Грузовые операции и грузовая отчетность
Как известно, назначение транспортного судна заключается в приеме грузов, доставке их в порт назначения (или на рейд) и сдаче в последнем в правильном порядке и хорошем состоянии.
Отсюда вытекает важнейшая обязанность капитана — сохранность груза, как при приеме, так и во время пути и при сдаче. Однако, в связи с тем, что наличие грузов и их размещение обусловливает мореходное состояние судна, при производстве грузовых операций в первую очередь необходимо учитывать безопасность судна. В соответствии с этим, помимо размещения и укладки груза, которые в наибольшей степени обеспечивали бы его сохранность, необходимо размещать и укладывать или выгружать груз так, чтобы всегда была обеспечена в полной мере надлежащая остойчивость судна при максимально возможном использовании его грузоподъемности.
Организация погрузочных работ предусматривает:
— назначение руководителя и личного состава для выполнения погрузочных работ;
— распределение обязанностей и инструктаж по мерам безопасности при погрузке;
— приготовление и проверку грузоподъемных средств корабля (если они используются при погрузке);
— погрузочные работы и контроль за выполнением мер безопасности;
— по окончании погрузки приведение грузоподъемных средств в исходное положение, приборку места работы и доклад начальнику, назначившему погрузку, о ее окончании.
Подготовку трюмов, грузовых устройств и самого судна к приему груза производит палубная команда. Перед приемкой груза независимо от его физико-химических свойств производят общую подготовку судна и трюмов.
Трюмы должны быть чистыми, сухими, без запахов. Для этого необходимо:
- тщательно подмести трюмы и убрать мусор;
- проветрить грузовые помещения; это особо необходимо, если ранее перевозились грузы, вредные для здоровья или опасные (каменный уголь, руда и др.);
- открыть все льяла;
- вымыть трюмы водой из шлангов, протирая борта и настил щетками или голиками (иногда мойку трюмов можно заменить тщательным подметанием трюма влажными опилками);
- откачать воду из льял, выбрать из них попавший при мойке мусор;
- убедиться в исправности осушительной системы льял, затем закрыть льяла лючинами, законопатить щели, чтобы исключить всякую возможность попадания груза в льяла и засорения сеток приемных труб осушительной системы;
- просушить трюмы; для этого грузовые люки надо открыть, раструбы вентиляторов развернуть, установить виндзейли, нижние концы которых должны быть от пайола на расстоянии 1—1,5 м;
- во избежание подмочки и порчи груза проверить надежность закрытия горловин второго дна и исправность фановых и шпигатных труб. Проверить состояние измерительных и воздушных трубок;
- заготовить стропы, подкладочный и сепарационный материалы и средства для крепления груза;
- проверить электроосвещение и приготовить переносные люстры;
- если судно перевозило груз, издающий сильный запах (кожи, рыбу, селитру и др.), или замечалось загнивание попавшего в льяла груза, то, кроме вентиляции, место, где лежал этот груз, и льяла нужно промыть горячей водой и раствором негашеной извести (на одно ведро 2,5 кг извести) и тщательно протереть щетками. Оставшиеся в трюме пятна от пахучих и масляных грузов также можно отмыть горячей водой с добавлением каустической серы, а затем протереть щетками и голиками.
Одновременно с подготовкой трюмов производят подготовку грузовых стрел, лебедок, открывают грузовые люки. Все грузовые устройства должны быть проверены на исправность.
Перегрузка на рейде
Далее приведены карго-план одной из загрузок, а также сертификат по выгрузке для судна, идущего под мальтийским флагом.
Организация судовой службы и вопросы управления судном
Обязанности
Матрос 1-го класса
Матрос 1-го класса подчиняется боцману. Матрос 1-го класса обязан: стоять на руле по магнитному компасу и гирокомпасу и переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно; знать расположение грузовых помещений, балластных и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб; производить укладку, сепарирование и учет груза; знать специфику погрузки опасных грузов; уметь: пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации, вести визуальное и слуховое наблюдение, работать с грузовым, шлюпочным, якорным, швартовным и палубными устройствами, пользоваться спасательными индивидуальными и судовыми средствами, устанавливать кранцевую защиту судна, управлять палубными техническими средствами (лебедками, кранами и другими подъемными средствами), производить замеры льял и колодцев; производить малярные, такелажные, парусные и другие судовые работы, включая работы на высоте и за бортом; нести вахту на ходу и стоянке; на наливных судах знать устройство и расположение грузовых и зачистных магистралей, уметь манипулировать основными приводами палубных клинкетов.
Матрос 2-го класса
Матрос 2-го класса подчиняется боцману. Матрос 2-го класса обязан: знать расположение грузовых помещений, балластных и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб; уметь: пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации, пользоваться спасательными индивидуальными и судовыми средствами, вести визуальное и слуховое наблюдение, осуществлять уход за палубными устройствами, рангоутом и такелажем, палубой и судовыми помещениями; под руководством: выполнять обязанности рулевого и впередсмотрящего, работать с грузовым, якорным, шлюпочным, швартовным и другими палубными устройствами, готовить кранцевую защиту судна, производить такелажные, малярные, парусные и другие судовые работы; нести вахту на стоянке и под руководством - на ходу; на наливных судах знать устройство и расположение грузовых и зачистных магистралей и под руководством работать с приводами.
Тревоги
За время моего пребывания на судне были проведены учебные тревоги. Их целью было ознакомление и отработка действий экипажа в случае определенной чрезвычайной ситуации. Результатом таких учений стало закрепление знаний, получение опыта и их использование в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
10 июня – Посадка на грунт (Grounding);
12 июня – Борьба с пожаром (Fire drill);
14 июня – Оставление судна (Abandon drill);
16 июня – Тренеровки МАРПОЛ (MARPOL training);
16 июня – Учения SOPEP (SOPEP drill);
21 июня – Серьёзные ранения (Serious Injury);
26 июня – Охрана судна (ISPS drill and training);
8 июля – Аварийное управление (Emergency Steering);
12 июля – Борьба с пожаром (Fire drill);
14 июля – Оставление судна (Abandon drill);
15 июля – Тренеровки МАРПОЛ (MARPOL training);
15 июля – Учения SOPEP (SOPEP drill);
20 июля – Человек за бортом (Man over board drill);
26 июля – Охрана судна (ISPS drill and training);
8 августа – Операции с вертолетом (Helicopter Operations);
10 августа – Борьба с пожаром (Fire drill);
12 августа – Оставление судна (Abandon drill);
12 августа – Повреждение корпуса (Structural damage);
15 августа – Тренеровки МАРПОЛ (MARPOL training);
15 августа – Учения SOPEP (SOPEP drill);
26 августа – Охрана судна (ISPS drill and training).
Проведение данных тревог отмечены в судовом журнале, а также на годичном плане проведения тревог и тренировок (см. ниже).
Далее приведено личное расписание по тревогам.