Система географических наук. Учебно-метолическим объединением

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование

А. А. САМОЙЛЕНКО

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА

Рекоменло&ано

Учебно-метолическим объединением

по образованию в области сервиса

в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по специальностям

230500 ((Социально-культурный сервис и туризм»

и 061100 «Менеджмент организации»

Феникс

Ростов-на-Дону "2006

УДК 338.48(075.8) ББК 65.433я73 ККТ580 С 17

Рецензенты:

Черпаков В. В., декан факультета бухучета и статистики

ИМСИТ, доцент, кандидат биологических наук.

Литвинская С. А, заведующий кафедрой геоэкологии

КубГУ, профессор, доктор биологических наук,

член-корреспондент РАЕН.

Самойленко А А С 17 География туризма : учеб. пособие/А А Самойлен-ко; - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 368 с: ил. - (Выс­шее образование)

ISBN 5-222-07366-1

Учебное пособие адресуется студентам вузов, обучающимся по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 061100 «Менеджмент организации» и студентам ссу-зов, обучающимся по специальности «Туризм». В пособии да­ется характеристика туристских макрорегионов мира, России и Краснодарского края, рассматривается география основных направлений и видов туризма, особенно связанных с актив­ными видами и формами отдыха. Приводятся учебные планы, программа, контрольные тесты и вопросы.

УДК 338.48(075.8) ББК 65,433я73

О Самойленко А А, 2005
ISBN 5-222-07366-1 © Оформление. ООО «Феникс», 2006



СОДЕРЖАНИЕ * , ■ ,

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................5

ГЛАВА I. География туризма:

Введение в дисциплину...........................................7

ГЛАВА II. География туризма в мире................15

2.1. Туристско-рекреащюнные макрорегионы и регионы мира, их краткий обзор15~

2.2. Состояние развития гостиничного хозяйства в мире138

2.3. География туризма с целью отдыха

и развлечений.............................................51

2.4. Лечебно-оздоровительный туризм

в мире.............................................................54

2.5. Деловой туризм.............................................59

2.6. Международные железнодорожные туристские перевозки64

2.7. Морские и речные круизы.......................74

2.8. Распространение религиозного туризма в мире91

2.9. Экологический туризм за рубежом.............105

2.10. Приключенческий и экзотический туризмv121

ГЛАВА III. География туризма

в Российской Федерации......................................141

3.1. Туристские регионы

и их характеристика................................141

3.2. Состояние развития гостиничного бизнеса в России200

3.3. Развитие экологического туризма

в стране....................................,..................210

т*щ&"+ **7?'

ч&юящгща

3.4. Краткий обзор состояния развития экскурсионно-познавательного туризма218

3.5. Распространение по территории страны религиозного туризма223

3.6. Характеристика активных туров

по стране....................................................235

3.7. Развитие санаторно-курортного
лечения в стране......................................252

ГЛАВА IV. География туризма

Краснодарского края............................................259

4.1. Природно-ресурсный потенциал.........259

4.2. Места религиозного паломничества.... 270

4.3. Спортивные туристские походы.................275

4.4. Некатегорийные маршруты........................282

4.5. Наиболее популярные коммерческие туристские и экскурсионные маршруты, предлагаемые турфирмами.........................289

4.6. Программы активных туров

для иностранных и отечественных
туристов.......................................................305

ЛИТЕРАТУРА............................................................319

ПРИЛОЖЕНИ Я................................................323

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная дисциплина «География туризма» рассчи­тана на студентов высших учебных заведений туристс­кого профиля, обучающихся по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 061100 «Менеджмент организации». Тематический план курса разработан на 120 часов. 1йз них 70 часов приходится на лекционный материал, 50 часов — на аудиторные семи­нарские занятия, выездные практические занятия и дру­гие активные формы обучения.

По результатам изучения дисциплины студенты ОДО сдают зачет (или экзамен) и проходят тестирование оста­точных знаний. Студенты ОЗО пишут 2 контрольные ра­боты и сдают зачет. Тесты состоят из 40 вопросов, охва­тывающих все разделы и темы настоящей дисциплины.

Для организации зачета (экзамена) разработаны 90 вопросов и практических заданий.

Основная цель изучения курса - формирование сту­дентами системных знаний о современном состоянии туристкой отрасли в мире и России, основных тенден­циях и путях их развития.

