Остановка 6. Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников.

«Ты мира не узнаешь, не зная края своего», эти строки Максима Горького, русского писателя относятся и к отважным мореплавателям, пионерам в плаваниях по Северному Ледовитому океану - поморам, с высокой культурой судовождения, мастерам лоцмейстерского дела.

Поморы – это небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа русского населения на Белом море.

Есть основание полагать, что возникновение терминов «поморцы» и «поморы» тесно связано с мурманскими рыбными промыслами.

«У моря живём, морем кормимся, море – наша кормилица», – говорили поморы.

Сотни лет плавали в водах Северного Ледовитого океана поморские суда — кочи. Рыбаки и охотники за морским зверем ходили на них к Шпицбергену и на Новую Землю, совершали дальние походы по трассе Северного Морского пути. Деревянный коч был прекрасно приспособлен для плавания в ледовых морях. Появление коча может быть датировано XIII веком.

Водоизмещение этого небольшого судна не превышало 60 тонн, что позволяло поморам при необходимости перетаскивать коч волоком через толстые ледовые перемычки. Коч был снабжен специальной ледовой обшивкой, но самое главное — форма его корпуса надежно предохраняла от ледового сжатия, гибельного для судна иной конструкции. Обычно коч строился с одной стационарной мачтой, однако при хорошем ветре поморы дополнительно устанавливали одну-две съемные.

Как полагают, название судна произошло от понятия «коца» — ледовая обшивка или ледяная шуба. Это вторая обшивка корпуса из прочных дубовых или лиственных досок предохраняла основную обшивку от ледовых повреждений. Другой особенностью судна был корпус яйцевидной формы, предохранявший коч от разрушения при ледовом сжатии: судно просто выжималось на лед.

Особенности коча:

Киль коча, колода, состоял из нескольких деталей и имел длину около 21,6 м. Фальшкиль предохранял всю конструкцию от повреждения при посадке на мель или волоке; если он разрушался, то крепили новый, ремонт не занимал много времени. Эта новинка впоследствии была заимствована зарубежными мастерами и применялась до скончания века деревянного судостроения.

У европейских судов палуба у бортов возвышалась ступенькой. На кочах вся палуба была ровной, а ватервейс был «утоплен» в вырез бимса, что не мешало во время шторма нахлынувшей волне свободно стекать за борт.

Ширина коча доходила до 6,4 м, отношение ширины к длине 1/3,4. Всего судно имело 13 шпангоутов. Высота борта достигала 3,5 м. Максимальная осадка коча была 1,5—1,75 м. Пазы обшивки конопатились смоленой паклей. Поверх основной обшивки крепилась «шуба» (коца) — ледовая обшивка, доски которой прибивались вгладь. На внешнюю кромку форштевня и киля набивали полосу железа, несколькими железными полосами подкрепляли носовую часть судна «...кованые кочи...».

Корпус делился поперечными переборками на отсеки-чердаки. В носовом отсеке располагался кубрик для экипажа, в нем же выкладывалась печь; кормовой отсек отводился под каюту кормщика, а в средней части судна находился трюм для различных грузов, люк которого имел водонепроницаемое закрытие. Итак, создав судно ледового плавания, поморы активно осваивают северные моря и земли.

Об их опыте свидетельствует обширный словарь ледовых терминов, которые сегодня широко используются в гидрографии. Найденные в раскопках навигационные инструменты, которыми пользовались поморы, свидетельствуют о высокой культуре судовождения. Здесь они шли вровень со временем. Магнитный компас (маточка), солнечные часы и другие приборы появились на Беломорье в то же время, что и в Европе. А такой инструмент, как ветромет, в XI веке использовался и поморами, и викингами. Знали поморы звездное небо, но названия созвездий имели свои: Большую Медведицу называли «Лосем»; Орион — «Коромыслом» или «Граблями»; Млечный Путь — «Гусиной дорогой» или «Птичьей дорогой».

