Сегментная отчетность организации
Контрольная работа
по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Вариант № 10
Работу выполнила студентка Шебанова Т.Л. группа 3-2 Б/с г. Ливны | Замечания по работе |
Работу проверила Бочарова И.Ю. |
Отметка о зачете дата «____» _________20г.
Подпись преподавателя ________________
Г. Орел, 2011г.
Сегментная отчетность организации
ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000г. N 11н и введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2000г. В Положении изложено понятие "информация по сегментам", показаны сфера применения Положения, его назначение, порядок выделения информации по отчетным сегментам и формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, способ представления и состав информации по отчетным сегментам.
Положение применяется при составлении бухгалтерской отчетности всеми коммерческими организациями, за исключением кредитных. Субъекты малого предпринимательства ПБУ 12/2000 могут не применять. Данное Положение не применяется также при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организацией, и составлении отчетной информации для иных специальных целей.
Применение ПБУ 12/2000 должно обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы ее развития, подверженность рискам и способность к получению прибыли.
Сегментная отчетность – это данные о доходах и расходах компании, ее активах и пассивах в разрезе подразделений филиалов или магазинов компании.
Самый распространенный вариант сегментной отчетности – учет прибыли и убытков в разрезе номенклатурных групп. Специфика построения такого отчета связана с тем, что все затраты делятся на прямые и косвенные. При этом прямые затраты распределяются по сегментам, в то время как косвенные учитываются в целом по компании. Это позволяет объективно оценивать, какую маржинальную прибыль (или вклад на покрытие) приносит та или иная товарная группа, и принимать решения об изменении товарного ассортимента.
Чтобы создать подобную отчетность, потребуется перестроить план счетов бухгалтерского учета, создать на нем аналитику в разрезе операционных сегментов. А также четко разграничить затраты на прямые и косвенные.
Затраты – это стоимость всех ресурсов, использованных в деятельности предприятия.
Информация по сегменту - это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности.
Одним из основополагающих документов, устанавливающих порядок формирования и представления информации по сегментам, стал Международный стандарт финансовой отчетности "Сегментная отчетность" (МСФО № 14). Сегментная отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО № 14, обобщает информацию относительных различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем, чтобы помочь требованиям финансовых отчетов:
– лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;
– точнее оценить риски и прибыли компании;
– принимать более обоснованные решения относительно компании в целом и ее отдельных подразделений.
ПБУ 12/2000 предназначено для коммерческих организаций (исключая организации кредитные) при составлении сводной бухгалтерской отчетности в двух случаях: если у организации есть дочерние и зависимые общества или если в соответствии с учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на организацию возложена обязательность составления сводной бухгалтерской отчетности.
В п. 5 ПБУ 12/2000 дается определение информации по трем видам сегментов.
По операционному сегменту – это информация, которая раскрывает деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или группы однородных товаров, работ, услуг.
При выявлении товаров, работ, услуг в операционный сегмент могут учитываться следующие факторы:
– назначение товаров, работ, услуг;
– процесс производства товаров, выполнения работ;
– потребление (покупателем) товаров, работ, услуг;
– методы продажи товаров и распространения услуг;
– система управления деятельностью организации (если применимо).
По географическому сегменту – это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе. Причем предполагается, что такая деятельность подвержена рискам и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей в других регионах деятельности организации.
При выделении информации по географическим сегментам предполагается исходить из следующих факторов:
– сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых осуществляется деятельность организации;
– общность правил валютного контроля;
– наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
– сходство деятельности;
– рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе.
При этом формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в РФ.
По отчетному сегменту – это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в свободной бухгалтерской отчетности.
Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности организации устанавливают самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры.
При этом ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности, приходилось не менее 75% выручки организации.
Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям обязательного 10-процентного размера.
При составлении бухгалтерской отчетности выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.
Деление на первичную и вторичную информацию по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности.
В состав первичной информации по отчетному сегмента входят следующие показатели:
– общая выручка, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателям от операций с другими сегментами;
– финансовый результат (прибыль или убыток);
– общая балансовая величина актива;
– общая величина обязательств;
– общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
– общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
– совокупная доля чистой прибыли (убытка) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.
Если первичной информацией признается информация по операционным сегментам, то в состав вторичной информации по географическим сегментам в бухгалтерской отчетности представляются следующие показатели:
– величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта (не менее 10% общей выручки организации);
– балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов (не менее 10% величины активов всех географических сегментов);
– величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов (не менее 10% величины активов всех географических сегментов). Данные показатели выделяются по географическим сегментам в случае соблюдения количественного измерителя построения сегмента – 10%. Новое ПБУ 12/2000 рассчитано на коммерческие организации, которые осуществляют различные виды деятельности и зачастую распределены по различным географическим сегментам.