Основные задачи сводятся к следующему:

• дать представление о структуре дисциплины;

• изучить туристские макрорегионы и регионы мира;

• познакомиться с состоянием развития гостинич­ного бизнеса в мире, России и на Кубани;

• узнать об уровне развития основных направлений туризма — отдыха и развлечений, делового, сана­торно-курортного и др.;

• дать знания по географии распространения рели­
гиозного туризма, активных форм туризма, в том
числе приключенческого и экзотического;

• показать преимущественное развитие экологичес­кого туризма в мире перед традиционными вида­ми и формами туризма;

• научить студентов навыкам работы с контурными и настенными географическими картами.

А. А. САМОЙЛЕНКО

Для успешного освоения настоящей дисциплины студенты должны изучить следующие учебные курсы: «Регионоведение», «География России», «Введение в туризм».

Учебное пособие «География туризма» содержит в себе 559 страниц текстовой части и включает 14 таблиц, 5 диаграмм, 23 картосхемы. Оно состоит из 4 глав, 7 приложений и списка основной и дополнительной ли­тературы 43^тйменований. В конце каждой темы при­водятся контрольные вопросы для закрепления прой­денного материала.

Учебное пособие содержит огромное количество цифрового и фактологического материала, поэтому бу­дет интересно не только для студентов вышеперечис­ленных специальностей, но и для студентов средних специальных учебных заведений и лицейских классов туристского профиля, слушателей системы дополнитель­ного образования, практиков туризма.

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



ГЛАВА I

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА:

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

За последние 25—30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов ак­тивного отдыха, то в настоящее время этот термин ис­пользуется и как экономическое явление, и как дея­тельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умствен­ного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха.

В настоящее время у зарубежных и российских гео­графов существуют разные подходы к концепциям раз­вития географии туризма. Это и экономическая кон­цепция, и региональные, и пространственные, и эво­люционные.

Как нам представляется, для студентов туристских специальностей предметом дисциплины «География ту­ризма» является изучение природно-ресурсного потен­циала территорий и туристских регионов мира, страны и ее регионов, представляющие интерес для туризма.

Географию туризма в меньшей степени интересуют комплексные физико-географические исследования при­роды, экономики, населения какого-то региона за ру­бежом или в нашей стране, и не устанавливается взаи­модействие между обществом людей и окружающей сре­дой. В большей части она изучает и описывает те осо­бенности природы (рельеф, воды, растительность, жи­вотный мир, ландшафт, геология), которые являются притягивающей силой, для туриста и экскурсанта. Кро­ме того, в сферу деятельности дисциплины входят па­мятники археологии, истории и культуры, объекты и события, которые привлекают людей с самыми разны­ми потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными гео-

А. А. САМОЙЛЕНКО

графическими районами и объектами. Поэтому геогра- i

фический фактор в туризме играет ключевую роль (Ро- {

манов А.А., Саакянц Р.Г., 2002). Географические фак- ]

торы подразделяются на физико-географические, эко- 1

номико-географические, этнические, культурно-истори- |

ческие и геополитические факторы. |

К физико-географическим факторам относятся харак- I

"тер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустын- 1

ный и т. д.), особенности географического положения, j

климатические и ландшафтные особенности местности, j

богатство и уникальность растительного и животного '.|

мира, наличие экзотических и уникальных природных J

объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъят- ^
ный животный мир, минеральные воды и грязи.

Чем богаче разнообразные природные ресурсы в ка­
ком-то регионе, тем больше у него возможностей для i
привлечения туристов. 's

Экономико-географические факторы влияют на раз- |
витие туризма двояко. С одной стороны они выступают

как объекты, привлекающие туристов в конкретное ме- i

сто, с другой стороны являются важным средством раз- 1

вития рекреации и туризма. В первом случае из-за раз- !

личий в уровне развития регионов и стран экономики у i

представителей деловых и промышленных кругов про- 5

является интерес. В программу путешествий бизнесме- |

ны включают посещение научных центров и промыш- '.

ленных предприятий с целью изучения опыта, ознаком- |

ления с результатами в научно-технической сфере, тех- 1

нологий, повышения профессионального уровня. Во ]

втором случае экономико-географические факторы спо- 4

собствуют развитию материальной базы туризма, мо- ]

дернизации и реконструкции объектов, внедрению но- I

вейших технических достижений и информационных |

технологий. I

К экономико-географическим факторам прежде все- |

го относятся; выгодность экономико-географического 1
положения (относительно туристских рынков, транзит­
ные возможности); уровень социально-экономическо-

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА 9

______ ,______________ ._____ * --------------------- -™----------- ,----------------------------- .,—

го развития принимающей страны и страны*, поставля­ющей туристов; наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т. д.; уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.

Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает боль­шое количество различных наций и народностей, кото­рые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся позна­комиться с жизнью разных народов, посещая различ­ные страны.

