Методика изучения регионального обзора России
Особое внимание уделяется характеристике ПТК, которые делят по принципу крупных природных территорий, в их пределах выделяют ПТК местного масштаба.
Основными критериями отбора для территорий 1 ранга служит геоструктура, для 2 ранга критерии различны, но в основном это принцип зональности.
Основная цель – сформировать единичные понятия о ПТК различного ранга.
Во вводных темах формируется понятие о ПТК, особенностях, принципах выделения, выводы о единстве природы. Систематизация знаний происходит за счёт заполнения таблицы – факторы выделения ПТК разного ранга.
Типовой план характеристики ТПК:
1. ФГП,
2. геологическое строение и рельеф, п.и.
3. характеристика климата,
4. внутренние воды,
5. природные зоны,
6. ресурсы, использование, охрана.
Основа изучения – самостоятельная работа, работа с картой, приём сравнения.
Типовой план может видоизменяться.
Формирование ЗУН идёт на основе предыдущих сведений 6-7 классов. В 6 формируются элементарные представления о ПК, ГО. В 7 вводятся землеведческие понятия (циркуляция, климатический пояс, ПЗ…). Здесь формируется умение работать по типовому плану, использовать тематические карты. В 8 классе землеведческие понятия расширяются (щит, атмосферный фронт, солнечная радиация …), используются новые тематические карты, строятся профили, расширяются межпредметные связи, усложняется типовой план.
При изучении рельефа школьники должны усвоить –
1главные особенности поверхности и её отличия от других территорий,
2 знать и уметь показывать номенклатуру,
3 иметь представление и знать фактический материал о некоторых формах рельефа,
4 понимать сущность геологических процессов.
При изучении климата –
1 знать его характерные черты и особенности, отличия от других типов,
2 климатические факторы и их влияние на формирование климата и его черты,
3 особенности и различие климата в пределах определённой территории,
сезонные отличия погоды.
При характеристике рек и озёр –
1 осознавать зависимость гидрографии от климата и рельефа,
2 знать особенности гидрографии, номенклатуру, уметь правильно показывать,
3 знать свойства рек и озёр, их хозяйственное значение,
4 иметь представление о некоторых объектах.
При характеристике ПЗ –
1 объяснять особенности и причины зональности, наличие азональных комплексов,
2 давать характеристику ПЗ по типовому плану,
3 не только называть характерных растительных и животных представителей, но и черты их приспособленности к конкретным природным условиям,
4 объяснять взаимосвязи и взаимозависимости между различными природными компонентами,
5 представлять типичные ландшафты,
6 хозяйственное значение и охрана.