Половая специфичность роста.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ №10 I к.
Физическое развитие детей. Методы оценки физического развития. Антропометрия.
Цель занятия:
- дать студентам представление о физическом развитии детей.
Студент должен знать:
- основные закономерности процесса роста
- факторы, влияющие на физическое развитие детей
- методы оценки физического развития
Студент должен уметь:
- проводить антропометрические исследования
- дать оценку антропометрических показателей.
Вопросы для самоподготовки:
1) Определение понятия «физическое развитие» .
2) Закономерности процесса роста.
3) Фазы повозрастного развития.
4) Факторы, влияющие на физическое развитие.
5) Методы оценки физического развития.
6) Методика антропометрических исследований.
7) Оценка антропометрических показателей.
Литература для подготовки:
Основная:
1. Шабалов Н.В. Педиатрия
2. Лекции, прочитанные на кафедре
3.Учебно-методическое пособие на кафедре
Дополнительная:
- Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней
Контроль знаний: устный опрос, решение тестов
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Под ф и з и ч е с к и м р а з в и т и е м понимается динамический процесс развития морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. Уровень физического развития и его темпы определяются социально-экономическими условиями, питанием, заболеваемостью и другими факторами.
Рост – под термином р о с т подразумевается количественное изменение размеров тела и его частей..
Процессы роста подчиняются определенным з а к о н а м и з а к о н о м е р н о с т я м:
1. Замедление скорости роста с возрастом. Скорость роста наиболее высока во внутриутробном периоде, особенно с 8-й по 25-ю неделю гестации. С 34-й недели
гестационного периода замедление роста идет на фоне существенного нарастания массы тела. К рождению малые прибавки в росте и массе тела объясняются «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. В постнатальном периоде наивысшие темпы роста свойственны первым месяцам жизни. Чем моложе ребёнок, тем интенсивнее пртекают его рост и развитие. Но уже в первые два года жизни хорошо прослеживаются торможение энергии роста.
Неравномерность скорости роста.
Проявляется в ускорении роста у детей через 2-3 недели после рождения до 1 года
и в период так называемого с к а ч к а р о с т а (после 11-12 лет). У детей отмечается вытягивание - р о с т о в о й с к а ч о к в возрасте от 5 до 8 лет. Кроме того отмечаются с е з о н ные к о л е б а н и я скорости роста: весной и летом рост ускоряется, а нарастание массы тела замедляется, осенью увеличивается прирост массы тела при более медленном увеличении длины, зимой длина и масса тела растут примерно одинаково. Имеется также суточная периодика роста с преобладанием в ночные часы.
В 1 год – 1,5 роста при рождении.
В 4 года – удваивается рост при рождении.
В 11 – 12 лет – утраивается утраивается рост при рождении.
Чередование направлений роста.
Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. Поэтому периоды «вытягивания» (рост в длину) сменяются периодами «округления». Вытягивание до 1 года, 5-7 лет, 11 – 12 лет, 17 – 21 год. Округление – 2-4 года, 8 – 10 лет, пубертейный период .
Краниокаудальный градиент роста.
После рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью, чем проксимальные. В течение всего постнатального развития стопа вырастает больше, чем голень; голень – относительно больше, чем бедро, и т.д. Меньше всего относительный прирост длины шеи и высоты головы. Благодаря наличию градиента роста у ребёнка с
возрастом происходит изменение пропорции тела. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей
Половая специфичность роста.
Мальчики растут быстрее девочек. Исключением является лишь короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и они обгоняют мальчиков по росту, однако к 13 - 14 годам мальчики вновь обгоняют девочек и по длине, и по массе тела.
Другая половая особенность физического развития детей и подростков - скорость созревания скелета – после 2-3 лет у девочек становится более значительной, чем у мальчиков. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое характерно для всех органов и систем.
Асимметрия роста.
При сложившейся право- или леворукости отмечается преобладание ростовых сдвигов и их некоторое опережение на стороне доминирующей ручной активности.