С этническими факторами тесно связаны культур­но-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним — мощ­ный рычаг для развития туризма.

Геополитический фактор в последние годы стал весь­
ма существенным при принятии туристами решений до
поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо ре- -
гион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки
зрения стабильности ситуации, отсутствия межнацио­
нальных конфликтов, отношения местного населения к
приезжим и т. д. ^

Термин «География туризма» зародился в США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10—15 лет научные статьи появились во Франции, Англии и Японии. В пос- 'левоенные годы улучшение в экономике подхлестывало ученых развитых стран проводить исследования по гео­графическим аспектам туристской деятельности.

В Советском Союзе основы географии туризма нача­ли формироваться в середине 60-х годов прошлого столе­тия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической жизни: быстрый роет потреб­ностей населения в рекреационной деятельности способ­ствовал осознанию того, что удовлетворение этих потреб-

щ^^^ут^щ^рр^т^^^^у^^^^^^^^



А. А. САМОЙЛЕНКО

ностей станет важнейшим фактором развития общества. Поэтому индустрия отдыха бурно развивалась (В. С. Пре­ображенский, Ю. А. Веденин и др., 1989).

За рубежом научное направление географии туриз­ма в 60-х годах базировалось на теоретических и мето­дологических основах экономической географии и изу­чало проблемы влияния на хозяйственную структуру, занятости населения, транспортных потоков. В 70-х го­дах рекреационно-туристская проблематика исследова­лась уже в рамках социальной географии. Немецкие ученые Рупперт и Майер назвали ее географией свобод­ного времени. В нашей стране к этому времени прове­дены исследования в области культурной климатологии (Чубуков, 1962), по оценке природных условий отдыха (Смирнова, 1969; Веденин, Мирошниченко, 1969), по поляризации урбанизированных и рекреационных лан­дшафтов, проблемам рекреационных ландшафтов, про­блемам рекреационного районирования (Родоман, 1971). В 1969, 1972 и 1976 годах были проведены Всесоюзные совещания по проблемам отдыха и туризма. Выпущены коллективные монографии. Постоянно формируется концепция о рекреационно-географическом простран­стве как основе дальнейшего развития теории в рекреа­ционной географии и главном объекте исследований. Рекреационно-географическое пространство характери­зуется многомерностью и системностью. Его основной системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогичес-ких знаний, уточняются методологические и теорети­ческие принципы рекреации, что воздействует на рас­пространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.

Отличительная особенность советской географии состоит в том, что она до конца 80-х годов была обще­ственно-географической дисциплиной, изучающей тер­риториально-рекреационные системы (ТРС). После рас­пада Советского Союза многие из ТРС, расположенные

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



за пределами России, развивались, попав в зоны этни­ческих и рекреационных конфликтов.

С середины 90-х годов предметом исследования рек­реационной географии стало изучение пространствен­ных закономерностей поведения людей в процессе рек­реационной деятельности и размещения рекреационных объектов (Николаенко, 2001).

Ныне рекреационная география ориентируется не на ТРС, а на более широкий предмет. Это фундаменталь­ная географическая дисциплина.

Говоря о месте рекреационной географии в системе географических наук, необходимо знать, что эта систе­ма очень динамична.

Эта система может быть представлена следующим образом (по Николаенко Д. В.).

Таблица 1

Система географических наук

№ п/п Название блока дисциплин Название дисциплин
Общественные (гуманитарные) Экономическая география, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география
Естественные географические Физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и т. д.
Теоретические и методологические географические Теоретическая география, метагеография, картография, топография

«s?*^ »^&фюашр'ФЦ{1птт7&кФ1Фч*

Система географических наук. Учебно-метолическим объединением - student2.ru

А. А. САМОЙЛЕНКО

Из данных таблицы 1 видно, что рекреационная гео­графия входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дис­циплинами. Ге'ография туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие понятия «туризм» в советский пе­риод и в нынешнее время?

2. Как вы считаете, что является предметом изуче­ния дисциплины «География туризма»?

3. Почему географический фактор играет ключевую роль в туризме7

4. Из каких факторов состоят географические фак­торы?

5. Приведите 2-3 примера, как геополитический фактор весьма существенен при принятии турис­тами решения о поездке.

6. Когда и где зародился термин «География ту­ризма»?

7. Отличительная особенность советской географии 70-80-х г.г. XX в.

8. В блок каких географических дисциплин входит рекреационная география?

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА




Система географических наук. Учебно-метолическим объединением - student2.ru


г

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



ГЛАВА II

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ

Наши рекомендации