Покорение северного полюса 18-19 вв.

История покорения Северного полюса началась в 17 веке, когда возникла необходимость найти кратчайший путь из Европы в Китай.

Первым, кто отправился на поиски северного пути, был голландец Виллем Баренц. Он в 1594 году предпринял первую попытку, снарядив экспедицию и отправившись в путь. Попытка пройти в открытой воде закончилась неудачно. Затем Виллем предпринял еще две экспедиции. В последней попытке его экспедиция была вынуждена остановиться на зимовку, так как их корабль был зажат льдами. Это был первый опыт зимовки в Арктике. Заболев цингой во время зимовки, Баренц, так и не достигнув цели, скончался в июне 1597 года.

Немало сделал для открытия Северного полюса датчанин Витус Беринг, служивший на русском флоте. Он в ходе своих Камчатских экспедиций (1725 – 1741 годов) открыл северо-восточное побережье Азии, пролив между Чукоткой и Америкой (позднее названый в его честь) и достиг берегов Аляски.

Еще один великий путешественник – Фритьоф Нансен - внес свой вклад в освоение и открытие Северного полюса. Его экспедиция, продолжавшаяся три года, закончилась в 1896 году. На корабле Нансену удалось приблизиться примерно на 750 километров от Северного полюса. Дальше путь его продолжался на собачьих упряжках. Преодолев по льду за 25 дней примерно 350 километров, в нечеловеческих условиях, Нансен принимает решение не идти на Северный полюс и повернуть к мысу Фигели. Пройдя все испытания суровой природы севера, Нансен и его попутчики, буквально чудом оставшиеся в живых, вернулись домой.

В ходе этой героической экспедиции было точно выяснено, что на Северном полюсе нет суши. Нансен вывел правила, описывающие скорость и направление дрейфа льда, описал его рост и таяние. Его изобретения – легкие бамбуковые нарты и аппарат для готовки пищи с использованием льда – до сих пор используют полярники всего мира.

В начале ХХ века американцы Фредерик Кук и Роберт Пири заявили о себе, как о первых покорителях Северного полюса.

Примерно в одно и то же время, отдельно друг от друга, в 1908 – 1909 годах, они якобы побывали на Северном полюсе. Доказательств в их заявлениях не было, поэтому факт открытия ими Северного полюса, так и остается до сегодняшнего дня недоказанным.

Первой русской экспедицией к Северному полюсу считается экспедиция Георгия Седова в 1912—1914 годах.

Во множестве античных культур Земля считалась плоской, однако уже древнегреческие философы, в частности Пифагор, в VI веке до нашей эры начали высказывать предположения о сферической форме Земли. В IV веке до нашей эры два представителя пифагорейской школы — Гикет и Экфант, первыми объяснили суточное вращение небосвода вращением Земли вокруг своей оси.

Термин Северный полюс для обозначения точки, в которой ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии, впервые встречается в середине XV века [4, с. 67].

Проблема достижения Северного полюса впервые возникла в XVII веке, в связи с необходимостью найти кратчайший путь из Европы в Китай. Тогда же возникла легенда о том, что во время полярного дня в районе Северного полюса существует свободное ото льда море. Первую попытку достигнуть это море совершил в 1607 году английский мореплаватель Генри Гудзон, экспедицию которого финансировала «Московская компания». Добравшись до восточного берега Гренландии, Гудзон был остановлен льдами.

Михаил Ломоносов теоретически обосновал возможность достижения Северного полюса морским путём. Из поморских легенд он сделал вывод, что сильные ветра отгоняют ледовые поля от северного побережья Шпицбергена, и открывают свободное море [1, с. 34].

В 1773 году британская экспедиция барона Константина Фиппса у Шпицбергена достигла 80°48' с. ш. В 1818 году отряд британских кораблей, одним из которых командовал Джон Франклин, не сумел преодолеть отметки 80°34' с. ш. После этого на долгое время идея достижения Северного полюса на корабле была оставлена [2, с. 44].

Одной из первых экспедиций, попытавшейся достичь Северного полюса, используя другие методы, стала британская экспедиция Уильяма Парри в 1827 году. Получив необходимые средства от Британского Адмиралтейства, экспедиция Парри в марте 1827 года отплыла из Англии на судне «Хекла» (Hecla), доставившем её на Шпицберген. Отсюда отряд Парри на двух лодках, снабжённых полозьями для передвижения по льду, отправился на север и 23 июля достиг 82°45' с. ш., установив рекорд, продержавшийся следующие полвека. Одним из членов отряда Парри был Джеймс Росс, будущий первооткрыватель Северного магнитного полюса.

