ГородаПоволжья. Общая характеристика.
Занимая территорию 536,4 тыс. км2 (3,14% общей территории РФ и около 8% экономически активной территории), Поволжье имеет 16 500 тыс. жителей (11,1% населения России).
В пределах региона на Волге построено 5 железнодорожных мостов (у Зеленодольска, Ульяновска, Сызрани, Саратова и Астрахани) и 3 плотины ГЭС, по которым также прошлижелезные дороги. И только одна дорога, связывающая Урал с Центральной Россией, Северо-Западом и Европейским Севером, проходит вне Поволжья. Поволжьене просто расположилось между Уралом и Центром, Уралом и Донбассом, Уралом и Северным Кавказом, между Волго-Вятским районом и Северным Кавказом, это не только транзитная территория, но и перераспределитель грузопотоков между районами России,Границы Поволжья нельзя назвать четко выраженными: Калмыкия тяготеет к Северному Кавказу. Её столица Элиста железной дорогой соединена со Ставропольем. Пензенская область обладает очевидным сходством и в хозяйственном облике и в территориальной структуре с областями ЦЧР, западные районы Ульяновской области — с районами соседней Мордовии, а республики Марий Эл и Чувашская издавна тяготеют к Казани. Йошкар-Ола связана железной дорогой с Зеленодольском, Чебоксары по Волге - с Казанью
Экономическое развитие Поволжья в советское время можно представить как последовательное осуществление нескольких общегосударственных программ:
· создание в поволжских городах заводов-дублеров Москвы и Ленинграда;
· освоение нефтегазовых месторождений «Второго Баку» и развитие на этой основе нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки, производства оборудования для нефтепромыслов и др.;
· сооружение мощных гидравлических, а также тепловых и атомных электростанций;
· широкомасштабное транспортное строительство: сооружение канала Волга-Дон, Волжской железнодорожной рокады, восточного участка железной дороги Центр- Урал через Казань, железнодорожного моста через Волгу у Саратова, железных дорог Гурьев—Астрахань и Астрахань—Кизляр;
· развитие автомобилестроения: строительство ВАЗа в Тольятти и КАМАЗа в Набережных Челнах, реконструкция автозавода в Ульяновске (возник во время войны на базе ЗИЛа) и начало сооружения Елабужского автозавода.
Хотя малые города в Поволжье, как и в России в целом, явно преобладают (их 59 или почти 2/3 общего числа), но на их долю приходится всего лишь 12% численности населения городов региона — показатель на уровне страны (в РФ — 16,9%). Ниже общероссийского уровня и доля средних городов (соответственно 7,2 и 11,8%). В то же время в Поволжье определилась устойчивая группа средних городов (Вольск, Чистополь, Михайловка, Каменка, Лениногорск). Города другой группы давно уже готовятся стать большими (Балашов — 96,4, Чапаевск — 89,2, Бугульма — 93,5 тыс. человек).
О недостаточности сети городов Поволжья говорит то, что во многих административных районах обязанности центра выполняют не города (хотя эта «должность» явно городская), а поселки городского типа и даже села. В Татарстане 41 административный район. Городами возглавляются 18 районов (в этой роли не выступает только Казань). Для некоторых из них обязанности райцентра являются основными. Буинск, Мамадыш, Мензелинск, Тетюши, Болгар (его прежнее название Куйбышев, а дореволюционное Спасск) учреждены были в качестве уездных центров. Большинство же городов являются райцентрами по «совместительству», в дополнение к своим основным обязанностям промышленных и транспортных центров.
Городов, для того чтобы возглавить районы, не хватило. И 7 районов имеют центрами поселки городского типа (правда, два из них Арск и Лаишево были в прошлом городами), а 16 — сельские населенные пункты.
Главные особенности урбанистической ситуации в Поволжье связаны со своеобразием, уникальностью территориально-урбанистической структуры.
В Центральном, Волго-Вятском и Северо-Западном экономических районах характерная черта опорного каркаса — главный узел, оказавший решающее влияние на построение всей территориальной структуры. На Северном Кавказе опорный каркас — сочетание плотных цепочек городов вдоль экономических осей — Предкавказской и Черноморской — и мощного Ростовского узла, расположенного в месте контакта индустриального Донбасса, хлебородной Донской области и Приазовья. Урал — это множество узлов разной величины в горных гнездах, большинство которых «нанизаны» на две главные меридиональные экономические оси — Предуральскую и Зауральскую. В Поволжье же опорный каркас — это Волжско-Камскаялиния неповторимойконфигурации и особого экономического и расселенческого значения.
