Глава 10. Сервисные возможности
Система «1С:Предприятие» предоставляет сервисные механизмы для навигации по приложению: механизм ссылок, история работы, избранное.
Также пользователю доступна возможность использования встроенных калькулятора, календаря, механизма для сравнения файлов и т. д.
Данная глава описывает работу с перечисленными механизмами.
Ссылки
В системе имеется возможность получить текстовую ссылку на любой раздел интерфейса программы, отчет, обработку и на объекты информационной базы (документы, элементы списков и т. д.).
Полученную ссылку можно сохранить и использовать в дальнейшем для перехода по ней. Так как ссылки являются текстовыми, то их можно отправлять другим пользователям, например, по электронной почте.
Для получения ссылки следует использовать пункт главного меню Сервис – Получить ссылку или нажать кнопку Получить ссылку области системных команд.
Рассмотрим пример получения ссылки на список Продажи раздела Продажи:
Рис. 131. Получение ссылки на список «Продажи»
Чтобы получить ссылку для использования в адресной строке браузера, следует нажать кнопку Внешняя.
Чтобы поместить ссылку в буфер обмена, нажать кнопку Копировать в буфер.
Чтобы добавить ссылку в список избранных, следует нажать Добавить в избранное.
Для перехода по ссылке следует использовать команду Сервис – Перейти по ссылке, в открывшемся диалоге указать сохраненный ранее текст ссылки и нажать кнопку Перейти или клавишу Enter. Для того чтобы отличать ссылки «1С:Предприятия» от других (например, http или file), используется идентификатор схемыe1c. Если в диалог перехода по ссылке передается внешняя ссылка «1С:Предприятия», начало которой не совпадает с навигационной ссылкой информационной базы, то при переходе по ссылке выполняется попытка перейти по внутренней части, указанной после идентификатора e1c. Если переход не удается, то выполняется переход по переданной внешней ссылке.
Избранное
В «1С:Предприятии» избранное – это список ссылок, отобранных самим пользователем для быстрого перехода к тем или иным разделам конфигурации, формам объектов информационной базы, а также формам отчетов и обработок.
Чтобы добавить ссылку на объект в список избранных, воспользуйтесь одним из следующих способов:
● выберите пункт в области системных команд Избранное – Добавить в избранное;
● выберите пункт главного меню Сервис – Добавить в избранное;
● при получении ссылки нажмите кнопку Добавить в избранное. Подробнее о работе со ссылками см. раздел «Ссылки» выше.
При добавлении ссылки в избранное система отобразит оповещение.
Для открытия списка избранных в области системных команд нажмите кнопку Избранное.
Рис. 132. Избранное
Чтобы перейти по ссылке из списка избранного, нажмите кнопку Избранное и выберите ссылку в списке нажатием левой кнопки мыши.
Настройка избранного
Для управления составом и порядком избранных элементов используется форма, вызываемая пунктом менюИзбранное – Настройка избранного области системных команд.
Рис. 133. Диалог настройки списка избранных ссылок
Чтобы перейти по ссылке, выберите ее с помощью мыши или выберите строку и нажмите кнопку Перейти.
Для упорядочивания списка избранных используйте кнопки Переместить текущий элемент вверх и Переместить текущий элемент вниз.
Для удаления элемента избранного нажмите кнопку Удалить текущий элемент.
История
«1С:Предприятие» сохраняет историю работы пользователя, которую можно использовать для быстрого доступа к недавно созданным или отредактированным объектам информационной базы (документам, элементам списков и др.).
При интерактивном добавлении или изменении объектов информация об этом отображается в виде оповещения и попадает в историю (подробнее о механизме оповещений смотрите в разделе «Оповещения» данной главы).
История работы пользователя хранится в информационной базе. При этом в истории хранится только одна запись на один объект информационной базы (запись о последующем изменении замещает запись о предыдущем изменении данного объекта). Хранится не более 200 записей для конкретного пользователя. Если число сохраненных элементов равно 200, то при добавлении новых элементов истории наиболее старые события истории удаляются.
Просмотр истории. Нажмите кнопку История, которая расположена в левом нижнем углу основного окна приложения. При этом откроется список всех событий (см. рис. 134), а при нажатии левой кнопки мыши на событии откроется форма объекта, к которому это событие относится.