Остановка 7. Ледоколы России (модели ледоколов)

Ледоколы… воспетые в стихах Николая Алексеевича Заболоцкого,

Как бронтозавры каменного века,

Они прошли, созданья человека,

Плавучие вместилища чудес,

Бия винтами, льдам наперерез. («Север» Заболоцкий Николай Алексеевич)

Перед вами «Па́йлот» (англ. pilot — лоцман) — спасательный винтовой буксир, первое в мире паровое судно ледокольного типа, прообраз нового типа судов – ледоколов.

Обратимся к истории. Бороться со льдами, преграждающими путь, моряки стремились с давних времён. «Первый человек, который захотел бороться со льдами, был кронштадский купец, судовлоделец Михаил Осипович Бритнев. Исходя из своего опыта, и оставшегося неизвестным изобретателя — приспособил для работы во льдах небольшой портовый буксир «Пайлот» (в преводе с англ «лоцман»), причем обошелся без каких-то дополнительных приспособлений и механизмов, ограничившись небольшими переделками.. В 1868 году Бритнев переоборудовал в ледокол и буксир «Бой». Оба судна, работая поодиночке и парой, заметно продлили навигацию в восточной части Финского залива и находились в эксплуатации около полутора десятилетий.

Как ни грустно признавать, устройство «Пайлота» и «Боя» оценили отнюдь не соотечественники. Зима 1870/71 года была весьма суровой, замерзли Эльба и акватория Гамбургского порта. Судоходство прекратилось, владельцы пароходных компаний несли убытки. Но власти Гамбурга нашли выход — приобрели у Бритнева за какие-то 300 рублей (сумма даже по тем временам смехотворная) чертежи «Пайлота» и переделали по его подобию несколько портовых паровых судов, с помощью которых и восстановили навигацию. Их примеру позже последовали предприниматели в Дании, Швеции и США. Затем же приступили к разработке улучшенных, собственных проектов.

Первенцы российского ледокольного флота - "Ермак" и "Святогор («Красин»)."

Успех и мировое признание бритневских ледоколов «Пайлот» и «Бой» натолкнули адмирала Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола «Ермак». Ледокол «Ермак» был первым арктическим ледоколом, ставшим прототипом для всех последующих арктических ледоколов. Прослужил “Ермак” 66 лет.

К концу первого десятилетия XX в. одного мощного ледокола для обеспечения проводки как транспортных, так военных судов в Балтийском и Белом морях для России оказалось недостаточно. В 1916 г. было принято решение о строительстве ледокола типа “Ермак” мощностью 10000 л.с. с тремя кормовыми гребными винтами. Уже к концу 1916 г. новый ледокол “Святогор” был принят в состав русского военно-морского флота. С 1917 г. по 1918 г. он осуществлял проводки судов в порт Архангельск (Белое море). В 1918 г. “Святогор” был затоплен. В 1921г. ледокол был поднят английскими войсками и выкуплен Советской Россией. В 1927 г.“Святогор” был переименован в “Красин”. С этого момента история ледокола неразрывно связана с освоением Арктики. В1928-1930 гг. он постоянно работает в Карском море и на трассе Северного морского пути. В 1936 г.“Красин” обеспечил проход боевых кораблей трассой СМП. Во время второй мировой войны поддерживал проход судов в порт Архангельск. В 1956-1960 гг. прошел капитальный ремонт и модернизацию. В 1992 г. ледокол “Красин” был поставлен на прикол и сохранен как памятник истории государственного значения. Совершенство конструкции ледоколов “Ермак”, “Красин” (“Святогор”), на несколько десятилетий определило генеральную линию развития арктического ледоколостроения и тип арктического ледокола, названного “русским”.

Ледокол «Ленин» атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.

В 1959 г. в Советском Союзе вступил в строй первый атомный турбоэлектрический ледокол “Ленин”, оснащенный тремя гребными винтами.

