Доля регионов, стран и интеграционных группировок
в мировом экспорте товаров в 1990-2001 гг.
Регион, интеграционная группировка | Объем, млн. долл. США | Доля, % | |
2001 г. | 1990 г. | 2001 г. | |
Весь мир | 100,0 | 100,0 | |
Северная Америка, в т. ч. | 15,4 | 16,6 | |
США | 11,6 | 12,2 | |
Латинская Америка, в т. ч. | 4,3 | 5,8 | |
Мексика | 1,2 | 2,6 | |
Западная Европа, в т. ч.: | 48,2 | 41,5 | |
ЕС | 44,4 | 38,3 | |
Центр, и Вост. Европа, | 3,1 | 4,8 | |
Балтия, СНГ, в т. ч.: | |||
Центр, и Вост. Европа | 1,4 | 2,2 | |
Российская Федерация | — | 1,7 | |
Африка, в т. ч. | 3,1 | 2,4 | |
ЮАР | 0,7 | 0,5 | |
Ближний и Средний Восток | 4,1 | 4,0 | |
Азия, в т, ч.: | 21,8 | 25,0 | |
Япония | 8,5 | 6,7 | |
Китай | 1,8 | 4,4 | |
НИС Азии | 7,8 | 9,5 | |
НАФТА | 16,6 | 19,2 | |
МЕРКОСУР | 1,4 | 1,5 | |
АСЕАН | 4,2 | 6,4 |
Табл. 5
Внутрирегиональная и межрегиональная торговля товарами в 2001 г., млн. долл. США
Откуда поступают товары | Куда поступают товары | |||||||||
Северная Америка | Латинская Америка | Западная Европа | Центр, и Вост. Европа, страны Балтии, СНГ | Африка | Ближний Восток | Азия | Мир | |||
Северная Америка | ||||||||||
Латинская Америка | ||||||||||
Западная Европа | ||||||||||
Центральная и Восточная Европа, страны Балтии, СНГ | ||||||||||
Африка | ||||||||||
Ближний Восток | ||||||||||
Азия | ||||||||||
Весь мир | ||||||||||
Доля межрегиональной и внутрирегиональной торговли в экспорте товаров, % | ||||||||||
Северная Америка | 39,5 | 16,5 | 19,0 | 0,7 | 1,3 | 2,1 | 20,9 | |||
Латинская Америка | 60,8 | 17,0 | 12,1 | 0,9 | 1,2 | 1,2 | 6,3 | |||
Западная Европа | 10,3 | 2,3 | 67,5 | 5,9 | 2,5 | 2,6 | 7,8 | |||
Центральная и Восточная Европа, страны Балтии, СНГ | 4,2 | 2,1 | 55,2 | 26,6 | 1,0 | 2,8 | 6,6 | |||
Африка | 17,7 | 3,5 | 51,8 | 0,7 | 7,8 | 2,1 | 14,9 | |||
Ближний Восток | 16,5 | 1,3 | 16,5 | 0,8 | 3,8 | 7,6 | 47,3 | |||
Азия | 25,1 | 2,7 | 16,8 | 1,1 | 1,6 | 3,0 | 48,2 | |||
Весь мир | 21,9 | 5,6 | 40,6 | 4,2 | 2,1 | 2,7 | 21,7 | |||
Доля межрегиональной и внутрирегиональной торговли в стоимости мирового экспорта, % | ||||||||||
Северная Америка | 6,5 | 2,7 | 3,1 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 3,5 | 16,6 | ||
Латинская Америка | 3,5 | 1,0 | 0,7 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 5,8 | ||
Западная Европа | 4,3 | 1,0 | 28,0 | 2,5 | 1,1 | 1,1 | 3,3 | 41,5 | ||
Центральная и Восточная Европа, страны Балтии, СНГ | 0,2 | 0,1 | 2,6 | 1,3 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 4,8 | ||
Африка | 0,4 | 0,1 | 1,2 | 0,0 | 0,2 | 0,1 | 0,4 | 2,4 | ||
Ближний Восток | 0,7 | 0,1 | 0,7 | 0,0 | 0,2 | 0,3 | 1,9 | 4,0 | ||
АЗИЯ | 6,3 | 0,7 | 4,2 | 0,3 | 0,4 | 0,8 | 12,1 | 25,0 | ||
Весь мир | 21,9 | 5,6 | 40,6 | 4,2 | 2,1 | 2,7 | 21,7 | |||
Проанализировать данные рис 1, сравнить с данными таблицы 3. Выявить три развивающиеся страны в каждом регионе мира по показателям экспорта товаров. Какова в сумме их доля в экспорте по регионам? Какие группы товаров они экспортируют?
