Этапы развития российского туризма
в 1895 г. образовался Российский туристический клуб. Он был преобразован в 1901 г. в Российское общество туристов. Официально в 1995 г. Россия отметила столетие национального туризма. Однако дата эта весьма условна. История развития туризма в России значительно более долгая и состоит из 5 этапов.
Первый этап – просветительский – до 1890 г. Определяющим на этом этапе является развитие лечебно-оздоровительного отдыха, начало которому положил Петр 1, построивший первый в России курорт "Марциальные воды" и издавший указ об исследовании лечебных местностей. За 200 лет были созданы курорты:
· в Прибалтике ("Кемери");
· в Центральной России ("Старая Русса", "Кашин", "Сергиевские минеральные воды", "Липецк" и др.);
· в Крыму ("Евпатория", "Ялта");
на Кавказе ("Кавказские минеральные воды").
Исследовались минеральные воды и лечебные грязи. В 1863 г. было создано бальнеологическое общество.
В этот период познавательный туризм характеризуется только отдельными примерами экскурсий, походов и путешествий в основном с краеведческими целями.
Спортивный туризм появляется с конца 70-х годов 19 века, когда в Тифлисе был организован Альпийский клуб (1877 г.), а в 1890 г. любителями туристами в Одессе был создан Крымско-Кавказский горный клуб с филиалами в городах Севастополе и Ялте.
Второй этап – предпринимательский – начинается с развитием капитализма в России и охватывает период с 1890г. до Октябрьской революции. На этом этапе формируется туристская инфраструктура (транспортная сеть, ресторанно-гостиничное хозяйство) и появляются многочисленные туристские учреждения: туристские фирмы, клубы, бюро компании. Оформляются два основных сегмента туристского рынка – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции.
За этот период было создано 36 курортов и 60 санаториев. Первая мировая война остановила этот процесс. Большинство туристских учреждений перестало функционировать. Исключение составили лишь отдельные санатории, созданные в то время в прифронтовой полосе с реабилитационными целями ("Сольцы", "Варницы" в Новгородской губернии).
Третий этап – организационно-централизованный – продолжался с 20-х годов до конца 60-х годов 20 века.
Определяющим на этом этапе было доминирование идеологических функций над хозяйственными и монополизация туризма. Этот этап следует подразделить на два периода: довоенный и послевоенный.
В первом периоде была заложена система отдыха в СССР. Был принят ряд законодательных актов: декреты о лечебных местностях (1919г.), об использовании Крыма для лечения трудящихся (1920г.), об организации домов отдыха (1921г.). Были созданы советские туристские организации: Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1918г.), общество "Советский турист" (1928г.), акционерное общество "Интурист" (1929г.), Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) (1930г.). Материальной базой для создания первых оздоровительных учреждений стали бывшие дворянские усадьбы, дачи, монастыри и конфискованные частные санатории и гостиницы. С первых пятилеток осуществлялось строительство новых рекреационных учреждений и плановая реконструкция ведущих курортных зон Крыма и Кавказа. Великая отечественная война нанесла огромный ущерб рекреационному хозяйству СССР, которое было восстановлено за 5 послевоенных лет.
Послевоенный период характеризуется новыми тенденциями: очень быстрым ростом предприятий отдыха и лечения, расширением географии туризма на восток (в Сибирь и на Дальний Восток), концентрацией рекреационного обслуживания; появлением новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); развитием дачной рекреации. Формируется самая крупная и дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма.
Экстенсивное развитие туризма к концу этого периода приводит к обострению противоречий из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых, что вызвало необходимость перехода к новой форме организации и планирования туризма. Были созданы Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) (1965г.) и региональные советы.
Четвертый этап – административно-нормативиный (1970-1990 гг.). Для него характерны сохранение быстрых темпов развития планового социального туризма при нарастании отставания качества туристского обслуживания от мировых стандартов. К 1985г. на территории СССР функционировало: 14000 здравниц общей вместимостью 2 млн. 250 тыс. мест, 969 туристских учреждений на 373 тыс. мест, действовало 350 всесоюзных и более 600 местных плановых туристских маршрутов. Было создано 80 канатных дорог. Особенно активно развивался транспортный туризм. Существовало более 4 тыс. маршрутов, которые обслуживались специализированным туристским транспортом – 10 тыс. автобусов, 150 морских и речных судов, 80 железнодорожных составов.
Позитивным итогом этого этапа является возросший интерес науки к проблемам туризма. Если на предыдущем этапе в основном уделялось внимание проблемам лечебного отдыха (было создано более десятка институтов курортологии, активно исследовались природные лечебные ресурсы), то с 70-х годов ряд институтов начинают специализироваться на рекреационном проектировании и создании территориальных рекреационных систем. Организуется система непрерывной подготовки кадров туристской сферы.
Однако к 90-м годам становится очевидным, что административно-командная система не справляется с задачами интенсификации туристского обслуживания, которой требуется широкое применение экономических факторов.
Пятый этап – переходный (с 1990 г.) знаменуют новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ. В этот период выявилась необходимость перехода от административного регулирования туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Уже на начальной стадии реформ проявились:
- изменения структуры рекреационных потребностей,
- начало сегментации туристского рынка;
- переход от монопольного туристского хозяйства к многоукладному;
- активизация малых и средних туристских предприятий;
- использование природных рекреационных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений.
Вместе с тем обозначились негативные последствия переходного периода:
- банкротство многих предприятий в условиях самофинансирования;
- рост цен на отдых и падение спроса населения, не располагающего в основном средствами на отдых, что создает социальную базу для массовых конфликтов и противоречий. Разрешение этих проблем возможно только в случае осознания государственными структурами туризма, как важного фактора социального и экономического развития страны и осуществления протекционной политики в отношении туристской индустрии.