День атомного ледокольного флота России не случайно отмечается 3 декабря. В 1959 году, в этот день был поднят флаг на судне, которому суждено было стать вторым легендарным ледоколом после "Ермака", о котором знал весь мир. "Ленин" — первенец, "дедушка" атомного ледокольного флота, первый атомный — как только его не называют, стремясь подчеркнуть ту значительную роль, которую он сыграл в развитии мирного атома в России. "Ленин" был заложен на Южном стапеле Адмиралтейских верфей. "Ленин" был настолько большим по тем временам, что даже со стапелей его спустили при помощи специальных понтонов — чтобы корпус весом в 11 тысяч тонн не "зарылся" в дно Невы при сходе со спусковых дорожек, которые оказались коротковаты. Спуск на воду состоялся 5 декабря 1957 года. Первым капитаном "Ленина" стал Павел Пономарев.

Именно "Ленин" впервые отработал без перерыва больше года (13 месяцев) в Арктике. За это время он провел за собой во льдах Арктики 3741 транспортное ледокольное судно, пройдя более 654 тысяч морских миль (в том числе 563,6 тысяч — во льдах). Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.

"Ленин" превратился в один из символов столицы Заполярья. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Ледокол «50-лет победы» - самый большой и мощный ледокол в мире, последний из серии атомных класса «Арктика».

В 2007 г. введен в строй ледокол этой же серии “50 лет Победы” с модифицированными обводами корпуса для улучшения ледовой ходкости, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день - крупнейший в мире. Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м.

На ледоколах типа “Арктика” установлены два атомных реактора водяного типа, цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна. 30 июля 2013 года ледокол “50 лет Победы” сотый раз достиг Северного полюса.

Ледокол дизель-электрический с ассиметричным корпусом типа «Балтика»

Большое внимание в 1970-1980-е гг. уделялось повышению ледовой ходкости ледоколов за счет новых обводов корпуса судна, снижающих сопротивления льда движению судна.

24 апреля 2013 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» состоялась первая порезка стали для уникального ледокола инновационного проекта .

Идея косоходного ледокола была разработана в конце 1990 х годов финской компанией «Aker Arctic Technology».

Инновационное судно «Балтика» – первое в мире аварийно-спасательное судно ледового класса с ассиметричным корпусом, судно неограниченного района плавания с усиленным ледовым классом Icebreaker6 и вертолетной площадкой, может успешно бороться с аварийными разливами нефти на открытых участках моря и на льду, участвовать в спасательных операциях, оказывать помощь терпящим бедствие судам, тушить пожары и осуществлять буксирные операции, производить водолазные работы, в том числе по техническому обслуживанию подводных трубопроводов.

Благодаря конструктивной особенности корпуса судно обладает возможностью косого хода, что позволяет прокладывать во льду канал, в 2,5 раза превышающий ширину самого судна (50 метров).

12 декабря 2013 года ледокол «Балтика» был спущен на воду в городе Хельсинки на верфи Arctech Helsinki Shipyard (совместное предприятие ОСК (Россия) и STX (Южная Корея) и затем выполнила программу ходовых испытаний в Балтийском море. В конце 2014 года масс «Балтика» было принято в состав ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», порт приписки - Большой порт Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге 20 февраля 2015 года на борту многофункционального аварийно-спасательного судна проекта Р-70202 «Балтика» (порт приписки Большой порт Санкт-Петербург) состоялась торжественная церемония подъема государственного флага Российской Федерации.

Строительство инновационных судов подтверждает, что российский морской регистр судоходства (РС) как классификационное общество стремится идти в ногу с прогрессом, учитывать современный уровень технологий, способствовать выполнению целей по обеспечению безопасности мореплавания и защиты морской среды.

Остановка 8. Глубоководный аппарат «Мир»

Аппараты «Мир-1» и «Мир-2» были построены на финской фирме «РаумаРепола» по заказу Академии наук СССР в 1985-87 гг. Руководителем проекта по созданию аппаратов был профессор Игорь Евгеньевич Михальцев (1923-2010). В работе на фирме «РаумаРепола»принимали активное участие Анатолий Сагалевич–заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН, будущий пилот «Мира-1», – и Евгений Черняев.

В 1987 году фирмой «РаумаРепола» было произведено переоборудование НИС «Академик Мстислав Келдыш», которое стало носителем аппаратов «Мир».

За 25 лет эксплуатации на «Мирах» осуществлены следующие основные работы:

- исследованы десятки гидротермальных полей на дне океанов, подводные горы, рифтовые зоны. Совершены открытия в области морской геологии, биологии, геохимии, микробиологии, гидрофизики; - решены важнейшие задачи по ликвидации последствий аварий на АПЛ «Комсомолец» и «Курск», в том числе проведена уникальная операция по герметизации носовой части «Комсомольца»; - произведены киносъёмки по заказам Голливуда, Imax, BBC, Национального географического общества США, в том числе прямая телевизионная передача с «Титаника» в 2005 году, которую смотрели 800 млн зрителей;

- в 2007 г. Произведены погружения в точке Северного полюса с установкой российского флага. Впервые был осуществлён уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 6421 метр. (Экипаж ГОА «Мир – 1»: Артур Челингаров, Анатолий Сегалевич, Владимир Груздев: «Мир – 2»: Евгений Черняев, Фредерик Паулсен, Майк Макдауэл.

- по программе «Миры» на Байкале» в 2008-10 гг.было выполнено 178 погружений до глубины 1640 м. На дне озера обнаружены перспективные источники энергии – газогидраты, сочения нефти. Уточнена геологическая структура Байкала, открыт ряд новых видов животных;

- работа на Женевском озере в 2011-12 гг. с целью изучения экологической ситуации в его водах.

Остановка 9. Стенд «Пищевая цепь»

Основная особенность животного мира Арктики – ограниченность видового состава и обилие особей каждого вида . Здесь сосредоточена значительная часть уникальных животных Земли. Это овцебык и дикий северный олень, снежный баран и белый медведь. В арктических морях обитают моржи, тюлени и киты. А полярным летом в тундру на период гнездования прилетают миллионы перелетных птиц. В Чаунской губе есть реликтовые экосистемы келпов (морских водорослей). Микроскопические растения, исходное звено арктической морской пищевой цепи, обеспечивают питание для донных живых организмов (бентос), а также для микроскопической фауны, которая, в свою очередь, является пищей для более крупных морских животных.

Белый медведь (муляж)

Белый медведь (Ursus maritimus - морской медведь) - представитель семейства медвежьих, отряда хищных млекопитающих, рода медведи. Самый крупный вид рода.

Масса тела белого медведя может достигать 800 кг. Средний вес самца - 400-450 кг, самки - 350-380 кг. Длина тела: для самцов - 200-250 см, для самок - 160-250 см. Высота в холке - 130-150 см. Для вида характерен белый окрас меха.

Это самый крупный наземный хищник - единственный вид сухопутных млекопитающих, полностью перешедший от жизни на земной тверди к жизни на дрейфующих морских льдах Арктического океанского бассейна.

Белый медведь обычно придерживается паковых льдов, хорошо плавает, совершает сезонные кочёвки. При оптимальных ледовых условиях белые медведи могут доходить до Северного полюса. Однако их основные места обитания - зона континентального шельфа по периферии Северного Ледовитого океана.

Белый медведь - искусный охотник. У него очень хорошо развиты зрение, обоняние и слух. Его основная добыча - два многочисленных вида арктических тюленей: кольчатая нерпа и лахтак (морской заяц). Для охоты на тюленей белые медведи применяют разные способы: подкарауливают у лунок во льду, через которые тюлени выходят на отдых, ловят нерп зимой в снежных норах, подкрадываются и нападают из воды. Могучая сила белого медведя позволяет ему охотиться не только на тюленей, но и на более серьезных противников - моржа и белуху (арктический белый кит).