Рис. 134. История
Поиск элемента истории. Для поиска события в списке нажмите правую кнопку мыши в списке и в контекстном меню выберите пункт Искать. Поиск события выполняется аналогично поиску в списке. Также в списке событий поддерживается быстрый поиск. Описание поиска в списках содержится здесь.
Обновление списка истории. Однажды открытый список событий считывается программой только в момент открытия окна и в дальнейшем не обновляется. Для того чтобы обновить окно истории, его нужно закрыть и открыть заново.
Все функции
Система предоставляет возможность открывать все доступные формы. Для этого используется список, отображающийся при вызове команды главного меню Все функции. Команда доступна, если установлена соответствующая настройка в параметрах системы и у пользователя есть право вызова данного режима (подробнее см. раздел «Системные параметры» здесь).
Рис. 135. Список всех функций системы
В список не включены объекты, на которые у пользователя нет права на просмотр.
В группе Стандартные отображаются стандартные функции (список активных пользователей, журнал регистрации и т. д.). Подробнее о стандартных функциях см. книгу «1С:Предприятие 8.2. Руководство администратора».
Чтобы перейти к объекту, нужно дважды щелкнуть на объекте в дереве объектов или выбрать объект в дереве и нажать кнопку Открыть.
Оповещения
Механизм оповещений предназначен для информирования пользователя о том, что система выполнила то или иное действие. Оповещения могут создаваться системой или разработчиком прикладного решения.
Оповещение отображается в окне, которое по умолчанию привязано к системному лотку панели задач операционной системы. Если с оповещением связана какая-либо ссылка, то пояснение будет одновременно являться гиперссылкой. При ее нажатии откроется объект, на который указывает ссылка. Пояснение также будет представлено гиперссылкой, если оповещение сформировано системой автоматически (при интерактивной записи/изменении объекта).
Рис. 136. Оповещение об изменении документа «Поступление денег»
● Текст – причина оповещения. Если было изменено несколько объектов, то в скобках будет указано количество измененных объектов.
● Пояснение – уточняющая информация.
Окно оповещения исчезает с экрана по истечении некоторого времени. Однако если навести на него курсор мыши, то окно будет отображаться до тех пор, пока его не закрыть или не отвести курсор мыши.
Если в процессе работы системой сгенерировано несколько разных оповещений, то в тексте оповещения в скобках будет указано количество измененных объектов, а в качестве пояснения будет использовано название списка.
При отображении в информационной панели список оповещений выравнивается по правому краю панели. Наиболее позднее оповещение будет отображаться у правого края панели. Если оповещений больше пяти, то отображаются только пять последних оповещений.
ПРИМЕЧАНИЕ. Список оповещений очищается при закрытии основного окна приложения.
Сообщения
В процессе работы с программой могут возникать ситуации, когда действие, запрошенное пользователем, не может быть выполнено. Например, если при проведении документа поле, обязательное для заполнения, окажется незаполненным. В подобных случаях в программе может быть предусмотрено оповещение пользователя в специальном окне сообщений. Окно сообщений будет содержать список причин возникшей ошибки.
По двойному щелчку в строке списка сообщений откроется специальное окно с указателем на поле, в заполнении которого возникла ошибка. Если сообщение не связано ни с каким отдельным полем, то отобразится стандартное предупреждение. Если сообщение не может быть отображено у требуемой ячейки таблицы формы, то сообщение позиционируется на самой таблице.
Рис. 137. Сообщения об ошибке
Если сообщение связано с каким-либо реквизитом другого объекта информационной базы, то будет открыта форма этого объекта, и сообщение с указателем на конкретное поле отобразится уже в этом окне.
Если в окне сообщений отображается более одного сообщения, то в нижней части окна, указывающего на поле с ошибкой, появляются кнопки Вперед/Назад. С их помощью можно перемещаться между полями, с которыми связаны сообщения.
При выполнении таких операций, как запись элемента или проведение документа, окно сообщений очищается и заполняется новыми сообщениями, которые были сформированы в ходе выполнения выбранного действия.
Если в таблице формы был выполнен поиск в данных, то при выборе сообщения пользователю, поиск данных в таблице отменяется и сообщение отображается у требуемой ячейки.
ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы открыть и закрыть окно сообщений в процессе работы с формой, используйте клавиши Ctrl + Shift + Z.