Система географических наук. Учебно-метолическим объединением
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее образование
А. А. САМОЙЛЕНКО
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
Рекоменло&ано
Учебно-метолическим объединением
по образованию в области сервиса
в качестве учебного пособия для студентов вузов,
обучающихся по специальностям
230500 ((Социально-культурный сервис и туризм»
и 061100 «Менеджмент организации»
Феникс
Ростов-на-Дону "2006
УДК 338.48(075.8) ББК 65.433я73 ККТ580 С 17
Рецензенты:
Черпаков В. В., декан факультета бухучета и статистики
ИМСИТ, доцент, кандидат биологических наук.
Литвинская С. А, заведующий кафедрой геоэкологии
КубГУ, профессор, доктор биологических наук,
член-корреспондент РАЕН.
Самойленко А А С 17 География туризма : учеб. пособие/А А Самойлен-ко; - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 368 с: ил. - (Высшее образование)
ISBN 5-222-07366-1
Учебное пособие адресуется студентам вузов, обучающимся по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 061100 «Менеджмент организации» и студентам ссу-зов, обучающимся по специальности «Туризм». В пособии дается характеристика туристских макрорегионов мира, России и Краснодарского края, рассматривается география основных направлений и видов туризма, особенно связанных с активными видами и формами отдыха. Приводятся учебные планы, программа, контрольные тесты и вопросы.
УДК 338.48(075.8) ББК 65,433я73
О Самойленко А А, 2005
ISBN 5-222-07366-1 © Оформление. ООО «Феникс», 2006
СОДЕРЖАНИЕ * , ■ ,
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................5
ГЛАВА I. География туризма:
Введение в дисциплину...........................................7
ГЛАВА II. География туризма в мире................15
2.1. Туристско-рекреащюнные макрорегионы и регионы мира, их краткий обзор15~
2.2. Состояние развития гостиничного хозяйства в мире138
2.3. География туризма с целью отдыха
и развлечений.............................................51
2.4. Лечебно-оздоровительный туризм
в мире.............................................................54
2.5. Деловой туризм.............................................59
2.6. Международные железнодорожные туристские перевозки64
2.7. Морские и речные круизы.......................74
2.8. Распространение религиозного туризма в мире91
2.9. Экологический туризм за рубежом.............105
2.10. Приключенческий и экзотический туризмv121
ГЛАВА III. География туризма
в Российской Федерации......................................141
3.1. Туристские регионы
и их характеристика................................141
3.2. Состояние развития гостиничного бизнеса в России200
3.3. Развитие экологического туризма
в стране....................................,..................210
т*щ&"+ **7?'
ч&юящгща
3.4. Краткий обзор состояния развития экскурсионно-познавательного туризма218
3.5. Распространение по территории страны религиозного туризма223
3.6. Характеристика активных туров
по стране....................................................235
3.7. Развитие санаторно-курортного
лечения в стране......................................252
ГЛАВА IV. География туризма
Краснодарского края............................................259
4.1. Природно-ресурсный потенциал.........259
4.2. Места религиозного паломничества.... 270
4.3. Спортивные туристские походы.................275
4.4. Некатегорийные маршруты........................282
4.5. Наиболее популярные коммерческие туристские и экскурсионные маршруты, предлагаемые турфирмами.........................289
4.6. Программы активных туров
для иностранных и отечественных
туристов.......................................................305
ЛИТЕРАТУРА............................................................319
ПРИЛОЖЕНИ Я................................................323
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «География туризма» рассчитана на студентов высших учебных заведений туристского профиля, обучающихся по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 061100 «Менеджмент организации». Тематический план курса разработан на 120 часов. 1йз них 70 часов приходится на лекционный материал, 50 часов — на аудиторные семинарские занятия, выездные практические занятия и другие активные формы обучения.
По результатам изучения дисциплины студенты ОДО сдают зачет (или экзамен) и проходят тестирование остаточных знаний. Студенты ОЗО пишут 2 контрольные работы и сдают зачет. Тесты состоят из 40 вопросов, охватывающих все разделы и темы настоящей дисциплины.
Для организации зачета (экзамена) разработаны 90 вопросов и практических заданий.