Медведи обычно живут поодиночке и настоящих социальных группировок не образуют, хотя во время вынужденных скоплений между животными могут устанавливаться иерархические отношения. Они достаточно миролюбивы по отношению друг к другу.

Самка рожает раз в 2-3 года одного-трех медвежат. Масса новорождённых - 700-800 грамм. Медвежата рождаются слепыми и с закрытыми слуховыми проходами, пигментация кожи отсутствует. Прозревают на 30-31-й день, в это же время у них открываются слуховые проходы. Зубы прорезаются к концу второго месяца, тогда же медвежата начинают выползать из берлоги. Половое созревание наступает на третьем-четвертом году.

По оценке группы специалистов по белому медведю Международного союза охраны природы, в настоящий момент в Арктическом регионе обитает примерно 20-25 тыс. этих животных и их численность продолжает снижаться. На прошедшей летом 2009 г. в Копенгагене встрече группы было сделано заключение, что популяция находится в критическом состоянии.

Сокращение ледового покрова Арктики для белого медведя означает потерю значительной части его наиболее продуктивных местообитаний. Сезонное исчезновение льдов в арктических морях заставляет белых медведей высаживаться на сушу и пережидать период открытого моря на берегу, не имея возможности охотиться и нормально кормиться. Это увеличивает стресс для многих популяций и делает белого медведя значительно более уязвимым к негативному воздействию со стороны человека. Из-за особенностей динамики дрейфующих льдов и более выраженного таяния ледового покрова в российском секторе Арктики белые медведи здесь более подвержены стрессу, рискам и угрозе катастрофического сокращения численности.

Однако не только глобальное потепление и сокращение ледового покрова убивают белого медведя. Из других факторов риска следует назвать загрязнение Арктики (особенно региона Баренцева моря) и браконьерство. Белый медведь занесен в Международную Красную книгу и в Красную книгу Российской Федерации. Охота на него в России полностью запрещена..

Далее мы продолжаем экскурсию по стране холода и льда.

Многие мореплаватели пытались обнаружить загадочную, неуловимую землю в южном полушарии. Но безуспешно — ведь Антарктида лежит едва ли не в самом угрюмом, неприступном месте Земли. И всё же сквозь льды и штормы южных ледовитых морей к берегам Антарктиды пробилась русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на небольших кораблях «Восток» и «Мирный». Это произошло 27 января 1820 г. Суровая земля была покорена отважными русскими моряками. Эта экспедиция была первой, начавшей изучение шестого материка. Его имя — Антарктида — означает, что он лежит «против Арктики», у другого полюса Земли.

Антарктида, Antarctic Continent (англ.) - шестой, открытый последним по счету, материк на крайнем юге нашей планеты. Антарктида, вместе с простирающейся вокруг неё областью Антарктика - всемирный природный заповедник.

Остановка 10. Пингвины

Пингвины очень массивные, пожертвовали своей способностью летать ради того. чтобы нырять за пищей глубоко под воду. Ходят пингвины маленькими шажками, держа туловище вертикально, и на суше довольно неуклюжи. Но, несмотря на свою неуклюжесть, спасаясь от врага, быстро скользят на брюхе вниз, отталкиваясь лапками и клювом. Факты о том, как они адаптируются нас удивляют и восхищают.

