Учебные функции географических карт, их классификация, приемы обучения пониманию карты
Географическая карта - это уменьшенное условное изображение поверхности земного шара или её части на плоскости.
Понимать карту – значит усвоить главные свойства того достаточно сложного произведения науки и техники, какими являются в наше время географические карты.
Читать карту – значит уметь распознать географическую действительность по её изображению на карте.
Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти, расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсе географии.
Географические карты подразделяются:
- по территориальному охвату: мировые карты, карты материков, карты государств и др.;
- по содержанию: общегеографические и тематические карты;
- по масштабу: крупномасштабные (1:100000 и крупнее);среднемасштабные (от 1:100000 и до 1:1000000 включительно);мелкомасштабные (мельче 1:1000000).
- по назначению: справочные, учебные, туристские карты.
По карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами.
Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли, даёт представление о взаимном расположении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д.
На карте можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов.
Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д.
Географические карты в той или иной мере используются во всех сферах человеческой деятельности. Общеизвестно их значение как путеводителей по местности. В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве они являются основой для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. В сельском хозяйстве географические карты необходимы для землеустройства, мелиорации и вообще для учёта и наиболее рационального использования всех земельных фондов. Карты служат важным пособием для школьного и внешкольного обучения, для распространения знаний о мире и для подъёма общей культуры.
Приемы обучения пониманию карты
В начальных классах они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с планами. Наконец, рисуют планы окружения школы "на глаз", вырабатывают некоторые навыки ориентирования. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты. Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком. В курсе географии V класса картографическим вопросам отведено значительное место. Им посвящена тема "Изображение Земли на глобусе и картах". Большое внимание уделяется привлечению средств наглядности и рисованию. Широкое применение рисунков и чертежей, выполняемых учителем и учащимися, является сильным средством активизации обучения.
В "VI классе, кроме закрепления знаний и навыков, ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба, по сетке вдоль меридианов и экватора, учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке.
Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, отмечает их усвоение и запоминание. Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Карта является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем