Глоссарий. Надежностью какого-либо объекта (системы, сооружения, устройства или отдельной детали) называется его свойство

Надежностью какого-либо объекта (системы, сооружения, устройства или отдельной детали) называется его свойство, заключающееся в способности выполнять поставленные задачи в опреде­ленных условиях эксплуатации.

Работоспособность – состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения ос­новных параметров в пределах, установленных нормативно-техни­ческой документацией.

Исправность – состояние, в котором объект удовлетворяет указанным требова­ниям.

Отказ - событие, заключающееся в нару­шении работоспособности объекта.

Безотказность – свойство объекта непрерыв­но сохранять работоспособ-ность;

Долговечность – свойство объекта сохранять рабо­тоспособность до определенного состояния;

Ремонтопригодность - возможность объекта выполнения ремонта и технического обслуживания;

Восстанавливаемость – возможность восстановления работоспособ­ности объекта после отказа;

Сохраняемость –свойство объекта сохранять свои свойства без его конкретного использования.

Аппаратурный аспект надежности –проблема надежности аппаратуры, отдельных устройств и их элементов, включая каналы и линейные тракты, т. е. отдель­ных элементов, входящих в узлы и линии сети.

Структур­ный аспект надежности – надежность сети в целом в зависимо­сти от работоспособности или отказов узлов (станций, пунктов) или линий, магистралей, пучков каналов сети, т. е. он свя­зан с возможностью существования в сети путей доставки инфор­мации.

Отказом линии – называется такое состояние, при ко­тором каналы , образующие рассматриваемую линию, либо полностью вышли из строя, либо их параметры настолько ухуд­шились, что практически их нельзя использовать для данного вида связи.

Отказ узла — невозможность передачи через него информа­ции с входящих каналов на исходящие.

Надежность линии связи – вероятность нахождения линии в состоянии работоспособности.

Живучесть сети чаще – свойство сети со­хранять связность при массовых разрушениях узлов и линий связи сети и обеспечивать при этом связь между всеми или большинством пунктов хотя бы с по­ниженным качеством.

Коэффи­циент готовности -вероятность исправного (работоспособного) состояния данного элемента в произвольный момент времени в процессе эксплуатации.

Детерминированная сеть (с точки зрения надежности) – сеть с абсолютно надёжными или абсолютно ненадежными элементами.

Стохастическаясеть(с точки зрения надежности) –сеть, в которой отдельныеили все элементы обладают конечной надежностью.

Структурныепоказатели надежности: избыточность, коэффициент влияния элемента сети на структурные свойства сети и др.


Вероятностные показатели надежности:надежность путей и связи, вероятность связности нескольких или всех узлов сети, математическое ожидание числа связи в сети и т.д.

Надежность пути – вероятность исправного состояния всех линий и узлов, образующих этот путь.

Надежность связи (вероятность связ­ности двух узлов) - это вероятность существования хотя бы одного пути в работоспособном состоянии из заданного множества путей между данными узлами.

Вероятность связности нескольких (всех узлов сети) – вероятность того, что одновременно между несколькими или всеми узлами сети существует связь.

Математическое ожидание числа связей в сети – сред­нее число связей в сети при фиксированной надежности элементов сети (узлов и линий связи).

Метод статистических испытаний(метод Монте-Карло, имитационный)метод построения математической модели системы, реализация которой осуществляется в виде программы для ЭВМ.

Способы повышения структурной надежности:

· выбором аппаратуры или линий с повышенной надежностью;

· применение резерва по каналам, трактам или линиям на от­дельных участках сети;

· применение резервных обходных путей (в режиме горячего резерва);

· устройством «перемычек» — поперечных соединений между существующими путями;

· организация высокоэффективной службы контроля и восстановле-ния;

· создание систем управления разных уров­ней, обеспечивающей оперативное переключение каналов и трак­тов, перераспределение и ограничение трафика.

Наши рекомендации