Например: Протяженность маршрутов у пингвинов ограничена, ведь они вынуждены плыть или идти. Пингвины Адели день за днем шагают маленькими группами по льду, чтобы к весне добраться до своих насиженных мест. В плавании они достигли великого совершенства. Зимой они селятся на морском льду, вблизи от его кромки. Лёд дрейфует вокруг Антарктиды на восток, и тем не менее пингвины Адели умудряются, делая правку на перемещение льда, ежегодно возвращаются не только в свою колонию, но и к тому самому гнезду, где высиживали яйца годом раньше. Они целеустремлённо идут и плывут к нему, сверяясь по солнцу. Лишь когда небо затянуто облаками, пингвины могут немного сбиться с пути. Неутомимо кочуя, нередко проплывают сотни километров в ледяной воде, а потом по негостеприимной суше добираются до мест традиционных гнездований. Инстинкт «возращение к дому» у них развит поразительно. Два пингвина Адели, выпущенные более чем в 3 тыс. километров от их родного гнездовья, добрались туда по антарктическим льдам за 10 месяцев. 20

Согласно докладу WWF «Пингвины и изменение климата в Антарктиде», четыре популяции пингвинов, обитающие в Антарктике, находятся под все более сильным воздействием глобального потепления.

Антарктический полуостров теплеет в пять раз быстрее, чем планета в среднем. Огромный Южный Ледовитый океан потеплел вплоть до 3-километровой глубины. Площадь льдов у западного берега Антарктического полуострова уменьшилась на 40% за последние 26 лет. Таяние льдов привело к уменьшению количества криля, главной пищи антарктического пингвина.

Осёдлые пингвины: Антарктический, Императорский (откладывает яйцо прямо на антарктический лёд), Субантарктический, Адели.

Словарик:

Осёдлые птицы – это те птицы, существование которых, зависит от моря, поэтому они живут и гнездятся только по берегам (пингвины - только 4 из 17 видов размножаются в Антарктике).20

Остановка 6. Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников. - student2.ru Субантарктический пингвин (Pygoscelis papua) занесён в международную Красную Книгу

Небольшой пингвин: его длина составляет около 80 см, вес – 5 кг. Темно-серый сверху, белый снизу. Клюв оранжево-красный с черным коньком, ланы – оранжевые. От других видов сходного размера отличается белой полосой, проходящей через верх затылка от одного глаза к другому. Гнездовая область ограничена Антарктическим п-овом и субантарктическими о-вами (Фолклендские, Южная Георгия, Кергелен, Херд, Южные Оркнейские, Маскаренские, Крозет, Принца Эдварда и Южные Сендвичевы).

Предпочитают гнездиться на прибрежных равнинах поблизости от песчаных или галечных пляжей, которые используются для выхода из моря.

Гнездятся на поверхности, делая рудиментарное гнездо из камешков, веточек, травинок и другого подручного материала, который можно найти поблизости.Кладка состоит из 2 яиц, вес которых составляет по 130 г каждое. Кладку насиживают оба родителя в течение 34 дней, сменяясь через 1-3 дня. Хотя второе яйцо в кладке откладывается через 4 для после первого, оба птенца вылупляются в течение24 часов. Первые 3-4 недели птенцы попеременно обогреваются родителями и остаются в гнезде. Позднее они покидают гнезда и образуют «ясли», позволяя уже обоим родителям добывать корм. Взрослые кормятся в пределах 20 км от колонии, отправляясь в море утром, а возвращаясь в колонию вечером. Время, затраченное на добычу корма, возрастает по мере того, как растут птенцы.

Субантарктические пингвины добывают корм (рыбу, ракообразных, моллюсков) недалеко от берега на глубинах 20-100 м, хотя могут нырять на глубину более 200 м. За кормежку совершается до 450 погружений. Если корма достаточно, родители выкармливают обоих птенцов. Птенцы покидают колонию в возрасте 14 недель, но родители могут их кормить еще несколько недель. После завершения сезона размножения взрослые птицы проводят в море некоторое время, накапливая жировые запасы перед линькой оперения. Линька продолжается 2-3 недели, в течение которых птицы не питаются, находясь на берегу. На суше у взрослых пингвинов нет естественных хищников, в море на них охотятся морские львы, морские леопарды и касатки. В колониях яйца и маленьких птенцов похищают поморники и чайки.