Другой попыткой достижения Северного полюса стала Британская арктическая экспедиция 1875—1876 годов, под руководством Джорджа Нэрса, которая двигалась к полюсу со стороны пролива Смита на кораблях «Алерт» (Alert) и «Дискавери» (Discovery). Часть экспедиции, на санях, в которые были впряжены люди, под руководством Альберта Маркэма (Albert Markham) 12 мая 1876 года достигла рекордных 83°20’26" с. ш., прежде чем повернуть назад [1, с. 78].

Американская экспедиция Джорджа Де-Лонга 8 июля 1879 года отплыла на барке «Жаннетта» (Jeannette) из Сан-Франциско с намерением достичь Северного полюса через Берингов пролив. Однако, недалеко от острова Врангеля в Северном Ледовитом океане, их корабль был окружён льдами. Следующий 21 месяц вмёрзший в лёд корабль дрейфовал на северо-запад, постепенно приближаясь к Северному полюсу. 12 июня 1881 года «Жаннетта» не выдержала давление льда, дала течь и затонула на 77°15′ с. ш. 154°59′ в. д. Команда сумела спастись и, таща на санях по льду шлюпки с продовольствием, достигла Новосибирских островов. Оттуда 12 сентября 1881 года команда попыталась на трёх шлюпках доплыть до материка. В результате шторма одна шлюпка с экипажем затонула. Две другие добрались до берега, но были разделены штормом. Экипаж шлюпки под командой судового механика Джорджа Мельвилля был подобран местными якутами в устье реки Лены. Группа Де-Лонга, высадившаяся на другом берегу устья, попыталась найти поселение, отправившись в долгий путь по тундре вглубь материка, но лишь двое из 14 человек смогли добраться до людей. Остальные, включая Де-Лонга, умерли, один за другим, от голода и измождения.

В 1884 году остатки снаряжения с «Жаннетты» были найдены вмерзшими в лёд в окрестностях Какортока на юге Гренландии, в тысячах километрах от места крушения. Метеоролог Хенрик Мон на основании этой находки высказал предположение о существовании течения в Северном Ледовитом океане, которое переносит лёд с востока на запад, от сибирского побережья к американскому. Норвежский исследователь Фритьоф Нансен заинтересовался идеей достичь Северного полюса с помощью этого течения на вмёрзшем в лёд корабле. Для этого Нансен организовал Норвежскую полярную экспедицию на корабле «Фрам». «Фрам» был построен, по заказу Нансена, специально для дрейфа во льдах — его корпус был укреплён и в поперечном сечении был округлым, как яйцо. Таким образом, лёд, сдавливая «Фрам» по бокам, не ломал судно, а постепенно выжимал его наверх, на поверхность. 24 июня 1893 года «Фрам» покинул Кристианию. Пройдя по Северному морскому пути, 28 сентября корабль достиг ледового поля у Новосибирских островов и лёг в дрейф. 14 марта 1895 года, когда «Фрам» достиг 84°4' с. ш., Нансен и Ялмар Йохансен покинули корабль, решив продолжить путь к Северному полюсу на лыжах. Нансен рассчитывал преодолеть 660 км до полюса за 50 дней, а оттуда направиться к Земле Франца-Иосифа. Провизию на 120 дней пути они загрузили на три собачьи упряжки. Первоначально лёд был довольно ровный, и исследователи могли быстро передвигаться вперёд. Но постепенно ландшафт становился всё более неровным, значительно замедляя скорость их продвижения. 7 апреля пара достигла 86°14' с. ш. Дальнейший путь, насколько они могли его видеть, состоял из нагромождений льда. Осознавая, что им не хватит продовольствия, чтобы достигнуть Северного полюса и вернуться обратно, пара отказалась от дальнейшей попытки и повернула на юг, в конечном счёте достигнув Земли Франца-Иосиф [1, с. 23].

Итальянская арктическая экспедиция принца Савойского Луиджи Амедео в 1899 году отплыла на переоборудованном китобойном судне «Полярная Звезда» из Норвегии. Они планировали достичь Земли Франца-Иосифа, разбить там лагерь, провести в нём полярную зиму, а в конце её — отправиться по льду на собачьих упряжках к Северному полюсу. Во время зимовки в лагере, в результате обморожения, принц потерял два пальца и поэтому уже не мог лично участвовать в походе на полюс. 11 марта 1900 года группа под руководством капитана Умберто Каньи вышла к Северному полюсу. Из-за больших трудностей (включая гибель трёх человек из вспомогательной партии) четверо полярников отряда Каньи начали осознавать, что не смогут достичь полюса. Всё, что они могли сделать, — лишь пройти как можно дальше на север, установить флаг и повернуть назад, когда количество пищи в их распоряжении будет едва хватать на обратный путь. 25 апреля группа Каньи достигла рекордных 86°34' с. ш., что было на 35 км севернее рекорда Нансена и Йохансена, и с трудом смогла вернуться обратно к кораблю два месяца спустя, 23 июня, через двенадцать дней после того, как у них должны были закончиться все продукты [2, с. 89].