На основе бухгалтерской отчетности без ее специальной подготовки заинтересованный пользователь не может выделить информацию по производству конкретного вида продукции либо информацию по деятельности организации в том или ином географическом регионе, т.е. когда информация обобщенная, а не сегментированная.
ПБУ 12/2000 устанавливает правила формирования и представления в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам, которая позволяет заинтересованным пользователям лучше оценить деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получение прибыли.
Целью МСФО 14 "Сегментная отчетность" является регламентация представление компаниями отчетности о сегментах деятельности с тем, чтобы помочь пользователям финансовой отчетности лучше понять показатели работы компании, оценить существенные риски и выгоды в ее деятельности, найти наиболее обоснованные решения относительно данной компании.
В отличие от ранее действующих положений МСФО 14 устанавливает, что сегментную отчетность должны представлять только те компании, долевые или долговые ценные бумаги которых свободно обращаются на открытом рынке, или которые готовятся к выпуску долевых или долговых ценных бумаг (находятся в процессе выпуска) на открытый фондовый рынок.
Стандарт предусматривает два вида отчетных сегментов: хозяйственные сегменты и географические сегменты.
Хозяйственный сегмент представляет собой часть операций компании, направленных на производство товаров и услуг, который подвержен рискам и выгодам, отличающим его от рисков и выгод других хозяйственных сегментов.
Географический сегмент представляет собой часть операций компании по производству товаров и услуг в конкретной экономической среде, который подвержен рискам и выгодам, возникающим в этой среде и отличающимся от рисков и выгод сегментов, действующих в других экономических условиях.
Доходы и расходы отчетного сегмента.
Доходы сегмента представляют собой сумму той части доходов компании, которая может быть обоснованно отнесена в доходы данного сегмента, а также доходы, непосредственно полученные в операциях, проведенных самим сегментом.
Расходы сегмента включают расходы, возникшие непосредственно в результате операционной деятельности сегмента и обоснованную часть соответствующих расходов, которые могут быть распределены на данный сегмент.
Сегментные результаты. Определяются сопоставлением его доходов и расходов. Корректировки на долю меньшинства в прибыли (убытках) при расчете сегментных результатов не принимаются во внимание.
Активы и обязательства отчетного сегмента. Активы сегмента включают краткосрочные активы, которые используются в операционной деятельности сегмента, основные средства, НМА, но не включают те активы, которые используются для общих целей компании и для управления ею.
Обязательства сегмента состоят из кредиторской задолженности поставщикам, авансовых поступлений, начисленных обязательств и обязательств по займам и кредитам, оплачиваемых за счет результатов деятельности данного сегмента. Обязательства по налогу на прибыль в отчетность сегмента не включаются.
Учетная политика сегмента не отличается от общей учетной политики компании, если только не существует специальной учетной политики для сегмента, которая дополняет общую учетную политику.
МСФО 8 «Операционные сегменты», результат сближения международных стандартов с US GAAP, пришел на смену ранее действовавшему МСФО 14 «Сегментная отчетность». Новый стандарт применяется к периодам, начинающимся с 1 января 2009 года и позднее, и регламентирует раскрытие информации об операционных сегментах в годовой и промежуточной финансовой отчетности. Досрочное применение МСФО 8 разрешается, при этом на новой основе готовятся также и сравнительные данные.
Вместо строгой регламентации примечаний о сегментах, ранее предлагаемой МСФО 14, МСФО 8 предусматривает так называемый управленческий подход. Примечания по сегментам должны составляться на основании данных управленческой отчетности и отражать логику принятия операционных решений. Благодаря требованиям нового стандарта внешние пользователи финансовой отчетности смогут оценить не только финансовое положение компании, данные по сегментам, но и узнать, какие показатели использованы руководством для принятия решений, получить представление о качестве управления.
Если действие старого стандарта распространялось лишь на компании, ценные бумаги которых обращались на открытом рынке, то теперь сфера применения стандарта расширилась. Новый стандарт «захватывает» еще и компании, которые только лишь регистрируют выпуск долевых и долговых инструментов в регулирующих органах.
Новый стандарт вводит понятие «высшего руководства, ответственного за принятие решений». Данный орган управления может быть как единоличным (один человек), так и коллегиальным. Ему предоставляется внутренняя отчетность, на основании которой и принимаются управленческие решения.
МСФО не ограничивают количества выделяемых отчетных сегментов, но следует помнить, что затраты на подготовку отчетности должны соответствовать результату. Исходя из этого принципа рекомендуется не вдаваться в излишнюю детализацию. Так, если у компании более 10 сегментов, то нужно разобраться, не были ли превышены «пределы разумного».