Основная цель изучения курса - формирование студентами системных знаний о современном состоянии туристкой отрасли в мире и России, основных тенденциях и путях их развития.
Основные задачи сводятся к следующему:
• дать представление о структуре дисциплины;
• изучить туристские макрорегионы и регионы мира;
• познакомиться с состоянием развития гостиничного бизнеса в мире, России и на Кубани;
• узнать об уровне развития основных направлений туризма — отдыха и развлечений, делового, санаторно-курортного и др.;
• дать знания по географии распространения рели
гиозного туризма, активных форм туризма, в том
числе приключенческого и экзотического;
• показать преимущественное развитие экологического туризма в мире перед традиционными видами и формами туризма;
• научить студентов навыкам работы с контурными и настенными географическими картами.
А. А. САМОЙЛЕНКО
Для успешного освоения настоящей дисциплины студенты должны изучить следующие учебные курсы: «Регионоведение», «География России», «Введение в туризм».
Учебное пособие «География туризма» содержит в себе 559 страниц текстовой части и включает 14 таблиц, 5 диаграмм, 23 картосхемы. Оно состоит из 4 глав, 7 приложений и списка основной и дополнительной литературы 43^тйменований. В конце каждой темы приводятся контрольные вопросы для закрепления пройденного материала.
Учебное пособие содержит огромное количество цифрового и фактологического материала, поэтому будет интересно не только для студентов вышеперечисленных специальностей, но и для студентов средних специальных учебных заведений и лицейских классов туристского профиля, слушателей системы дополнительного образования, практиков туризма.
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
ГЛАВА I
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА:
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
За последние 25—30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха.
В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.
Как нам представляется, для студентов туристских специальностей предметом дисциплины «География туризма» является изучение природно-ресурсного потенциала территорий и туристских регионов мира, страны и ее регионов, представляющие интерес для туризма.
Географию туризма в меньшей степени интересуют комплексные физико-географические исследования природы, экономики, населения какого-то региона за рубежом или в нашей стране, и не устанавливается взаимодействие между обществом людей и окружающей средой. В большей части она изучает и описывает те особенности природы (рельеф, воды, растительность, животный мир, ландшафт, геология), которые являются притягивающей силой, для туриста и экскурсанта. Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и события, которые привлекают людей с самыми разными потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными гео-
А. А. САМОЙЛЕНКО
графическими районами и объектами. Поэтому геогра- i
фический фактор в туризме играет ключевую роль (Ро- {
манов А.А., Саакянц Р.Г., 2002). Географические фак- ]
торы подразделяются на физико-географические, эко- 1
номико-географические, этнические, культурно-истори- |
ческие и геополитические факторы. |
К физико-географическим факторам относятся харак- I
"тер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустын- 1
ный и т. д.), особенности географического положения, j
климатические и ландшафтные особенности местности, j
богатство и уникальность растительного и животного '.|
мира, наличие экзотических и уникальных природных J
объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъят- ^
ный животный мир, минеральные воды и грязи.
Чем богаче разнообразные природные ресурсы в ка
ком-то регионе, тем больше у него возможностей для i
привлечения туристов. 's
Экономико-географические факторы влияют на раз- |
витие туризма двояко. С одной стороны они выступают
как объекты, привлекающие туристов в конкретное ме- i
сто, с другой стороны являются важным средством раз- 1
вития рекреации и туризма. В первом случае из-за раз- !
личий в уровне развития регионов и стран экономики у i
представителей деловых и промышленных кругов про- 5
является интерес. В программу путешествий бизнесме- |
ны включают посещение научных центров и промыш- '.
ленных предприятий с целью изучения опыта, ознаком- |
ления с результатами в научно-технической сфере, тех- 1
нологий, повышения профессионального уровня. Во ]
втором случае экономико-географические факторы спо- 4
собствуют развитию материальной базы туризма, мо- ]
дернизации и реконструкции объектов, внедрению но- I
вейших технических достижений и информационных |
технологий. I
К экономико-географическим факторам прежде все- |
го относятся; выгодность экономико-географического 1
положения (относительно туристских рынков, транзит
ные возможности); уровень социально-экономическо-
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА 9
______ ,______________ ._____ * --------------------- -™----------- ,----------------------------- .,—
го развития принимающей страны и страны*, поставляющей туристов; наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т. д.; уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.
Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны.
С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним — мощный рычаг для развития туризма.
Геополитический фактор в последние годы стал весь
ма существенным при принятии туристами решений до
поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо ре- -
гион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки
зрения стабильности ситуации, отсутствия межнацио
нальных конфликтов, отношения местного населения к
приезжим и т. д. ^
Термин «География туризма» зародился в США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10—15 лет научные статьи появились во Франции, Англии и Японии. В пос- 'левоенные годы улучшение в экономике подхлестывало ученых развитых стран проводить исследования по географическим аспектам туристской деятельности.
В Советском Союзе основы географии туризма начали формироваться в середине 60-х годов прошлого столетия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической жизни: быстрый роет потребностей населения в рекреационной деятельности способствовал осознанию того, что удовлетворение этих потреб-
щ^^^ут^щ^рр^т^^^^у^^^^^^^^
А. А. САМОЙЛЕНКО
ностей станет важнейшим фактором развития общества. Поэтому индустрия отдыха бурно развивалась (В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин и др., 1989).
За рубежом научное направление географии туризма в 60-х годах базировалось на теоретических и методологических основах экономической географии и изучало проблемы влияния на хозяйственную структуру, занятости населения, транспортных потоков. В 70-х годах рекреационно-туристская проблематика исследовалась уже в рамках социальной географии. Немецкие ученые Рупперт и Майер назвали ее географией свободного времени. В нашей стране к этому времени проведены исследования в области культурной климатологии (Чубуков, 1962), по оценке природных условий отдыха (Смирнова, 1969; Веденин, Мирошниченко, 1969), по поляризации урбанизированных и рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационного районирования (Родоман, 1971). В 1969, 1972 и 1976 годах были проведены Всесоюзные совещания по проблемам отдыха и туризма. Выпущены коллективные монографии. Постоянно формируется концепция о рекреационно-географическом пространстве как основе дальнейшего развития теории в рекреационной географии и главном объекте исследований. Рекреационно-географическое пространство характеризуется многомерностью и системностью. Его основной системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогичес-ких знаний, уточняются методологические и теоретические принципы рекреации, что воздействует на распространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.
Отличительная особенность советской географии состоит в том, что она до конца 80-х годов была общественно-географической дисциплиной, изучающей территориально-рекреационные системы (ТРС). После распада Советского Союза многие из ТРС, расположенные
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
за пределами России, развивались, попав в зоны этнических и рекреационных конфликтов.
С середины 90-х годов предметом исследования рекреационной географии стало изучение пространственных закономерностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности и размещения рекреационных объектов (Николаенко, 2001).
Ныне рекреационная география ориентируется не на ТРС, а на более широкий предмет. Это фундаментальная географическая дисциплина.
Говоря о месте рекреационной географии в системе географических наук, необходимо знать, что эта система очень динамична.
Эта система может быть представлена следующим образом (по Николаенко Д. В.).
Таблица 1
Система географических наук
№ п/п | Название блока дисциплин | Название дисциплин |
Общественные (гуманитарные) | Экономическая география, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география | |
Естественные географические | Физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и т. д. | |
Теоретические и методологические географические | Теоретическая география, метагеография, картография, топография |
«s?*^ »^&фюашр'ФЦ{1птт7&кФ1Фч*
А. А. САМОЙЛЕНКО
Из данных таблицы 1 видно, что рекреационная география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. Ге'ография туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».
Контрольные вопросы:
1. В чем отличие понятия «туризм» в советский период и в нынешнее время?
2. Как вы считаете, что является предметом изучения дисциплины «География туризма»?
3. Почему географический фактор играет ключевую роль в туризме7
4. Из каких факторов состоят географические факторы?
5. Приведите 2-3 примера, как геополитический фактор весьма существенен при принятии туристами решения о поездке.
6. Когда и где зародился термин «География туризма»?
7. Отличительная особенность советской географии 70-80-х г.г. XX в.
8. В блок каких географических дисциплин входит рекреационная география?
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
г
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
ГЛАВА II
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