Если яхта на переходе лишилась приборов
На сегодняшний день, системы GPS стали доступнее и дешевле секстанов, не говоря уже об удобстве пользования ими. Подкупает точность прибора, обилие выдаваемых данных и готовность к работе в любое время суток при любых метеоусловиях. При этом, штурманская работа обычно сводится к планированию перехода и, в процессе его, графическому нанесению определённых прибором точек на карту, для визуального контроля истинного положения судна относительно линии генерального курса. Такая практика принята даже на больших коммерческих судах, не говоря уже о яхтах. При этом на яхтах обычно не утруждают себя определением девиации - ведь при ведении яхты на дисплее GPS всегда отразится абсолютное значение расхождения курса яхты и путевого угла, и это значение сразу компенсируется соответствующей командой рулевому.
Однако, чем сложнее система, тем выше вероятность того, что сбои в ее работе окажутся незамеченными. Существенное дестабилизирующее влияние на работу электронной навигационной аппаратуры оказывают многие факторы: колебания питающих напряжений, повышенная влажность, грозы, полярные сияния, магнитные бури, сбои в приеме сигналов из-за повреждения антенны. В исключительных случаях все приборы, включая компас, просто могут выйти из строя. И вот к такому повороту событий судоводитель частенько оказывается психологически не готов.
Итак, в результате уникального сочетания природных катаклизмов и человеческих ошибок (далее "ЧП" - чрезвычайного происшествия), яхта лишилась части (или даже всех) приборов. Что делать?
Основное правило - не теряйте спокойствия. Катастрофы не произошло, всего-навсего у вас несколько поубавилось средств ориентации. НО ОСТАВШИХСЯ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ БЕЗАВАРИЙНОГО ОКОНЧАНИЯ ПЕРЕХОДА!
Прежде всего, проанализируйте все данные, которыми вы располагаете, а именно:
- исправность курсоуказателя;
- текущее местоположение и точность его определения;
- расстояние до пункта прибытия и сложность навигационной обстановки по ходу.
1. Курсоуказатель. По принятым на данный момент нормам снабжения яхты на борту должно находиться 2 компаса и крайне маловероятно, чтобы сразу оба вышли из строя. Однако возможность такого события не исключена. Надо лечь на любой курс, выдерживая его по колдунчикам или другим удобным для рулевого указателям, и пронаблюдайте за показаниями компасов (компаса). В результате визуальной проверки вы можете установить одно из трёх:
- a) компасы целы и, судя по идентичности показаний, исправны;
- b) работает (судя по стабильности показаний и уверенного отслеживания манёвров яхты) один компас, но точность его показаний под сомнением;
- c) компасы не работают (размагничены, разбиты, утеряны и т.п.).
2. Текущее местоположение. Нанесите на карту последнее определённое по GPS, либо другим надёжным способом, место. Сделайте графическую прокладку от неё до точки вашего нахождения на данный момент. Оцените радиус возможной погрешности и прочертите этим радиусом круг вашего местоположения.
3. По карте определите компасный курс и расстояние от вашего местоположения до пункта назначения. Оцените, насколько опасен в навигационном отношении путь - мели, рифы, затонувшие корабли и т.п. Посмотрите на карте и по лоции расположение в вашем районе больших портов и оживлённых морских путей (проходящие суда - это замечательные ориентиры, если знать откуда и куда они направляются).
4. Организуйте приемлемый для вас метод измерения скорости. Это может быть самодельный лаг, по типу традиционного секторного, или же измерения способом "по базе" (или же "голландский лаг", т.е. за базу принимается длина яхты и засекается секундомером прохождение щепки от носа до кормы, результат пересчитывается в узлы). Если принимается решение сделать ручной лаг (его точность гораздо выше, чем у "голландского"), то удобно задать расстояние между двумя мерными марками (т.е. "базу" лага) равное 30,88 м. Тогда прохождению "базы" за 60 секунд будет соответствовать скорость в 1 узел, 30 секунд - 2 узла и т.д. (см. таблицу):
Время, секунды. | Скорость, узлы. | Время, секунды. | Скорость, узлы. | Время, секунды. | Скорость, узлы. | ||
1,0 | 4,0 | 8,6 | 7,0 | ||||
1,5 | 13,5 | 4,5 | 8,0 | 7,5 | |||
2,0 | 5,0 | 7,5 | 8,0 | ||||
2,5 | 5,5 | 7,1 | 8,5 | ||||
3,0 | 6,0 | 6,7 | 9,0 | ||||
17,5 | 3,5 | 9,2 | 6,5 | 6,3 | 9,5 |