II. Проведение мероприятия
Основан в 2004 году
Ответственный за выпуск : Налбат Л.П.
Редактор - оформитель: Свищев Б. В.
СОДЕРЖАНИЕ
Методическая копилка. Использование игровых технологий на уроках географии. Викторина «Веселая география»…..... Налбат Л. П. | ||
Роль игры в процессе преподавания географии…………………………………………………… Свищев Б. В. | ||
Открытый урок. «Индия – крупнейшая из развивающихся стран мира». 11 класс. Урок + презентация………………………Ионова Е. Н. | ||
«Население стран Южной Америки». Урок в 7 классе. Карпий Н. Г. | ||
Из материалов конкурса профессионального мастерства педагогов «45 минут славы». «Руды черных и цветных металлов Донецкой области». Урок + презентация ……………………...……....Свищев Б. В. |
Методическая копилка
Налбат Людмила Павловна Учитель географии ДОШ № 150 Высшая категория „Старший учитель” |
Использование игровых технологий на уроках географии.
Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные?
Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с игровыми технологиями. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени.
Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, «скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания.
Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее.
Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
Поэтому на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы. Самым трудным этапом урока для меня является подведение итогов.
Итог учебной работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится; педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому я заранее продумываю варианты мотивов учащихся:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи,
- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым,
- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.
Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.
Я очень часто использую уроки обобщение после прохождение больших тем. Эти уроки систематизируют знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе. В практике я часто использую игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе.
В целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску учеников.
******************
Викторина "Веселая география"
Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.
Подготовка к викторине: в классе или из нескольких классов одной параллели формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
II. Проведение мероприятия
- Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем...
· Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
· Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
- Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса (каждый правильный ответ – 1 балл).
1 конкурс «В стране сообразилии»
(география + смекалка)
1) Загадочная разминка:
1-ая команда
· Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
· Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
· Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
· Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);
2-ая команда
· Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);
· Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);
· Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);
· Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);
3-тья команда
· В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);
· Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги ( болото);
· Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);
· Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).
2) Географические шарады:
- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.
Например:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
ЦелоеЛюди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).
1-ая команда:
Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце - ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе - это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).
2-ая команда:
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно — название страны. (Я + пони = Япония).
3-тья команда:
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит на болоте беспечно.
А целое — местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).
3) Геологика:
- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
· Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
· Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),
· Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),
· Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
· Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),
· Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),
· Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),
· Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),
· Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?
- Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:
· Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),
· Омичи (в Омске),
· Индийцы (в Индии)
· Куряне (в Курске),
· Томичи (в Томске)
· Донетчане (в Донецке, Украина).
5) Ответ ищите в вопросе:
- Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов. Будьте внимательны! (например - В какую речку уронила Таня мячик? (в Нил, что в Африке - уронила)).
· Из какого города вызвали гримёра? (из Рима - гример).
· Где вьюга не завывает? (На юге - вьюга).
· Кто попортил ночью виноградник? (Град - виноградник).
6) Каждому своё:
- К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на карте.
· Каньон, Барьерный риф, Енисей - ... (Большие: Большой Каньон в США, Большой Барьерный риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири).
· Орлеан, Зеландия, Гвинея - ... (Новые: Новый Орлеан - город и порт на юге США, Новая Зеландия - государство в Тихом океане, Новая Гвинея - остров на западе Тихого океана).
· Ледовитый океан, Осетия, Кавказ - … (Северные: Северный Ледовитый океан, Северная Осетия-республика Р.Ф., Северный Кавказ).
2 конкурс «В океане юмора»
(география + юмор)
1) Шуточная географическая викторина:
· Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
· Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
· Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
· Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
· В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
· Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
· Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
· Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
· Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
· Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
· На каком фронте не воюют (на атмосферном),
· Какое государство можно носить на голове (Панама),
· Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
· Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились (Лес рук),
· Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
· Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)
· Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).
2) Весёлые стихи на внимание.
В России - язык русский,
Во Франции - французский,
В Германии - немецкий,
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)
Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)
Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг. (не юг, а север)
Знает каждый капитан:
Волга - это океан. (Не океан, а река)
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)
Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река, (не река, а гора)
Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)
3 конкурс «Восхождение к вершинам знаний»
1) Географические рекорды России — блиц-опрос
· Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское),
· Самая большая равнина России (Западно-Сибирская),
· Самые высокие горы России (Кавказ),
· Самая полноводная река России (Лена),
· Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
· С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея)
· Самый большой остров России (Сахалин),
· Самая длинная горная система России (Урал),
· Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе),
· Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал),
· С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),
· Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71).
4 конкурс «По реке времён»
(география + история)
1. Назовите полководца, основавшего в Египте город Александрию? (Александр Македонский в 332 - 331 г. до н.э.),
2. Как назывался обитатель Сахалина до революции? (Каторжник),
3. Какой город России в годы ВОВ выдержан 900-дневную осаду немецких войск (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).
5 конкурс «К литературным источникам»
(география + литература)
1) География в русских пословицах:
- Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах.
· Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
· Погиб, как швед под... (город). (Полтава)
· Не разом... (город) строилась. (Москва)
· Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)
· Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)
· Не всё..., что блестит (золото)
6 конкурс «По заповедным местам»
(география + зоология)
1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.
· КИТ-- государство в Азии. (Китай)
· -ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)
· -РАК государство в Азии. (Ирак)
· -РАК---- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)
· КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)
· СОМ--- государство в Африке. (Сомали)
· ТУР--- государство в Евразии. (Турция)
· ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)
· ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)
7 конкурс «Вкусная география»
(география + кулинария)
1. Какой город падают к чаю? («Прага» - торт, Прага - столица Чехии),
2. Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации? (Морскую),
3. По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку?
(Гамбург - гамбургер),
4. Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»? (Батон),
5. Что называют итальянскими трубками? (макароны),
6. Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд),
7. Хлеб кавказской национальности? (лаваш),
8. Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия),
9. Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт).
8 конкурс «Песенная география»
(география + музыка)
- Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами... (населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас... (атмосферное явление) и... (осадки),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
Ледяной горою... (скопление льда)
Из...(атмосферное явление) вырастает,
И несёт его... (поток воды)
По бескрайним, по...(водоём).
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
... (участок суши) Невезения,
В... (водоём) есть
...(участок суши) Невезения В...(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.