Раздел 1. .География как наука
Министерство образования
Национальный институт образования
В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Мешечко Е.Н., П.И.Рогач
Общая география
Учебное пособие для 11 класса
Общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения
Минск 2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. .География как наука
Тема 1. Основные этапы развития географии
§ 1 Истоки географических знаний. География античного времени, средневековья и эпохи Великих географических открытий
§ 2. Современная географии: становление и основные направления развития
Тема 2. Методы географических исследований
§ 3. Классификация методов географических исследований
§ 4. Новые методы географических исследований
§ 5. Географическая карта – модель земной поверхности.
Раздел II. Физический мир Земли
Тема 3. История развития Земли
§ 6 Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления.
Тема 4. Влияние Солнца и Луны на Земные процессы
§ 7. Влияние Солнца и Луны на земные процессы
Раздел III. Географическая оболочка Земли
Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба
§ 8. Зональность – основная закономерность географической оболочки
§ 9. Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.
§10 Почвы, растительный и животный мир Земли
§ 11. Взаимодействия общества и природы на разных этапах развития человечества
Тема 6. География природных ресурсов Земли
§ 12. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность и прогнозирование состояния природных ресурсов
§ 13. Распределение природных ресурсов на суше и в Мировом океане.
Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки
§ 14. Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты
Вопросы для обобщающего повторения
Раздел IV. Территориальная организация общества. География мирового хозяйства.
Тема 8. Географические проблемы территориальной организации общества
§ 15. Понятие о территориальной организации жизни населения. Территориальные социально-экономические системы. Факторы и принципы районной планировки.
Тема 9. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс. Международное разделение труда
§ 16. Мировое хозяйство и его отраслевая структура. Международная экономическая интеграция.
§ 17. Влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство
Тема 10. География отраслей мирового хозяйства.
§ 18. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира.
§ 19. Энергетика.
§ 20 Металлургия
§ 21. Машиностроение.
§ 22. Химическая промышленность
§ 23.Лесная промышленность
§ 24. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Пищевая промышленность.
§ 25. Транспорт
§ 26. Мировое сельское хозяйство. Растениеводство
§ 27. Сельское хозяйство. Животноводство
Раздел V. Глобальные проблемы
Тема 11. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении
§ 28. Сущность понятия «глобальные проблемы человечества». Геоэкологические проблемы
§ 29. Демографическая проблема. Демографическая политика.
§ 30. Политическая география. Геополитика.
§ 31. Международное сотрудничество в решения экологических проблем Концепция устойчивого развития.
Вопросы для обобщающего повторения
Заключение
Приложения
Как работать с учебником
Уважаемые старшеклассники!
Перед каждым параграфом предлагаются рубрика «Изучение содержания параграфа предоставляет возможность», которая раскрывает суть параграфа. Например
Ø дополнить представления об истоках географических знаний;
Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества.
Материал учебника разделен на основной, который обязателен для усвоения всеми учащимися, и дополнительный для расширения общего кругозора учащихся (выделен в тексте параграфа мелким шрифтом). При работе с текстом учебного пособия учащимся необходимо использовать его иллюстративный и статистический материал, а также приложения в конце учебного пособия. Иллюстративный материал сопровождается вопросами и заданиями, поиск ответов на которые позволит более глубоко и осознанно усвоить содержание параграфа. Для самоконтроля и проверки знаний и умений в конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые требуют пересказа содержания учебного пособия, обозначены порядковым номером без звездочки, более сложные обозначены одной звездочкой(*).
Для более глубокой и всесторонней подготовки к урокам вам необходимо использовать периодическую печать, информацию радио и телепередач, Internet, применять знания из других школьных предметов.
ВВЕДЕНИЕ
Вы приступаете к изучению завершающего курса «Общая география», в котором рассматривается природа, население и хозяйство Земли в их тесной взаимосвязи. Как Вы уже знаете общим объектом изучения географии является географическая оболочка. В курсе общей географии она рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба и как объект антропогенного воздействия.