рис. 1 Развивающиеся страны – крупнейшие экспортеры (по регионам мира), 2001 г. %
Ответить на вопросы:
1. Охарактеризуйте участие отдельных регионов мира в международной торговле? Какова роль отдельных государств в международной торговле?
2. Почему одновременно с интернациализацией международных торгово-экономических отношений происходит их регионолизация? Что этому способствует?
3. Какие виды продукции преобладают в структуре экспорта и импорта стран экономического центра и экономической периферии? Какие изменения в товарной структуре международной торговли происходят под влиянием НТР?
Табл. 6
Товарная структура мирового экспорта в 2001 г.
Рис. 2 Товарная структура мирового экспорта в 1990 и 2001 г.г.
- Как изменилась товарная структура мирового экспорта с 1990 по 2001 годы?
Задание 5.
Изучить географию мирового импорта товаров.
Построить и проанализировать диаграммы «Доля отдельных регионов и стран в мировом импорте товаров в 1990 - 2003 годах», используя данные учебных пособий № 1 стр. 664, и таблиц № 1, 2 , 7. Выявить ведущие регионы и страны мира по импорту товаров.
Табл. 7
Страны лидеры по товарному импорту в 2003 г.
Млн. долл. | % | ||||
Мир в целом | |||||
США | 1305,6 | 16,8 | |||
Великобритания | 388,3 | ||||
Германия | 601,7 | 7,7 | |||
Франция | 388,4 | ||||
Испания | 200,1 | 2,6 | |||
Италия | 3,7 | ||||
Япония | 4,9 | ||||
Нидерланды | 261,1 | 3,4 | |||
Китай | 412,8 | 5,3 | |||
Бельгия | 234,3 | ||||
Австрия | 97,7 | 1,3 | |||
Канада | 245,6 | 3,2 | |||
Ирландия | 52,8 | 0,8 | |||
Швейцария | 96,3 | 1,2 | |||
Дания | 58,7 | 0,8 | |||
Республика Корея | 178,8 | 2,3 | |||
Швеция | 82,3 | 1,1 | |||
Австралия | 88,6 | 1,1 | |||
Россия | 74,5 | ||||
Таиланд | 75,7 | ||||
Малайзия | 81,1 | ||||
Мексика | 2,3 | ||||
Бразилия | 50,7 | 0,7 | |||
Сингапур | 127,9 | 1,6 | |||
Турция | 67,7 | 0,9 | |||
Польша | 66,9 | 0,9 | |||
Чехия | 51,3 | 0,7 | |||
Задание 6.
В тетрадь нарисовать схему «Состав внешних экономических связей Мира», используя данные пособий 1 и 2.
Ответить на вопросы:
1. Что такое система всемирных экономических отношений (ВЭО)?
2. Почему темпы развития ВЭО значительно превышают темпы развития материального производства?
3. Какие страны называются странами с «открытой экономикой»?
4. Для чего создаются свободные экономические зоны?
ЗАНЯТИЕ 15. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ.
ГЕОГРАФИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ МИРА.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. изучить географические особенности мировой торговли услугами;
2. охарактеризовать географические аспекты мировой финансово-кредитной сферы
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.: Гардарики, 2001.-704 с (стр. 652-659, 665-666)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 358-370)
3. Социально-экономическая география зарубежного мира / под ред. В.В. Вольского .-М. 2001 (стр. 93-98)
4. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс М.:2001. (стр. 108-117)
5. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Охарактеризовать международную торговлю услугами. На основании данных таблицы 1.
А) построить картосхему проанализировать круговые диаграммы «Международная торговля коммерческими услугами» в 2005 году, учитывая размеры как самих круговых диаграмм по регионам и странам, так и доли экспорта и импорта услуг в градусах.
Табл. № 1
Данные о международной торговле коммерческими услугами в 2005 году.
