Вынос в натуру горизонтального расстояния
На линии 1с'' от точки 1 необходимо отложить наклонное расстояние S1, соответствующее горизонтальному проложению s1. Переход от s1 к S1 осуществляется по следующей формуле (рис. 75):
Рис.75. Вертикальный разрез по линии 1–с" |
,
где δ – угол наклона линии 1 – с".
Угол наклона δ в зависимости от требуемой точности определяется на местности при помощи эклиметра, теодолита или рассчитывается с использованием горизонталей.
Устройство эклиметра показано на рис. 76.
Рис. 76. Эклиметр:
1 – круг, разделенный на градусы; 2 – кнопка, закрепляющая круг; 3 – шкала; 4 – визирная трубка; 5 – щель визирной трубки; 6 – лупа; 7 – грузик, под действием которого нулевой диаметр круга, находящегося в свободном состоянии, занимает горизонтальное положение; 8 – нить
Для измерения угла наклона наблюдатель становится в начале линии, берет в руку эклиметр, пальцем нажимает на 2, через 5 смотрит на веху, установленную в конце линии, и наводит 8 на метку высоты глаза наблюдателя на вехе. Когда круг перестанет колебаться, наблюдатель отпускает 2, в результате будет зафиксирован угол между нулевым диаметром круга и визирной линией, равный углу наклона местности. Глядя одновременно в визирную трубку и, мысленно продолжив горизонтальную нить на круг, берут отсчет, соответствующий углу наклона линии.
Если проектное расстояние S1 меньше длины рулетки, то оно откладывается от точки 1 по линии 1– с". Точка С может быть смещена от точки с" в сторону уменьшения или увеличения длины линии1–с" в зависимости от положения точки с".
8. ЭЛЕМЕНТЫ АЭРОФОТОСЪЕМКИ
И ФОТОГРАММЕТРИИ
В настоящее время при составлении топографических карт и решении ряда инженерно-геодезических задач широко используются аэрофотосъемка и методы фотограмметрии.
Аэрофотосъемка – это процесс фотографирования земной поверхности с воздуха. При этом обычно используется аэрофотоаппарат, установленный на борту самолета, вертолета или другого летательного аппарата.
Фотограмметрия – это процесс получения карт и планов на основе фотоснимков местности.
Аэрофотоаппарат и фотоснимки
Аэрофотоаппарат (АФА) состоит из следующих частей: камера, объектив, прикладная рамка, кассета, катушки для пленки, пленка (рис. 77).
Рис. 77. Устройство аэрофотоаппарата
Аэрофотоаппарат характеризуется следующими фокусными расстояниями (fк): 55, 70, 100, 140 и 200 мм. При помощи АФА получают аэрофотоснимки размером 18´18, 24´24 и 30´30 см.
На снимке (рис. 78) имеются координатные метки, главная точка снимка и ее координаты xо и yо.
Рис. 78. Аэроснимок |
Главная точка снимка – основание перпендикуляра, опущенного из оптического центра объектива на плоскость аэроснимка. Главная точка снимка должна находиться на пересечении координатных осей в точке О'. Однако по техническим причинам главная точка снимка О не совпадает с точкой О' и определяется координатами xо и yо.
Координаты главной точки снимка xо и yо и фокусное расстояние fк являются элементами внутреннего ориентирования снимка.
Различают плановые и перспективные аэроснимки. Плановые снимки получают в результате плановой аэрофотосъемки, когда оптическая ось АФА составляет с вертикалью угол α < 3º. При α > 3º получают перспективные снимки.
Масштаб горизонтального аэроснимка – это отношение фокусного расстояния fк АФА к высоте полета самолета Н (рис. 79), т. е.
где m – знаменатель масштаба.
Рис. 79. К определению масштаба аэроснимка
Аэроснимки (рис. 80) делятся на
1) крупномасштабные 1:10000 и крупнее;
2) среднемасштабные 1:10000 – 1:25000;
3) мелкомасштабные мельче 1:25000.
Рис. 80. Аэрофотоснимок
После выполнения аэрофотосъемки производят проявление пленки и ее закрепление, а затем путем контактной печати изготовляют аэроснимки.