Вы познакомитесь с развитием в географической науке двух направлений – дифференциации, которая ведет к образованию в географии множества научных дисциплин, и интеграции, ведущей к объединению разных ветвей географии в единое целое и способствующей усилению целостности и единства географии как науки, формированию общей географии.
Процессы интеграции протекают не только между частями географии, но и на стыке географии с другими науками (биологией, геологией и др.), что способствует образованию новых научных направлений и новых наук. Эти явления также изучают в общей географии.
Такой подход особенно актуален для географии, которая хотя и состоит из двух структурных частей – естественнонаучной (физическая география) и общественнонаучной (экономическая и социальная география), но ее задачей является изучение природы, население и хозяйственной деятельности в комплексе и установление законов и закономерностей взаимодействия между человеческим обществом и природной средой.
Необходимость общегеографического понимания явлений и процессов, протекающих на Земле, доказывается комплексностью географической науки. Как известно, общим объектом географии является географическая оболочка Земли, которая состоит из взаимодействующих земных сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и является средой жизни и деятельности человека. Состояние географической оболочки во многом определяется не только силами природы и космоса, но и деятельностью человека. Понять и изучить это многообразие можно только, зная общие законы и закономерности развития природы и общества.
Комплексность в общегеографических исследованиях предполагает одновременное изучение и учет всей информации о состоянии природы, хозяйства, населения, экологическом состоянии территории. В общегеографических исследованиях окружающей среды отчетливо проявляются два направления – экологическое (геоэкологическое) и ресурсное. В пределах каждого из них, формируются такие учебные и научные дисциплины, как геоэкология, природопользование, ресурсоведение и др., которые исследуют проблемы взаимодействия между природой, человеком и хозяйством.
Место общей географии в системе географических наук можно показать в виде следующей схемы (Рис…)
Без общегеографического подхода невозможно реализовать огромный научный, мировоззренческий, общекультурный и идеологический потенциал, который заложен в географии как образовательном предмете, дающем комплексное представление об окружающем мире, о системе взаимоотношений общества и природы.
Общегеографические знания играют важную роль в стратегии устойчивого развития государства, в расширении международных связей, в интеграционных процессах. Благодаря комплексному, территориальному подходу к изучаемым природным, хозяйственным, социальным объектам и явлениям у учащихся формируется географическое мышление. Общая география как целостная учебная дисциплина пока находится в стадии формирования. Отдельные понятия, определения требуют дальнейшего обсуждения и уточнения. Однако общепризнанным является значение этой дисциплины в познании и решении сложнейших проблем возникающих во взаимоотношении общества и природы и в формировании географических знаний.
Первый раздел учебного пособия посвящен развитию географической науки. Он раскрывает исторический путь географии от простого землеописания до науки решающей многие практические проблемы в современном мире. Особое внимание уделено вопросам развития общей географии и методам географических исследований. Второй раздел «Физический мир Земли» включает вопросы влияния Солнца и Луны на географические процессы и явления на Земле. Не зная этих вопросов невозможно понять и объяснить основные процессы, происходящие в географической оболочке Земли. В третьем разделе «Географическая оболочка Земли» географическая оболочка рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба, приводятся схемы ее территориального деления, дается общий обзор природных ресурсов, а также воздействие человека на географическую оболочку. Раздел IV. «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» включает социально-географические вопросы и проблемы территориальной организации общества, раскрываются проблемы становления мирового хозяйства и его интеграции, а также особенности развития его отраслей в эпоху НТП.
В завершающем разделе учебного пособия изучаются глобальные проблемы человечества и пути их решения, вопросы устойчивого развития регионов и стран, а также международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества.
Вопросы и задания
1. В чем заключается уникальность географической науки?
2. В чем заключается сущность комплексности географических исследований.
3. Какие существуют отличия между физической, социально-экономической и общей географией?
Раздел 1. .География как наука