страна | Экспорт услуг | Импорт услуг | ||
Млрд. долл. | % | Млрд. долл. | % | |
США | 353,3 | 14,6 | 288,7 | 12,2 |
ФРГ | 142,9 | 5,9 | 198,6 | 8,3 |
Британия | 183,4 | 7,5 | 150,1 | 6,3 |
Япония | 106,6 | 4,4 | 135,9 | 5,7 |
Франция | 113,7 | 4,7 | 102,9 | 4,3 |
Испания | 91,2 | 3,7 | 65,3 | 2,7 |
Канада | 50,6 | 2,09 | 62,3 | 2,6 |
Швейцария | 45,2 | 1,8 | 25,3 | 1,06 |
Греция | 34,1 | 1,4 | 14,3 | 0,6 |
Турция | 27,5 | 1,1 | 0,5 | |
Россия | 24,3 | 37,6 | 1,6 | |
Хорватия | 10,2 | 0,42 | 3,5 | 0,41 |
Марокко | 7,9 | 0,32 | 3,1 | 0,13 |
Всего | 2414,7 | 2366,4 |
Б) используя данные таблиц № 1, 2, 3 изучить географию экспорта и импорта услуг в мировой торговле. Выявить динамику роста объемов торговле услугами в начале 21 века. Определить долю в торговле услугами основных регионов и стран мира. Главных экспортеров и импортеров мировой торговли услугами (построить столбиковые диаграммы для сравнения по годам 2001, 2003, 2005, вертикальный масштаб 1 см – 30 млрд. долл.)
Табл. 2
Страны-лидеры в мировой торговле услугами в 2001 г.
(более 0,7 % объема мирового экспорта (импорта))
Экспортеры | Объем, млрд долл. | Доля, % | Импортеры | Объем, Млрд. долл. | Доля, % |
США | 263,4 | 18,1 | США | 187,7 | 13,0 |
Великобритания | 108,4 | 7,4 | Германия | 132,6 | 9,2 |
Франция | 79,8 | 5,5 | Япония | 107,0 | 7,4 |
ФРГ | 79,7 | 5,5 | Великобритания | 91,6 | 6,3 |
Япония | 63,7 | 4,4 | Франция | 61,6 | 4,3 |
Испания | 57,4 | 3,9 | Италия | 55,7 | 3,9 |
Италия | 57,0 | 3,9 | Нидерланды | 52,9 | 3,7 |
Нидерланды | 51,7 | 3,5 | Канада | 41,5 | 2,9 |
Бельгия - Люксембург | 42,6 | 2,9 | Бельгия- Люксембург | 39,3 | 2,7 |
Гонконг (САР Китая) | 42,4 | 2,9 | Китай | 39,0 | 2,7 |
Канада | 35,6 | 2,4 | Ирландия | 34,8 | 2,4 |
Китай | 32,9 | 2,3 | Испания | 33,2 | 2,3 |
Австрия | 32,5 | 2,2 | Республика Корея | 33,1 | 2,3 |
Республика Корея | 29,6 | 2,0 | Австрия | 31,5 | 2,2 |
Дания | 26,9 | 1,8 | Гонконг (САР Китая) | 25,1 | 1,7 |
Сингапур | 26,4 | 1,8 | Тайвань (Китай) | 23,7 | 1,6 |
Швейцария | 25,2 | 1,7 | Дания | 23,5 | 1,6 |
Швеция | 21,8 | 1,5 | Индия | 23,4 | 1,6 |
Индия | 20,4 | 1,4 | Швеция | 22,9 | 1,6 |
Тайвань (Китай) | 20,3 | 1,4 | Российская Федерация | 21,1 | 1,5 |
Ирландия | 20,0 | 1,4 | Сингапур | 20,0 | 1,4 |
Греция | 19,4 | 1,3 | Малайзия | 16,5 | 1,1 |
Норвегия | 16,7 | 1,1 | Мексика | 16,5 | 1,1 |
Турция | 15,9 | 1,1 | Австралия | 16,4 | 1,1 |
Австралия | 15,7 | 1,1 | Бразилия | 15,8 | 1,1 |
Малайзия | 14,0 | 1,0 | Норвегия | 15,3 | 1,1 |
Таиланд | 12,9 | 0,9 | Швейцария | 14,9 | 1,0 |
Мексика | 12,5 | 0,9 | Таиланд | 14,5 | 1,0 |
Польша | 11,9 | 0,8 | Индонезия | 14,5 | 1,0 |
Израиль | 11,3 | 0,8 | Израиль | 12,3 | 0,9 |
Российская Федерация | 10,9 | 0,7 | Греция | 11,2 | 0,8 |
ОАЭ | 10,5 | 0,7 | |||
Всего | 1278,9 | 87,6 | Всего | 1259,6 | 87,2 |
Мир в целом | 1460,0 | 100,0 | Мир в целом | 1445,0 | 100,0 |
Табл. 3
Данные за 2003 г. об экспорте и импорте услуг ведущих стран.