Территориальные группы городов, так же как и их пары, свидетельствуют о стремлении эффективно использовать точки и ареалы с наилучшим ЭГП. Наиболее значительны территориальные группы в районе: Самарской Луки (8 городов с общей численностью населения 2290,1 тыс. человек), Набережных Челнов (7 и 892,3), Волгограда (3 и 1292,4): Альметьевска (4 и 352,9). Здесь сосредоточено в общей сложности 22 города с общей численностью жителей 4807,7 тыс. (43,6% населения городов региона).
Итак, территориальное распределение городов в Поволжье выглядит следующим образом: плотная цепочка городов по Волге и Каме с парными городами и территориальными группами в узловых местах, рассредоточенная, относительно равномерная сеть преимущественно небольших городов в Предволжье и Заволжье. А кроме того, достаточно обширные территории, вовсе не охваченные сетью городов. Большая часть Калмыкии, районы между Балашовом и Камышином, к югу от Набережных Челнов и к северо-востоку от Самары — наиболее значительные из них.
Города Сибири
Сибирь в целом. Особенности внутренних различий.Сибирь — это огромный полигон градостроительных процессов. Обширнейшая территория (6550 тыс.км2), в 1,5 р. превышающая всю Евр.часть РФ, не может не быть внутренне разнообразной. Но само членение Сибири на части, ее компоновка иная, чем территории до Урала. И Западная и Восточная Сибирь состоят из крупных блоков. Здесь иные масштабы пространств, иной рисунок городской сети. В Сибири рельефно выделилась основная полоса расселения, а на большей части территории сеть не сформировалась. Преобладают цепочки, линии городов и поселков, которые пока не развернулись в сети. «Привязанность» к экономическим линиям — общая тенденция развития городского расселения в России. Однако здесь это не только свидетельство особого значения экономических линий, но и незрелости расселения, несформированности сети городов. От восточных границ Урала до восточных границ Забайкалья значение Транссиба как главной экономической оси Востока России отчетливо выражено, и пространственное распределение сибирских городов это подтверждает. Несмотря на то, что самая большая территориальная группировка сложилась вне Транссиба — в Кузбассе, на то, что с достаточной определенностью прорисовывается (как бы пунктиром) цепочка городов по уже существующим участкам будущей Северо-Сибирской магистрали и выросла крупная группировка городов на Обском Севере, Транссиб притянул к себе 54 города, или 35% их общего числа в Сибири, в том числе 12 больших (из 28 или 43% больших городов).
Эта особенность территориального распределения городов — одновременно и существенный его недостаток, свидетельство слабости сети, не охватывающей всю экономически активную территорию. Одна из причин — недостаточная развитость распределительной транспортной сети. Без магистральных дорог Сибирь существовать не может, ее участие в географическом разделении труда основывается на системе крупных магистралей. Но развитие ее районов, решение не только экономических, но и социальных задач требуют развитой распределительной сети. Слабая насыщенность территории путями сообщения сдерживала развитие малых и средних городов и одновременно вызвала повышенную концентрацию производства в крупных центрах, искусственно усилив контрастность расселения.
Особенность освоения Сибири состоит в том, что началом города становился острог. В Сибири с\х было вторичным, развиваясь в ответ на потребности города.
На сибирских просторах, при разреженности «точек» с незаурядным ЭГП, дефиците демографических ресурсов должна была сложиться сеть очень крупных многофункциональных городов, соединенных мощными магистралями. Потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Однако доля крупных городов (свыше 250 тыс. жителей каждый) лишь немного больше, чем в среднем по России: 57,5 против 56,6%.
Характерная особенность Сибири — высокая доля ресурсных городов, причем значительная их часть расположена в районах с экстремальными условиями. Это значит, что после выработки месторождения, на котором возник город, он утратит экономическую базу, не имея практически шансов получить новую. В основных и сопутствующих отраслях сибирских ресурсных городов занято гораздо больше работающих, чем могло бы быть при более совершенной технологии производства. Примерно 40% всех городов Сибири — ресурсные, причем расположены на Севере, в экстремальной зоне.