Остановка 6. Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников. - student2.ru Королевский пингвин (Aptenodytes patagonica) живет севернее императорского пингвина, в более теплых местах. Гнездовые колонии его располагаются на островах Южная Георгия, Кергелен, Марион, Крозе и Маккуори. Королевский пингвин похож на Императорского, но мельче его, длина туловища его 91-96 см. Особенность окраски: Окраска оперения несколько ярче, чем у императорского пингвина. Ярко-желтые полосы по бокам шеи на верхней части груди переходят в зеленовато-желтую манишку, постепенно сливающуюся с глянцевитым белоснежным брюшком.

Колонии королевского пингвина располагаются на твердом скалистом грунте. У пингвинов особенности отцовства начинаются на очень ранних этапах. Королевский пингвин насиживает яйцо, положив его на лапы и накрыв брюшной складкой. В результате отпадает необходимость в гнезде, исключаются территориальные споры, а яйцу обеспечивается достаточно тепла даже при сорокоградусных морозах. Такой способ насиживания крайне редок и встречается ещё только у императорских пингвинов. Остальные пингвины сооружают гнёзда. Хотя и очень примитивные.

Остановка 6. Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников. - student2.ru Пингвины Адели (Pygoscelis adeliae) . Один из самых распространённых видов пингвинов. Пингвин Адели — птица средних размеров. Длина туловища около 70 см, вес около 6 кг. Назван французским исследователем Жюлем Дюмоном-Дюрвилем в честь своей жены Адели (Adélie).

Особенности окраски: Голова, шея, спина и ласты (со спинной стороны) у пингвина Адели черные с характерным синеватым отливом, грудь и брюхо белоснежные; вокруг глаза имеется тонкое белое кольцо.

Распространены шире, чем все их собратья: они селятся на скалистых берегах всего материка, от моря Росса до северной оконечности Антарктического полуострова, даже до субантарктических островов, и конечно, это вид наиболее многочисленный, многие колонии насчитывают тысяча пар.

Гнёзда сооружают из мелких камушков, так чтобы яйца лежали в гнезде выше уровня талой воды. Но камушков мало, поэтому в гнезде находится один из родителей, он не дает яйцам замерзнуть и сторожит камушки от соседей. Самка откладывает два яйца, а затем как водится у других пингвинов. Отправляется в море, предоставляя самцу высиживать яйца. Через 35 дней вылупляются птенцы, к концу января они уже умеют плавать. Как и большинство других видов пингвинов они остаются верными друг другу до конца жизни, но если один член пары не возвращается в гнездовье, оставшийся в живых подыскивает себе партнёра.23

Остановка 6. Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников. - student2.ru Золотоволосый пингвин (Eudyptes crysolophus) занесён в международную Красную Книгу

Особенности окраски: темная спинная сторона с почти черной головой и белое брюхо, отличаются наличием над глазами пучков золотисто-желтых перьев, образующих хохол.

Длина туловища золотоволосых пингвинов 65-76 см. Распространены золотоволосые пингвины по всей южной части Атлантического и Индийского океанов. Гнездятся золотоволосые пингвины на Южной Георгии, Южных Шетландских, Южных Оркнейских и некоторых других субантарктических островах. Колонии их весьма многочисленны - до 600 тысяч гнездящихся особей. Покидают гнездовые колонии в конце лета или с наступлением осени и от 3 до 5 месяцев проводят в море. Отправляясь на о. Маккуори, своими острыми когтями они цепко хватаются за камни.

Гнездятся золотоволосые пингвины на земле, устраивая очень примитивные гнезда. Откладывается 2 яйца, второе через четыре дня после первого. Самец и самка делят заботы насиживания (33-36 дней), подобно другим пингвинам, сохраняя не слишком удобную позу с наклоном в 45 градусов.

Специфической особенностью колоний золотоволосых пингвинов - является сильный запах, напоминающий запах тухлой рыбы, который можно почувствовать за несколько километров от колонии.

Экспозиция «Берингово и Охотское моря» (Остановки 11-13)

Наши рекомендации