Экспортеры | Млрд. долл. | % | Импортеры | Млрд. долл. | % |
Мир в целом | Мир в целом | ||||
США | 282,5 | США | 218,2 | 12,5 | |
Великобритания | 129,5 | 7,3 | Великобритания | 112,4 | 6,4 |
Германия | 111,7 | 6,3 | Германия | 167,0 | |
Франция | 5 6 | Франция | bi 6 | -т | |
Испания | 76,4 | 4,3 | Испания | 46 1 | 2,6 |
Италия | 72,8 | 4,1 | Италия | 74 1 | 4,3 |
Япония | 70,2 | 4,0 | Япония | 109,7 | 6,3 |
Нидерланды | 64,1 | 3,6 | Нидерланды | 66,2 | 3,8 |
Китай | 44,5 | 2,5 | Китай | 53,8 | 3,1 |
Гонконг | 43.2 | Бельгия | 41,4 | 2,4 | |
Бельгия | 41 7 | 2,4 | Австрия | 40,6 | 2,3 |
Австрия | 71.4 | 2,3 | Канада | 47.8 | 2,7 |
Канада | 39.2 | 2,2 | Ирландия | 2,8 " | |
Ирландия | 35,3 | 2,0 | Швейцария | 1,1 | |
Швейцария | 32,7 | 1,9 | Дания | 29,1 | 1,7 ? |
Дания | 32,6 | 1,9 | Республика Корея | 38,7 | |
Республика Корея | 31,2 | 1.8 | Швеция | 29,6 | 1,7 ? |
Швеция | 31,0 | 1 8 | Люксембург | 15,8 | 0,9 ' |
Греция | 24,4 | Норвегия | 19,5 | 1,1 1 | |
Люксембург | 23,8 | 1,4 | Австралия | 21,1 | 1,2 |
Норвегия | 22,2 | 1 3 | Россия | 26,7 | 1,5 |
Австралия | 1 2 | Таиланд | 18,1 | 1,0 ! | |
Турция | 17,3 | 1,0 | Малайзия | 16,4 | 1,0 |
Россия | 15,9 | 0,9 | Мексика | 17,4 | 1,0 |
Таиланд | 15,5 | 0,9 | Бразилия | 14,6 | 0,8 |
Малайзия | 12,8 | 0,7 | Сингапур | 27,2 | 1,6 |
Мексика | 12,5 | 0,7 | Индонезия | 17,7 | 1,0 |
Задание 2.
Выявить особенности развития и изучить географию международной кредитно-финансовой сферы.
- Рассмотреть особенности и географию двух главных форм вывоза капитала
- Охарактеризовать основные центры
- Показать изменения, происшедшие в географии мировой кредитно-финансовой деятельности в последние годы.
Изучить особенности размещения прямых зарубежных инвестиций экономически развитыми странами. Для этого использовать таблицы II.20 на странице 184 пособия 3, и таблицы № 4, построить диаграммы:
1. столбиковую – по изменению доли отдельных экономически развитых стран в экспорте прямых зарубежных инвестиций с 1975 по 1999 г.
2. круговую – по доле отдельных регионов в экспорте прямых зарубежных инвестиций и в импорте капитала (в форме прямых инвестиций).
Проанализировать диаграммы
Табл. 4
Участие отдельных групп стран и регионов мира в экспорте и импорте капитала
(в форме прямых инвестиций) в начале 21 в., %
Регион | Экспорт капитала в форме ПИ | Импорт капитала в форме ПИ |
Европа | ||
Северная Америка | ||
Азия | ||
Южная Америка | ||
Австралия и Океания | 0,5 | |
СНГ | 0,3 | |
Африка | 0,2 |
3. круговую – по доле отдельных сфер хозяйства, в которые вкладываются прямые частные инвестиции (%)
Табл. 5
Структура прямых частных инвестиций (%)
Сфера хозяйства | 70-е гг. | 80-е гг. | 90-е гг. | Начало 21 века |
Первичная | ||||
Вторичная | ||||
нематериальная |
Задание 3.
_ Дать экономико-географическую характеристику центров мировой кредитно-финансовой деятельности (Вольский В.В. «Социально-экономическая география зарубежного мира», 2001 г., стр. 181-182; Максаковский В.П. «Географическая картина мира» книга 1, 2003 г., стр. 367-370).
Показать распределение кредитно-финансовой деятельности по регионам мира, назвать города
– крупнейшие финансовые, банковские центры.
Рис. 1 География крупнейших банков мира (конец ХХ века).