Экспедиции к Северному полюсу приобрели такую большую известность, что в английском языке даже появился термин Farthest North, означавший самую северную широту, достигнутую экспедициями в их пути к Северному полюсу. Однако, помимо экспедиций к Северному полюсу, в Арктику также отправлялись и экспедиции, ставившие перед собой другие цели — например, пройти по Северо-Западному проходу или по Северному морскому пути. Опыт, приобретённый в результате этих экспедиций, оказался очень полезен и для экспедиций к Северному полюсу.

Американский исследователь Фредерик Кук заявил о том, что первым достиг Северного полюса 21 апреля 1908 года, вместе с двумя эскимосами Авелой (Ahwellah) и Этукишуком (Etukishook), двигаясь на собачьих упряжках. Однако он не смог представить убедительных доказательств, и его заявления не были широко приняты общественностью.

Покорение Северного полюса долгое время приписывалось американскому инженеру Роберту Пири, который заявлял, что достиг Северного полюса 6 апреля 1909 года, в сопровождении афроамериканца Мэтью Хенсона (Matthew Henson) и четырёх эскимосов Ута (Ootah), Эгингва (Egingwah), Сиглу (Seegloo) и Укеа (Ooqueah). Однако позже заявление Пири также было подвергнуто сомнению. Так, некоторые исследователи отметили, что в отряде, отобранном Пири для последнего отрезка пути до Северного полюса (246 км), не было никого, помимо него, обладавшего навигационными навыками и способного независимо подтвердить (или опровергнуть) утверждения Пири. Также вызывал сомнение хронометраж похода. Средняя скорость экспедиции Пири от континента до лагеря Бартлетт составляла 17 км в день, а, по утверждениям Пири, после выхода из лагеря Бартлетт его отряд смог преодолеть 246 км до Северного полюса за пять дней, преодолевая ежедневно в среднем по 50 км, что в три раза превышало среднюю скорость, с которой экспедиция двигалась до сих пор. На обратный путь у них ушло ещё меньше — три дня, то есть отряд Пири должен был двигаться с полюса со скоростью более 80 км в день, что многие исследователи посчитали невероятным.

Сомнения в достижениях Кука и Пири побудили Руаля Амундсена в его экспедиции к Южному полюсу в 1911 году включить в финальную партию из пяти человек четырёх профессиональных навигаторов, проводивших тщательные и независимые друг от друга наблюдения с помощью компаса, секстантов и теодолитов.

Первой русской экспедицией к Северному полюсу считается экспедиция Георгия Седова в 1912—1914 годах. Плохо подготовленная экспедиция была вынуждена провести две зимовки в Арктике на борту шхуны «Михаил Суворин» («Святой великомученик Фока»). 2 февраля 1914 года больной цингой Седов, вместе с матросами Григорием Линником и Александром Пустошным, на трёх собачьих упряжках вышли по льду из бухты Тихой к полюсу. Уже через неделю Седов не мог идти дальше, но приказал привязать себя к нартам, чтобы продолжить поход. 20 февраля, пройдя чуть более ста из более чем двух тысяч километров до полюса, Седов скончался среди льдов вблизи острова Рудольфа. Его спутники похоронили тело на острове и отправились в обратный путь. Одна из собак Седова, по кличке Фрам, осталась на могиле хозяина[1, с. 56].

21 мая 1937 года при помощи самолёта в районе Северного полюса (в момент высадки примерно в 30 километрах) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СССР) под руководством Ивана Папанина. Участники экспедиции океанограф Петр Ширшов, метеоролог Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель и руководитель Иван Папанин в течение девяти месяцев вели научные наблюдения на станции. За это время она прошла в результате дрейфа 2850 км до восточного побережья Гренландии, откуда 19 февраля 1938 года полярников сняли ледоколы «Таймыр» и «Мурман»[1, с. 123].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первой доказанной удачной попыткой полета над Северным полюсом стала в 1926 году экспедиция Р. Амундсена на дирижабле «Норвегия». В экспедиции было несколько участников, включая создателя дирижабля У. Нобиле. Полет начался 11 мая 1926 года на Шпицбергене, 12 мая дирижабль достиг Северного полюса, откуда проследовал до Аляски. По оценке Нобиле, общее пройденное расстояние составило около 5500 км.

