География туристических центров мира

Рассматривается студентом самостоятельно и закрепляется на практике в виде докладов, презентаций и просмотра видеофильмов:

1. Yellowstone (заметки о дикой природе);

2. Париж (Бастилия,водные экскурсии,мосты,Лувр,Елисейские поля, Триумфальная Арка, Монмартр, Версаль,Диснейленд,Эйфелева башня,Ночной Париж,Собор Парижской Богоматери)

3. Дубай (спорт,Шарджа,Абу-Даби,Хор-Дубай,Дубаи ночью, рынки,парки,еда, традиции,торговые центры,золото,Форт Аль-Фахиди, архитектура, религия)

4. Барселона (Порт,Рамбла,Коста Брава,Площадь Рейал,Саграда Фамилия, площадь Испании и Каталонии,Готический квартал,памятник Колумбу,музей Пабло Пикассо,музей Сальвадора Дали, рынок святого Джозефа)

5. Рим (Форум,Ватикан,Колизей,Пантеон,Тиберина,Капитолий, фонтан Трэви, Аппиева дорога,Площадь Колонны,Мавзолей Адриана,Мальтийский орден, Площадь Республики,Пьяцца дель Попполо,Триумфальная арка Константина)

6. Япония(Телепорт,Фудзияма,Парк Уэно,Шинкансен,Храм Мэйдзи,Токкийское метро и телебашня,Киото,Императорский дворец, лодочная прогулка и другие.

Лекции 2 семестр

1 Социально-экономическая география: предмет, задачи и методы

Общая характеристика мира

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития.

Предметом изучения социально-экономической географии (СЭГ) являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими.

Территориальные системы разделяются по следующим признакам.

1. По составу:

– производственно-территориальные системы (промышленность, транспорт и др.);

– непроизводственно-территориальные системы (торговля, финансовая сфера и др.);

– системы населения и расселения (этнические, демографические и др.)

– социально-территориальные системы (культурные, потребительские и др.)

– политико-территориальные системы (межгосударственные, внутригосударственные);

– природно-ресурсные системы (природное богатство);

– территориально-рекреационные системы.

2. По размерам:

– мегасистема (территория земного шара);

– макросистемы (территории материков и отдельных частей материков);

– мезосистемы (территории отдельных стран и части стран);

– микросистемы (территории отдельных городов и районов).

Впервые термин «экономическая география» появился в 1760 г. В научный оборот этот термин ввел М.В. Ломоносов. Он разработал систему географических наук. В настоящее время в состав дисциплин, изучаемых СЭГ, входят:

– социальная география;

– география населения;

– геодемография;

– география сферы обслуживания;

– рекреационная география;

– экономическая география;

– география промышленности;

– география транспорта;

– география сельского хозяйства;

– география внешних экономических связей;

– геоэкология.

При изучении СЭГ используют следующие научные методы:

1. Программно-целевой метод. Служит для разработки комплексных программ по отраслям и территориям. Включает сбор фактических данных, оценку свойств территориальной системы, установление закономерностей, прогноз развития и изменения территориальной системы.

2. Метод системного анализа. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы.

3. Балансовый метод. Используется при разработке региональных программ. Позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов и установить пропорции для оптимального развития.

4. Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации.

5. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов.

6. Экономико-математическое моделирование. Предполагает расчет вариантов поведения систем при различных условиях функционирования и выбор оптимального варианта.

7. Сравнительно-географический метод. Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.

8. Исторический метод. С помощью сравнения общего и особенного в исторических явлениях выявляет основные тенденции развития.

В задачи СЭГ входит поиск путей совершенствования территориальной организации общества, организация наиболее рационального размещения производства, обоснование перспектив повышения эффективности развития отдельных регионов и страны в целом.

Наши рекомендации