Рис. 2 География крупнейших ТНК Мира.
Рис. 3 Крупнейшие финансовые центры Мира.
Вопросы
1. С чем связан вывоз капитала и почему страны заинтересованы в его привлечении? В каких основных формах осуществляется международное движение капитала?
2. Каковы современные масштабы вывоза капитала? Чем объясняется его рост?
3. Какие регионы мира, группы стран и отдельные государства наиболее активно участвуют в международном движении капитала? По карте атласа «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (с. 19) определите направление главных инвестиционных потоков.
4. Почему значительная часть финансово-инвестиционных потоков сосредоточена в промышленно развитых странах мира? Что делают конкурирующие с ними развивающиеся государства для привлечения иностранного капитала?
5. Назовите новые крупные мировые финансовые центры. В каких странах они появились и почему?
ЗАНЯТИЕ 16. ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНОГГО ТУРИЗМА.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. продолжить формирование общего представления о системе международных экономических отношений;
2. выявить специфические особенности географии мирового туризма в международных экономических отношениях.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 358-370)
2. Кузнецов А. П. География. Население и хозяйства мира. 10 класс: М.: Дрофа, 1997 (стр. 165-168)
3. Максаковский В. П. География 10 класс. 2005
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Используя данные учебного пособия № 1 (стр. 378, табл. 167) и таблиц 1 и 1а – построить графики «Динамика числа прибытий туристов и денежных поступлений от международного туризма» с 1955 по 2001 годы, по регионам мира.
Табл. 1
Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире
Год | Число прибытий, млн. чел. | Поступления, млрд. долл. | Год | Число прибытий, млн. чел. | Поступления, млрд. долл. |
25,2 | 2,1 | 430,9 | 218,3 | ||
69,2 | 6,8 | 459,2 | 264,7 | ||
159,6 | 17,9 | 466,0 | 271,8 | ||
284,8 | 102,3 | 503,6 | 308,5 | ||
329,5 | 117,6 | 518,2 | 313,9 | ||
340,5 | 142,0 | 546,2 | 346,6 | ||
366,8 | 174,2 | 566,0 | 393,2 | ||
401,7 | 201,5 | 592,1 | 423,1 |
Табл. 1а
Географическое распределение международного туризма в начале 21 века (%)
Регион | Прибытие туристов | Доходы от туризма |
Западная Европа | ||
Америка | ||
АТР | ||
Африка | ||
Южная Азия | ||
Ближний и Средний Восток |
При построении графиков, масштаб – для числа туристов 1 см. – 25 млн. чел.,
для суммы поступлений 1 см. – 25 млрд. долл.
Вопросы
1. Во сколько раз увеличилось за эти годы число прибытий туристов в мире?
2. Во сколько раз увеличилось за эти годы сумма поступлений от туризма в мире?
3. Почему выгоден прием туристов для любых стран?
Рис. 1 Динамика числа прибытий туристов и поступлений во всем мире.
Задание 2.
Особенностью международного туризма является рост использования в турпоездках воздушного и автомобильного транспорта. Используя данные таблицы 2, построить круговые диаграммы распределения международных турпоездок по видам транспорта в 1980 и 2000 годах, перевести проценты в градусы.
Табл. 2
Распределение международных туристических поездок по видам, %
Транспорт | 1980 г. | 2000 г. |
Воздушный | ||
Автомобильный | ||
Морской | ||
Ж/д | ||
Итого |
Вопросы:
1. Каковы причины роста автотуризма и воздушных путешествий в Мире?
2. Каковы причины снижения популярности морского и ж/д туризма в Мире?
Задание 3.
По данным учебного пособия 1 (стр. 380, табл. 168) и данным таблиц 3 и 3а, построить картосхему «География международного туризма».
Цветом показать 4 группы стран: 1 группа стран – страны принимающие до 2 млн. туристов в год; 2 группа стран – страны принимающие от 2 до 10 млн. туристов в год; 3 группа стран – страны принимающие от 10 до 30 млн. туристов в год; 4 группа стран – страны принимающие более 30 млн. туристов в год.
На эту картосхему нанести основные регионы (ареалы) посещения туристов, стрелками показать направления туристических потоков, толщину стрелок ранжировать по четырем регионам (минимальная толщина – до 2 млн. туристов в год)
На картосхему нанести столбчатые диаграммы показатели числа прибытий иностранных туристов в 1990 и 2002 годах для десяти первых стран мира по числу прибытий туристов.
Табл. 3
Число прибытий иностранных туристов (тыс. чел.)