Билет №9стилистика словообразования
Билет №7Лексические образные средства
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Выделяются такие тропы: метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве.
Еще одна разновидность тропов – метонимия. Это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности.
Эпитет – это художественное определение: Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен… (А. Фет)
Сравнение – это сопоставление двух явлений, с целью определения одного посредством другого.
Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы:
С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. совпадающие в звучании и написании, но совершенно различные по значению слова: ключ – «родник» и ключ – «отмычка». Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омофоры) также являются источником выразительности. Литота – преуменьшение (простота) заключающаяся в отрицании признака несвойственного предмету. Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова. Оксюморон (от греч. – «остроумно-глупая») – это стилистическая фигура, которая сочетает в себе контрастные по значению слова, создающие новые понятия или представления.
Билет №8 Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение. Благозвучие.
Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phone - звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений. К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).
Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).
Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).
Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.
Благозвучие- оптимальное сочетание гласных и согласных звуков, одинаковых или близких по артикуляции. Положительные или отрицательные ассоциации , возникающие при произношении звуков. редкое использование консонантных сочетаний.
Билет №9стилистика словообразования
Словообразование — образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский, работа → работник.
Аффиксация – это наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикреплённый). В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж . Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1) приставочный:
делать ? пере-делать;
2) суффиксальный:
синий ? син-ев-а, мыть ? мыть-ся, гордый?горд-и-ть-ся;
3) приставочно-суффиксальный:
стакан ? под-стакан-ник, бежать? раз-бежать-ся, говорить? пере-говар-ива-ть-ся.
4) бессуфиксный:
синь ? синий, выход?выходить
5) сложение целых слов:
диван + кровать ? диван-кровать,
6) сложение основ с помощью соединительных гласных:
лес + степь ? лес(о)степь;
7) сложение начальной части слова с целым словом:
стенная газета ? стенгазета;
8) сложение с одновременны присоединением суффикса:
Сок +о+ выжима-ть+-лк_( а) ? соковыжималка;
9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):
Министерство иностранных дел ? МИД; городской отдел народного образования ? гороно;
10) Усечение основы производящего слова:
маг ? магнитофон, зам ? заместитель.
11) образование слов из словосочетаний:
с ума сшедший ? сумасшедший.
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Например, некоторые существительные образовались путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий). Этот способ еще называется субстантивацией.