Использование вод Волжского бассейна
Волга с ее главнейшими притоками - Окой, Камой и др. - издавна играла важную роль в народном хозяйстве. Многие реки ее бассейна прежде всего использовались как водные транспортные магистрали для перевозки хлеба, леса, нефти и т. д., а также для пассажирского сообщения. Общая длина судоходных путей в бассейне Волги достигает 17700 км, а сплавных - 41000 км: недостатком водных путей является наличие многочисленных мелководных песчаных перекатов, затрудняющих судоходство. Для обеспечения судоходных глубин в межень производятся землечерпательные работы, причем объем этих работ бывает весьма значительным; так, например, в 1939 г. работало 28 землечерпательных снарядов, которые ежесуточно вынимали до 12 000 м3 грунта со дна перекатов.
С помощью Волго-Балтийской (б. Мариинской) системы бассейн Волги соединяется с бассейном Балтийского моря. В 1937 г. закончен и открыт для эксплуатации канал имени Москвы (рис. 73), соединивший Волгу со столицей нашей Родины - Москвой; этот канал является одним из крупнейших в мире гидротехнических сооружений. Длина его равна 128 км. Он начинается от Волги у Иванькова, отсюда идет к г. Дмитрову и далее к Москве. Питание его обеспечивается водой, подаваемой из Волги мощными насосами. Летом для питания канала подается до 78 м3/сек, т. е. в 5 раз больше,, чем расход воды р. Москвы в межень. С постройкой канала имени Москвы были разрешены крупные задачи по созданию глубоководного пути к г. Москве, ее водоснабжению и обводнению.
Рис. 73. Канал имени Москвы.
В энергетическом отношении Волга до Великой Октябрьской социалистической революции совершенно не использовалась. В годы сталинских пятилеток, как отмечено выше, в ее верховьях построены три мощные гидроэлектростанции: Иваньковская, Угличская и Щербаковская.
Многочисленные водохозяйственные задачи, связанные с Волгой, объединяют в общую большую проблему - проблему Большой Волги. В эту проблему входит: 1) использование энергии реки и ее притоков, 2) создание глубоководных транспортных магистралей, 3) строительство соединительных водных путей для связи со смежными бассейнами, 4) использование вод Волги для орошения и обводнения Заволжья и Прикаспийской низменности.
Большинство этих задач будет разрешено в результате осуществления исторического постановления правительства о строительстве Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций на Волге и об орошении и обводнении районов Прикаспия. В пятом пятилетнем плане намечается также осуществить строительство Чебоксарской гидроэлектростанции.
В результате сооружения Куйбышевской, Чебоксарской и Сталинградской гидроэлектростанций будет завершена реконструкция Волги на всем ее протяжении. Она будет превращена в цепь гигантских озер-водохранилищ, причем подпор от плотин будет распространяться на сотни километров, охватывая и низовья Камы.
Из Сталинградского водохранилища на восток, к Уралу, будет проложен магистральный самотечный канал длиной около 600 км.
Исключительно важным для водного транспорта является построенный в 1952 г. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина (рис. 74), соединивший бассейны Волги и Дона в районе Сталинграда и Калача. Длина канала 101 км. На волжском его склоне сооружена лестница из 9 шлюзов, здесь суда поднимаются на водораздел на высоту 88 м над уровнем воды в Волге; к Дону они спускаются на 44 м при помощи 4 шлюзов. Всего на канале имеется 13 шлюзов.
Рис. 74. Схема Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.
1 - каналы, 2 - водохранилища, 3 - плотины, 4 - гидроэлектростанции, 5 - площади орошения и обводнения.
На трассе Волго-Донского канала имени В. И. Ленина сооружены три крупных водохранилища: Варваровское, Береславское и Карповское (самое большое из них). Заполнение водохранилищ водой осуществляется в основном посредством насосных установок, подающих воду из Цимлянского водохранилища, расположенного на Дону.
Хозяйственное значение Камы также очень велико. Она является важной воднотранспортной магистралью. Буксирное судоходство по реке начинается от с. Кайгородское (1572 км от устья). В межень река сильно мелеет, поэтому судоходные глубины поддерживаются с помощью землечерпания.
Значительны также и гидроэнергоресурсы Камы. Намечается осуществить на ней строительство гидроэлектростанций. К строительству одной из них, Молотовской гидроэлектростанции, уже приступлено. Разрабатывался проект соединения Камы и Печоры для создания Камско-Печорского водного пути.
Рис. 74а. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Вид на первый шлюз со стороны Волги.