В МСФО 8 выведены операционные сегменты – компоненты компании, обладающие следующими характеристиками:
– осуществляют хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании);
– по сегментам имеется отдельная финансовая информация;
– результаты деятельности сегмента регулярно анализируются ответственным лицом компании в целях принятия решений о выделении ресурсов и оценки эффективности деятельности сегмента;
Однако приведенных критериев недостаточно, чтобы корректно определить основу сегментации. Например, если руководство компании в управленческой отчетности анализирует финансовые показатели подразделений исходя из их географического положения, то при подготовке примечания о сегментах компания также должна использовать географический принцип выделения.
Компания должна представлять информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих пороговых значений:
- выручка от внешних покупателей и от внутренних операций с другими сегментами компании составляет не менее 10% совокупной выручки всех сегментов;- финансовый результат (прибыль либо убыток) сегмента в абсолютном выражении составляет не менее 10% от большей в абсолютном значении величины: совокупной прибыли всех операционных сегментов или совокупного их убытка;
- на активы операционного сегмента приходится не менее 10% общей величины активов всех операционных сегментов.
Если совокупная выручка от внешних покупателей по всем отчетным сегментам меньше 75% общей выручки компании, следует выделять дополнительные отчетные сегменты, даже если они не удовлетворяют количественным пороговым показателям. Делать это нужно до тех пор, пока по крайней мере 75% выручки не будет приходиться на отчетные сегменты.
В случае если операционный сегмент не удовлетворяет количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.
Информацию о других видах хозяйственной деятельности и сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить. Раскрытия в этом случае будут сделаны по категории «все прочие сегменты». При этом приводится описание источников выручки, включенных в категорию «все прочие сегменты».
В каждом конкретном случае последовательность выделения отчетных сегментов будет примерно одинакова.
Показатели. Помимо описания видов деятельности, производимых продуктов (оказываемых услуг), экономической среды и географических регионов, в которых компания осуществляет свою деятельность, новый стандарт предписывает раскрывать показатели прибыли (убытка) и общую сумму активов по каждому отчетному сегменту. Раскрывается, в частности, следующая информация.
Выручка и расходы:
– выручка от внешних покупателей, а также от операций с другими сегментами компании;
– сумма амортизации;
– доля предприятия в прибыли (убытке) зависимых компаний и совместных предприятий, учитываемая по методу долевого участия;
– расход (доход) по налогу на прибыль;
– процентные доходы и расходы. Доходы раскрываются отдельно от расходов за исключением сегментов, большая часть выручки которых получена за счет процентов. В таком случае лицо, принимающее решения, может полагаться на чистую процентную выручку при оценке результатов деятельности сегмента и выделении ему ресурсов. Соответственно, в отчетности можно привести выручку за вычетом расходов, раскрыв данный факт;
– существенные статьи доходов и расходов (например, от финансовых операций, доходы и расходы от реализации активов), существенные не денежные статьи.
Активы:
– величина инвестиций в зависимые компании и совместные предприятия, которые отражаются по методу долевого участия;
– суммы приобретенных внеоборотных активов, кроме финансовых инструментов, отложенных налоговых активов и прав, возникающих по договорам страхования.
Информация о крупных клиентах. Для раскрытия уровня зависимости компании от того или иного клиента стандарт вводит количественный критерий: величина выручки, полученной от одного покупателя, больше либо равна 10% совокупной выручки компании. При этом группа компаний, находящихся под общим контролем, рассматривается как единый покупатель для целей данного стандарта. То же относится и к государству, и к контролируемым им предприятиям.
Принципы подготовки информации. Помимо показателей, подлежит раскрытию и принцип подготовки информации о сегментах, а также данные сверки приводимой информации с показателями бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Это связано прежде всего с тем, что принципы подготовки управленческой отчетности, а следовательно, и сегментной информации могут отличаться от МСФО.
Оптимальное решение – унифицировать управленческий и финансовый учет информации по сегментам. В частности, постараться избежать расхождений в периметре компаний по сегментам и статьях раскрытий по МСФО 8. Некоторое время будут вестись два параллельных учета, точнее, компания войдет в фазу бесконечного сближения, сведения двух учетных систем друг с другом. Потом предстоит неизбежная борьба с расхождениями, что предполагает трудоемкие операции сверки. Если компания нацелена на автоматизацию процесса подготовки отчетности по МСФО, то придется понести расходы на обновление или внедрение информационных систем, поскольку с высокой вероятностью прежние не будут справляться с возросшими массивами данных.
Требования стандарта ориентированы на то, чтобы пользователи финансовой отчетности могли сравнивать между собой информацию по отраслям – что происходит в том или ином сегменте, как они функционируют. Особенно это актуально для вертикально-интегрированных компаний, которых в России немало.
Следуя МСФО, компания принимает на себя ответственность за достоверность и обоснованность приводимой информации. Это не предполагает ни двойного учета, ни отступлений от МСФО, ни манипуляций с показателями