21 мая 1937 года при помощи самолета в районе Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СССР) под руководством Ивана Папанина.

В июне 1937 года Валерий Чкалов совершил первый удачный межконтинентальный перелет через Северный полюс на самолете.

Первыми людьми, ступившими на Северный полюс (чье достижение не было подвергнуто сомнению), стали участники советской Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2» под руководством начальника Главсевморпути Александра Кузнецова. Это произошло в апреле 1948 года.

3 августа 1958 года атомная подводная лодка «Nautilus» (США) стала первым кораблём, достигшим Северного полюса (под водой). Другая американская атомная подводная лодка, «Skate»», всплыла на полюсе 17 марта 1959 года, став первым кораблём на поверхности воды на Северном полюсе. 17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомолец» стала первой советской подлодкой, достигшей Северного полюса.

Первыми, достигшими Северного полюса без использования моторного транспорта, стали участники Британской трансарктической экспедиции под руководством Уолтера Герберта. Экспедиция началась 21 февраля 1968 года, а 6 апреля 1969 года достигла Северного полюса.

В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании.

Начиная с 1937 года в Арктике было создано более 30 советских и российских дрейфующих станций. Идея создания подобных станций принадлежит полярному исследователю Владимиру Визе. Последней открытой, на сегодняшний день, российской дрейфующей станцией, является «Северный полюс-39», созданная в октябре 2011 г.

Стремление достичь Южный полюс возникло значительно позднее, чем Северный. Это и понятно, так как Антарктида, на которой находится Южный полюс, была открыта лишь в 1820 году русской антарктической экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, а в 1895 году норвежские промысловики с судна «Антарктик» впервые высадились на ее берег.

Немалый вклад в исследование Антарктиды внесла научно-исследовательская бельгийская экспедиция на пароходе «Бельжика». Она работала с конца 1897 до апреля 1899 гг. Начальником её был военный моряк Адриан Жерлаш де Гомери, старшим штурманом – Р. Амундсен (впоследствии открывший Южный полюс), судовым врачом – Фредерик Кук (позднее достигший района Северного полюса). Экспедиция работала сначала на Южных Шетландских островах, исследовала «Землю Палмера», у северной части Антарктического полуострова. Затем «Бельджика» прошла на юго-запад, в море Беллинсгаузена, где вмерзла во льды. Освободился пароход только через год и в конце марта пошел на север. Это была первая в истории зимовка в антарктических водах высоких широт.

Экспедиция К. Борхгревинка 1899/1900 гг. сыграла большую роль в дальнейшем штурме Южного полюса. Исследователям удалось дойти до Ледяного барьера Росса, подняться на барьер и продвинуться на нартах по леднику до 78 градусов 50 минут южной широты.

Первая попытка достичь Южного полюса была предпринята в 1902 году, когда англичане Роберт Скотт, Эрнест Шеклтон и Адриан Уилсон попытались выступить в первый санный поход и достигли точки 82 градуса 17 минут южной широты.

В 1908 г. Эрнест Шеклтон попытался пробиться к полюсу на санях, в которые впрягались маньчжурские низкорослые лошади. Однако все они погибли от холода, и большую часть маршрута в 2800 км Шеклтону и спутникам пришлось идти пешком, не используя даже лыж. Шеклтон и его команда (Фрэнк Уайлд, Эрик Маршалл и Джеймсон Адамс) 9 января 1909 г. достигли 88 градуса 23 минут южной широты, не дойдя по полюса 180 км.

14 декабря (по другим источникам 15 декабря) 1911 года норвежский исследователь Руал Амундсен пересек Антарктиду на лыжах и стал первым человеком, который достиг самой южной части нашей планеты. Эта дата считается днем покорения Южного полюса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Внуков, Н. Великие путешественники : биогр. словарь / Н. Внуков. – СПб.: Азбука, 2000. – 735 с.

2. Арктика – мой дом: история освоения Севера в биографиях знаменитых людей: полярная энциклопедия школьника. – М.: Северные просторы, 2001. – 280 с.

3. Летопись Севера. Т.10: сборник по вопросам истории экономического развития и исторической географии Севера. – М.: Мысль, 1982. – 240 с.

4. Магидович, И.П. Очерки по истории географических открытий. В 5 т. Т.4 Географические открытия и исследования нового времени (Х1Х – начало ХХ в) / И.П. Магидович, В.И. Магидович. – М.: Просвещение, 1985. – 335 с.

5. Пристли, Р. Антарктическая одиссея: Северная партия экспедиции Р. Скотта / Реймонд Пристли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 360 с.

6. 100 великих путешественников / авт.-сост. Н.А. Муромов. – М: Вече, 2001. – 656 с.

Наши рекомендации