Использование туристских ресурсов в мировой практике индустрии туризма
Существует изначальное преимущество в части туристского бизнеса тех стран или регионов, где туристские ресурсы, созданные природой и человеком, наиболее привлекательны как по климатическим условиям, так и по отличительным ресурсным факторам.
В этом случае актуальна теория шотландского экономиста и философа А. Смита об абсолютном изначальном преимуществе стран, обладающих тем или иным уникальным ресурсным потенциалом, изложенная в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Это один из тех примеров, где такой потенциал, имеющийся в одной или нескольких странах, не «тиражируется» по желанию человека в другую страну, т. е. если в стране нет богатых нефтяных или иных месторождений, то она не может стать вторым Кувейтом или Брунеем.
Для туризма такое утверждение также справедливо, хотя некоторые туристские ресурсы можно искусственно создать человеком или, по крайней мере, улучшить их качественные показатели. Однако многократно увеличивается их стоимость и снижается конкурентоспособность туристских услуг в таком регионе (стране).
Эффектные природные ресурсы, уникальные природные явления без всякого вложения усилий создают возможности получать добавочную прибыль. И это помимо нефти, угля, золота, алмазов. Многие страны умело используют свои туристские ресурсы. Страны Персидского залива богаты нефтью, но в то же время Арабские Эмираты являются одним из важных туристских центров мира.
Во Франции в местечке Монт Сен-Мишель, расположенном на берегу моря, скорость приливов столь высока, что всадник на лошади не в состоянии догнать уходящую волну или спастись бегством от нее. Это зрелище является весьма привлекательным для туристов. Между созерцанием приливов и отливов туристы посещают рестораны, магазины, развалины замка на острове в заливе. Естественный природный ресурс — прилив — кормит целый город.
Аналогичные природные явления наблюдаются в устье реки Меконг (высота волны прилива достигает 14 метров), а также в устье Амазонки около селения Канал де Норт.
Основным природным ресурсом на острове Бали (Индонезия) является закат солнца. Аналогичные закаты можно наблюдать и в других частях Индонезии, но богатые туристы твердо уверовали в неповторимость этого явления.
Туристскими ресурсами при хорошо поставленной рекламе могут стать не только храмы и пирамиды, но и вокзалы, мосты, электростанции, автомобильные заводы, а также винные погреба. Экскурсионный тур «винный путь» в Южной Африке (Кейптаун) пользуется большой популярностью. Туристы с большим воодушевлением посещают алмазные копи в Иоханнесбурге (ЮАР).Многие туры носят оздоровительный характер, так как туристы полагают, что пребывание в пещерах и штольнях приносит пользу здоровью человека.
Посещение пещер является одним из наиболее распространенных видов туризма и экскурсий в Греции. Более 3500пещер открыты для посещения туристами. Самая большая в мире туристская пещера — Мамонтова — в США (Штат Кентуки). Она состоит из нескольких сталактитовых залов и коридоров (520 км длиной). Самая глубокая карстовая пещера Пьер-Сен-Мартен (глубина 1171 м) — во Франции. В пещере Какауамильпа в Мексике сохранилась уникальная фауна (рыбы со щупальцами вместо глаз в связи с жизнью в полной темноте).
Акватории также считаются туристским ресурсом. Подводные туры рассчитаны на любителей подводного плавания. Большой Барьерный риф является достопримечательностью Aвстралии. Другой тур организуется на Малом Барьерном рифе у Берегов Белиза. Красное море предоставляет огромные возможности для подводного туризма. Поиск и осмотр известных подводных сокровищ, погибших кораблей составляет важный вид туризма Греции, Кипpа, Италии, Турции. Для осмотра используются подводные лодки с прозрачным дном. Специализированные подводные лодки есть на Бермудах, в Красном море, на Балеарских островах. Подводный туризм (дайвинг) стал популярным бизнесом конкретных фирм. Количество туристов достигает 3000 за сезон.
Неизменным спросом пользуются большие водопады — Ниагарский, Игуасу. Два последних слабо доступны из-за плохой инфраструктуры туризма. Притягательной силой как объекты туристской индустрии обладают кладбища, усыпальницы, в том числе и фараонов, некрополи, мавзолеи.