Территориальныйход урбанизации(последовательность формирования сети городов) в Сибири характеризуется большим своеобразием. Русские землепроходцы в «погоне за соболем» поразительно быстро прошли огромную Сибирь от Урала до Тихого океана за каких-нибудь шесть десятилетий. На разведанных путях, которыми служили в основном реки, ими были созданы города — опорные пункты, остроги, зимовья. Первые города Сибири располагались по ее северу: Пелым, Березово, Обдорск, Сургут, Мангазея, Туруханск. И только Тюмень — самый первый из них — значительно южнее. Затем новая линия городов стала формироваться южнее первоначальной. Ее образовали наряду с Тюменью и Тобольском Тара, Нарым, Томск, Кетск и др. Города возникали все южнее, следуя за перемещением Московского тракта. После сооружения Транссиба география городов приобрела новые и устойчивые черты, естественные акценты пространственного развития. Главная экономическая ось послужила стержнем для основной полосы расселения и способствовала развитию городов-лидеров. По мере возвышения расположенных в южной полосе Сибири городов, города на ее севере теряли свое значение и нередко городской статус, а некоторые, вроде легендарной Мангазеи, исчезли вовсе. Когда же в XX в. начался «поход за ресурсами», потребовавший вторжения в суровые по природным условиям районы Севера, здесь опять стали основываться города, причем некоторые из них — на местах, где некогда уже существовали города-первопроходцы. Так, в 1930 г. на месте бывшего Обдорска возник центр Ямало-Ненецкого АО Салехард, в 1960-е гг. — село Сургут — также некогда город, игравший важную роль на путях продвижения на восток землепроходцев, превратился в самый крупный на Средней Оби опорный центр освоения громадного нефте- и газодобывающего района.
Характеристика территориально-урбанистической структуры.Северная зона предстает в основном как территория освоения с гигантскими запасами ресурсов, которые приходится добывать в суровых условиях. Это предопределяет нежелательность концентрации здесь населения и создания многоотраслевых центров, развития на месте отраслей, непосредственно не занятых добычей и первичной переработкой. Желательно ограничение градообразующей базы центров и формирование очагового расселения.
Последовательно выдержать эту линию не удается. На российском Севере выросли города, существенно превышающие целесообразные пределы. (Они могли быть значительно меньше, если бы использовались новейшие технологии, как на Канадском Севере и Аляске, и была более совершенной организация производства.) Кроме того, в ряде случаев, например в Норильске, в результате очень высокой концентрации производства резко возрастает его вредное воздействие на природу, которая на Севере отличается повышенной ранимостью и медленным восстановлением.
Особого внимания заслуживает территориальная группа городов-центров нефте- и газодобычи, развившаяся на Тюменском Севере. Крупнейший по запасам и по объему добычи нефтедобывающий район находится в сложных условиях. В то время как в Европейской России затухает процесс образования новых городов, здесь по мере вовлечения в эксплуатацию новых месторождений они продолжают возникать. До войны существовал только Салехард (1938), в 1950 г. был образован Ханты-Мансийск, в 1960-х гг. возникло три города, в т.ч. базовый центр Сургут (1965), в 1970-х — еще пять, из них самый крупный центр нефтедобычи Нижневартовск (1972), в 1980-х гг. еще 11. Из этих городов только три не связаны с нефте- и газодобычей: центры АО Салехард и Ханты-Мансийск и Лабытнанги — транспортный город-спутник Салехарда, конечный пункт ж\д ветки, идущей к низовьям Оби от Печорской магистрали. Из 34 пгт 7 превысили «городскую норму». К двум большим городам — Сургуту и Нижневартовску — стремятся присоединиться еще три: Нефтеюганск (97,1), Новый Уренгой (90,5) и Ноябрьск (95,2 тыс. человек).
Т.о., начиная в основном с середины 1960-х гг., менее чем за 30 лет был обустроен, получил железную дорогу огромный нефтедобывающий район, в котором возникло свыше 50 городских поселений с более чем 1,5 млн жителей. Сейчас границы нефте- и газодобывающего района продвинулись далеко к северу и охватили территорию, которая, по мнению медиков, не пригодна для постоянного жительства уроженцев иных районов. Опять встает вопрос об использовании вахтового метода освоения и эксплуатации месторождений, который не удалось осуществить в задуманном виде в более южных районах нефтедобычи