Ока судоходна на участке от устья до г. Калуги. Весьма неблагоприятным для судоходства является наличие большого количества перекатов (до 250) в среднем и нижнем течении; судоходные глубины поддерживаются при помощи землечерпания. Ниже устья р. Москвы на Оке для поддержания судоходных глубин построены две плотины; значительное число плотин возведено также в ее верховьях. В связи с созданием канала имени Москвы, соединившего р. Москву (приток Оки) с Волгой, сильно возросло судоходное значение Оки. Разрабатываются проекты энергетического использования и улучшения судоходных условий реки.
В связи со строительством в бассейне Волги крупных водохранилищ, общая площадь которых будет превышать 20000 км2, возрастут потери влаги на испарение. В результате этого суммарный сток Волги в Каспийское море уменьшится примерно на 5 км3 в год, т. е. примерно на 2%. Это может повлечь за собой понижение уровня моря, который и без того за последние годы сильно понизился. Возникает вопрос о возможной переброске воды из других бассейнов для поддержания уровня Каспийского моря. В частности, как один из вариантов, имеется в виду переброска в море вод Оби (Обь-Арало-Каспийская проблема).
Урал по площади водосбора (220000 км2) и длине (2530 км) принадлежит к числу крупнейших рек Европейской части СССР. Свое начало берет на Южном Урале близ истока р. Белой (левый приток Камы) и вначале течет прямо на юг. У г. Орска резко поворачивает на запад, а, пройдя в широтном направлении около 850 км, в районе г. Уральска снова почти под прямым углом поворачивает на юг и сохраняет это направление до впадения в Каспийское море. Соответственно этим трем основным направлениям Урал обычно и делят на три участка: верхний - от истока до г. Орска, средний - между гг. Орском и Уральском и нижний - от г. Уральска до устья.
Наибольшими уклонами и скоростями течения отличается верхний Урал, где средний уклон составляет около 0,5°/оо; в нижнем течении уклоны уменьшаются до 0,05°/оо.
Собственно водосборный бассейн, или область питания реки, обладающая довольно густой сетью притоков, заканчивается несколько ниже г. Уральска, после впадения небольшого левого-притока Барбас-Тау. Еще несколько ниже, у пос. Кушумского, справа от русла Урала отделяется первый рукав ("отток") - р. Кушум, отводящий весной в степь часть полых вод реки. Далее, через Прикаспийскую низменность, Урал течет не только не получая дополнительного питания, но теряя по пути к морю часть своих вод на испарение и фильтрацию.
Несмотря на большие размеры площади водосбора, водность Урала весьма незначительна. Средний годовой расход воды равен 360 м3/сек, а соответствующий ему модуль стока - 1,6 л/сек км2.
Водный режим реки характеризуется высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года. Половодье растянуто, вследствие разновременного поступления талых вод из различных частей бассейна, и имеет своеобразную асимметричную форму гидрографа; амплитуда колебания уровня в среднем течении составляет 5-6 м (рис. 75).
Рис. 75. Совмещенные графики колебания уровня воды р. Урала у отдельных пунктов за 1931-1932 гг.
Главным притоком Урала является Сакмара, впадающая справа, у г. Чкалова. Обладая примерно в 2 раза меньшей площадью, чем Урал выше ее впадения, Сакмара тем не менее превышает по водности основную реку. Из левых притоков можно отметить Орь, Илек и Утву; pp. Уленты, Калыгайты, Уил и др. маловодны, до Урала не доходят и теряются в бессточных озерах.
В междуречье Урал - Волга протекает ряд малых рек, из числа которых следует отметить Большой и Малый Узени, бассейны которых расположены в пределах Общего Сырта. По выходе на Прикаспийскую низменность они теряются, образуя лабиринт Камыш-Самарских озер.
Эмба берет начало на западных склонах Мугоджареких гор, на высоте примерно 350 м над уровнем моря. Длина ее 618 км, площадь водосбора 45800 км2.
Бассейн Эмбы расположен в области степей и полупустынь. В своей верхней части он представляет рассеченное эрозией меловое плато, в нижней - река протекает в Прикаспийской низменности, имеющей едва заметный уклон к морю. Примерно в 20 км от моря река образует дельту с тремя главнейшими рукавами: Кара-Узяк, Киян и Кулок.
Эмба крайне бедна водой. Питание ее происходит почти исключительно за счет таяния снега. Весной она многоводна, а летом представляет ряд разобщенных плесовых участков со стоячей водой. Воды Эмбы в весеннее время содержат большое количество наносов. После дождей река несет совершенно мутную, грязновато-молочного цвета воду.