрикивать с места и давать советы во время встречи представителей с Дном Педро;

- представители команд имеют право остановить переговоры на 5 минут, чтобы обсудить с остальными членами команды принятия альтернативного решения при его затруднительном выборе в процессе ведения переговоров с представителями другой команды.

- участники должны предлагать различные варианты выхода из сложившейся ситуации, дополняющиеся их аргументацией;

- представители могут меняться на разных этапах переговоров, если остальные участники группы посчитают, что они не могут достойно представить команду.

- Дон Педро может отказать обеим командам и не продать авокадо никому, чтобы этого не произошло необходимо убедить его в необходимости этого продукта для вашей команды;

- игра может закончиться и при первой встрече с Доном Педро, если участники убедят его продать им авокадо.

5. Встреча с Доном Педро и озвучивание командами своей миссии. Переговоры длятся пять минут. За это время представители команд должны договориться с Доном Педро о приобретении авокадо (5 минут).

6. После первой встречи представители возвращаются на места и обсуждают встречу со второй группой (5 минут).

7. Переговоры между представителями команд и выбор ими альтернативного решения (5 минут) (5 минут).

8. Последняя встреча представителей команд с Доном Педро и принятие им решения: «Кому и в каком объеме продать авокадо?» (5 минут).

9. Обсуждение результатов игры и подведение итогов (10 минут).

3. МЕТОД «6-3-5»

Применяется в группах для стихийного рождения идей. Метод представляет собой вариацию метода «Мозговая атака». Правило игры состоит в следующем: 6 участников игры записывают в течение 5минут 3 мысли по теме, каждую мысль на отдельный лист.

Через 5минут эти 3 листа передаются следующему участнику, который без обсуж­дения добавляет свои примечания на каждом листе. После того, как все участники напишут свои примечания к каждому из этих 18 листов, накапливаются до 108 мыслей по теме. Несомненно, идеи и примечания будут неоднократно повторяться, однако среди них будут и 50-60 применимых идей. Этот процесс должен продол­жаться 30 минут. Далее следует совместное обсуждение и оценка результатов

Упражнение-3

Цель: приобретение навыков использования метода «6-3-5» при разработке названия продукта.

Задание: студентам необходимо придумать название продукту, используя метод «6-3-5».

Количество участников: 18-24 человек.

Время проведения: 65 минут.

Подготовка:

- карточки с вариантами товаров/бизнесов (примерно 5х9 см);

- три чистых листа форматом А5 для каждого участника упражнения.

Структура выполнения задания:

1. Студенты объединяются в подгруппы по 6 человек (5 минут).

2. Каждая подгруппа получает карточку с указание направления деятельности и чистые листы бумаги формата А5. Варианты карточек представлены в Приложении 3 (5 минут).

3. В течение 5минут каждый участник подгруппы записывает 3 мысли по теме, указанной в полученной карточке. Каждая мысль должна быть записана на отдельном листе.

4. Через 5минут 3 листа с записанными мыслями передаются следующему участнику, который без обсуж­дения добавляет свои примечания на каждом листе, отталкиваясь от вышестоящей идеи на полученном листе. Это продолжается пока все участники не запишут свои варианты названий на каждом из 18 листов. Всего должно получиться 108 вариантов названий по обозначенной теме. Общее время, затраченное на этом этапе не должно превышать 30 минут.

5. Обсуждение участниками подгрупп полученных вариантов названий товаров, бизнесов и выбор наиболее уникального (7 минут).

6. Представление каждой подгруппой выбранных названий. Возможно озвучивание также оригинальных и необычных названий (5-8 минут).

7. Групповое обсуждение полученных результатов и подведение итогов (10 минут).

ЦВЕТОК ЛОТОСА

Этот метод разрабатывался в Японии. Он используется для улучшения производственных процессов.

В нём используется диаграмма, которая имитирует цветок лотоса: от центра цветка - центрального понятия - расходятся как лепестки производные - мысли или варианты решения проблем.

Центральная тема пишется в середине центрального квадрата (например, новый продукт - мобильный телефон, который должен уметь больше, чем звонить).

мозговая атака (brainstorming) - student2.ru

Рисунок 2 Метод «Цветок лотоса»

Центральная тема пишется в середине центрального квадрата (например, новый продукт - мобильный телефон, который должен уметь больше, чем звонить).

Участники группы разрабатывают идеи или решения, которые связаны с централь­ной темой и которые вписываются в поля от «А» до «Н» в центральный квадрат «В» полях «А» до «Н» появившиеся идеи образовывают затем центры добавленных квадратов идей (лепестки). В них есть место для 8 новых мыслей. Из этих лепестков вырастают другие лепестки.

Эта техника помогает находить, собирать и упорядочивать мысли.

Упражнение-4

Цель: приобретение навыков использования метода «Цветок лотоса» при разработке нового продута.

Задание: студентам необходимо разработать товар, которого еще нет на потребительском рынке, используя метод «Цветок лотоса».

Количество участников: 20-25 человек.

Время проведения: 65 минут.

Подготовка:

- карточки с вариантами товаров (примерно 5х9 см);

- листы бумаги форматом А3 с готовой сеткой Цветка лотоса

(Приложение 4).

Структура выполнения задания:

1. Студенты объединяются в подгруппы по 5 человек (5 минут).

2. Каждая подгруппа получает карточку с указание варианта товара, который необходимо усовершенствовать (например, добавить дополнительные функции, изменить дизайн) и чистые листы бумаги формата А3 с сеткой Цветка. Варианты карточек с товарами представлены в Приложении 5 (5 минут).

3. В течение 30минут каждая подгруппа заполняет предложенную сетку по своему товару. Правила заполнения сетки:

- название товара, который необходимо усовершенствовать, пишется в середине центрального квадрата;

- в квадратах от «А» до «Н» прописываются характеристики, которыми должен обладать данный товар;

- в полях от 1 до 8 указываются дополнительные свойства, которые развивают основное, обозначенное соответствующей буквой.

4. Представление подгруппами своих усовершенствованных товаров. Докладчики должны акцентировать внимание аудитории на добавленные ими характеристики, уточняя их назначение и необходимость включения в данный товар. На каждое выступление отводится 5 минут.

5. Групповое обсуждение предложенных вариантов развития товаров и подведение итогов (10 минут).

Примечания:

1.Количество «лепестков» может быть больше. В связи с этим студентам следует предложить чистый лист бумаги без обозначения полей сетки.

2. Упражнение может быть дополнено графическим сопровождением разработанного товара. В связи с этим необходимо обеспечить студентов дополнительными листами бумаги, ножницами, цветными карандашами и маркерами и увеличить время подготовки к выступлению на 10 минут.

3 ЭТАЛОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (BENCHMARKING)
(Найти наилучшую практику управления!)

Предприятие или его часть сравнивает при помощи этого метода свою производст­венную практику с практикой лучших известных конкурентов. Результат сравнения помогает поставить перед собой высокие, однако одновременно реалистичные для достижения цели и воодушевить участников к изменению привычной практики. Эталонное тестирование является сравнительным анализом процессов дея­тельности и результатов, являющихся решающими для достижения успеха.

Эталонное тестирование:

-показывает, что что-то должно быть сделано, и раскрывает собственные дефици­ты;

-показывает, насколько сильными должны быть изменения, чтобы догнать самого лучшего;

-показывает, что этого можно достичь, так как лучший демонстрирует это;

-показывает, как это должно быть сделано, чтобы стать победителем;

-требует большое количество общения внутри предприятия, а также общения с конкурентами.

Наши рекомендации