Развитие берегов в условиях приливов.
Приливная энергия в отличие от волновой для береговой зоны имеет скорее региональное, нежели глобальное, значение. По В. П. Зенковичу, соотношение в развитии берега прилива и волнения определяется неравенствами A ≤ h и A > h, где А - величина сизигийного прилива, h - высота штормовой волны. При первом из условий нижний участок приливной зоны всегда остается в пределах поля действия волн. т. е. береговые процессы здесь протекают в обстановке, практически идентичной условиям бесприливных морей. На абразионном берегу, например, здесь вырабатывается нормальный выпуклый профиль подводного берегового склона. При втором условии значительные участки береговой зоны при отливе оказываются вне пределов действия волн. На абразионном берегу в этих условиях формируется ступенчатый бенч. Кроме уступа, соответствующего сизигийному приливу, могут образоваться еще два уступа на уровне малой воды и на уровне полной воды в квадратурные периоды. Такие ступенчатые профили широко распространены на берегах Японского, Охотского и Белого морей.
Вообще типичный профиль приглубого берега приливного моря включает в себя клиф, приуроченный к уровню сизигийного прилива, пляж, переходящий в осушку, которая может представлять собой или аккумулятивную форму (именно ее и следует считать «настоящей» осушкой), или осушающуюся поверхность бенча («коренная» осушка). Нередко на границе малой воды образуется береговой вал, насаженный на эту поверхность.
На аккумулятивных берегах морей с высокими приливами можно различать по крайней мере три типа профиля берега: 1) прибрежная субгоризонтальная низменность, обычно заболоченная и покрытая солянковой растительностью, - марш - без каких-либо заметных переходов постепенно сменяется такой же невыразительной поверхностью осушки; 2) осушка выражена песчаной или илистой отлогой поверхностью, которая у линии прилива сменяется береговым валом, сложенным песком, гравием или раку шей, за которым далее простирается поверхность марша; 3) осушка представляет собой растянутый мористый склон пляжа. Этот последний случай наблюдается на галечных берегах с высокими приливами (например, в заливе Александра на Охотском море).
Осушка (ватт), за исключением тех случаев, когда при отливе обнажается бенч, представляет собой специфическую для приливных берегов аккумулятивную форму. Она образуется из масс наносов, перемещаемых приливной волной, главным образом в виде взвесей, в направлении к берегу. Высокая турбулентность, свойственная приливному течению и усугубляемая волновыми колебаниями воды, обусловливает взмучивание большого объема осадочного материала. Обычно скорость приливного течения выше, чем скорость отлива, поэтому во время отлива нет условий для выноса из приливо-отливной зоны всего материала, который был сюда принесен приливом. В результате за каждый приливо-отливной цикл здесь накапливается часть принесенного приливом взвешенного, а затем осадившегося материала. Образованию ваттов особенно способствует ослабление волнового режима, в связи с чем наибольших размеров осушки достигают под защитой полуостровов, кос, островов, в лагунах и на очень отмелых берегах.
Верхняя часть осушки затопляется только дважды в месяц - при сизигийных приливах, большую часть времени здесь господствует субаэральный режим. Здесь в изобилии поселяется влаголюбивая, но уже субаэральная или земноводная растительность, хорошо переносящая избыток солей. Это главным образом различные солянки, а также рогоз, различные осоковые и др. Такие осушки называются маршами. Однако, поскольку поверхность марша также нарастает благодаря тому, что в сизигийные приливы здесь также осаждается песчаный и главным образом илистый материал, марш в ходе своего роста в высоту может превратиться в форму, которая уже никогда не будет затопляться морем или будет затопляться только при катастрофических наводнениях, возникающих при наложении мощных штормовых нагонов на сизигийные приливы. Такие поверхности можно называть польдерами.
На осушках, сложенных илистыми или мелкопесчаными отложениями, формируются каналы стока - своеобразные эрозионные русловые формы, которые выработаны приливными течениями и вместе с тем служат трассами стока для отливных течений. Обычно канал стока по мере удаления от моря сужается и разветвляется, а в конце его, на осушке, нередко можно видеть веерообразное разветвление, которое представляет собой своеобразный конус выноса, миниатюрные дельты каналов стока.
Наиболее крупные русловые формы на осушках - «желоба стока» - образуются на продолжениях речных систем, впадающих в море или океан. Они создают значительную пересеченность поверхности приливных осушек. Иногда глубина в них достигает 20-25 м, эти желоба никогда не осушаются. В других случаях подобные образования возникают и независимо от речного стока, за счет эрозии приливным течением в местах резкого возрастания его скорости, например в проходах между островами и на их продолжениях.
В устьях крупных рек скорость отливного течения слагается со скоростью речного потока, и тем самым обеспечивается преобладание течения из реки в море во время отлива над приливным течением. Благодаря этому в устье такой реки возникает дефицит наносов, что способствует размыву ее берегов волнами во время приливов. Поскольку интенсивность приливного течения и волнового воздействия на берега реки затухает вверх по реке, устье реки принимает воронкообразные, суживающиеся вверх очертания. Такое преобразованное устье реки в воронкообразный залив называется эстуарием. Типичными эстуариями являются устья Темзы, Хамбера в Англии, Сены во Франции, Мезени на Белом море, Янцзы в Китае.