Географическая и хозяйственно-культурная классификации
Этот вид классификации имеет для этнологии скорее вспомогательное значение. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Мы постоянно употребляем такие понятия, как «народы Африки», «народы Европы», «народы Азии» и пр.; или более узко: «народы Юго-Восточной Азии», «народы Латинской Америки» и пр. Такая группировка народов, отражаемая на этнографических картах, дает нам в первую очередь их пространственную разбивку. Однако, современное расселение народов является результатом длительного исторического процесса постепенного заселения человеком земной поверхности п последующих этнических перемещений.В определенные периоды человеческой истории процессы этнических перемещений протекали особенно активно. Например, массовые переселения происходили в период новой истории, когда из стран Западной Европыв страны Америки, Южной Африки, Австралии и др. хлынул поток сначала завоевателей и колонизаторов, а затем эмигрантов, ищущих «лучшей доли». Результатом этих процессов стало изменение этнического состава некоторых регионов и целых частей света (особенно Америки, Австралии). Поэтому географическая классификация народов показывает нам не просто размещение человеческих групп на географической карте мира, но подводит нас к познанию важного исторического процесса — процесса освоения человеком земли и ее отдельных областей.
Как следует из вышеизложенного, знакомясь с этническим составом населения отдельных стран, мы должныразличать коренное (аборигенное, автохтонное) население от пришлого, появившегося здесь сравнительно недавно. Так, в Северной Америке индейцы, эскимосы и алеуты, которых сейчас осталось очень немного, являются коренным населением, а потомки выходцев из Европыи потомки рабов, вывезенных из Африки - пришлым.
Народы, издавна проживающие в пределах одной территории, в сходных географических и природно-климатических условиях, как правило, вырабатывают у себя сходные формы быта и культуры (тип одежды, пища, праздничная культура, фольклор). В процессе постоянного межэтнического взаимодействия формируется общий пласт культуры, фиксируемый, в первую очередь, на уровне обыденного сознания. Например, у народов Кавказа, хотя они и различаются между собой по языку и происхождению, за долгие века соседства установился целый ряд сходных черт культурно-бытового уклада: «общекавказский» тип одежды, особенно мужской, оружие, сходные обычаи, верования, фольклор. Аналогичные явления можно найти и в других регионах. Эти факты и положены в основу географической классификации.
Следует иметь в виду, что единой, принятой во всех странах и всеми учеными географической классификации не существует, например, нет единообразия в географических классификациях Африки и Азии. В отечественной и зарубежной литературе по-разному выделяют регионы и относят к ним те или иные государства. В частности, в отечественной науке было принято выделять в качестве отдельных географических регионов Среднюю Азию и Казахстан.
В учебниках этнологии дается, как правило, следующая относительная географическая классификация народов мира:
1. Народы Австралии и Океании
2. Народы Азии
3. Народы Америки
4. Народы Африки
5. Народы Европы
Фиксируемое учеными сходство культур народов, проживающих по соседству послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившего название хозяйственно-культурной классификации.
Хозяйственно-культурная классификация базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, материальной и духовной культуры. Методологической основой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов.
В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимают совокупность культурных особенностей, которая исторически складывается у народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Это сходство обнаруживается, в первую очередь, в материальной культуре и особенностях социальных отношений, в меньшей степени оно характерно для духовной культуры.
Деление народов по характеру их хозяйственной деятельности было положено в основу исследований этнографов США конца XIX – первой половины XX в. (О. Мэсона, К. Уисслера, А. Кребера и др.). Ими были выделены так называемые «пищевые области» / «культурные ареалы» коренного населения Северной Америки. В советской науке концепция хозяйственно-культурных типов была разработана советскими этнографами М. Г. Левиным и Η. И. Чебоксаровым в 1955 г. классифицировали способы производства на три последовательных хозяйственно-культурных типа: охота, собирательство и рыболовство; ручное земледелие (в том числе и мотыжное, без участия тягловой силы) и скотоводство; пашенное земледелие
Эти идеи получили дальнейшую разработку в концепции историко-этнографических (или историко-культурных) областей. Под историко-этнографической областью понимают часть территории, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
С позиций такого методологического подхода выделяются историко-этнографические области разного уровня - историко-этнографические провинции, области, подобласти и историко-этнографические районы.
В соответствии с этим подходом на территории России выделяются три большие историко-этнографические провинции - Восточно-Европейская, Сибирская и Дальневосточная. Восточно-Европейская провинция делится на следующие историко-этнографические области: Центрально-русскую первоначально заселённую прибалтийско-финскими народами (современные карелы, вепсы, ижорцы, водь, сету и др., исповедующие православную религию); Волго-Камскую (территория проживания православных финно-угорских народов: мордвы, марийцев, удмуртов, коми-пермяков и южных коми; а также тюркских народов: православных чувашей и мусульманских - татар и башкир); к ней примыкает Южно-Уральская область с преимущественно русским населением; Северную историко-этнографическую область (занимает тундры и лесотундры Европейской части России, заселённые народами уральской семьи - саамами, ненцами и северными коми, в основном исповедующими православие); Кавказскую историко-этнографическую область (пёструю в этническом и конфессиональном отношении область, заселённую в большей степени народами нахско-дагестанской и абхазо-адыгской групп северокавказской семьи, тюркской группы алтайской семьи, исповедующими ислам суннитского направления, а также народами индоевропейской семьи - осетинами, русскими и др., исповедующими православную религию). Сибирская историко-этнографическая провинция делится на четыре историко-этнографических области: Ямало-Таймырская историко-этнографическая область (тундра и лесотундра Западной и Средней Сибири, заселённые придерживающимися традиционных верований самодийскими народами - ненцами, энцами, нганасанами, а также тюркоязычными долганами); Западно-Сибирская историко- этнографическая область -бассейн среднего течения Оби, заселённый сохранившими традиционные верования народами уральской семьи (хантами и манси, или «обскими уграми», селькупами) и уникальными в языковом отношении кетами; Южно-Сибирская или Алтайско-Саянская историко- этнографическая область (территория проживания тюркских народов - алтайцев, хакасов, тувинцев, тофаларов и шорцев на Алтае и в Саянах, а также монголоязычных бурят вокруг озера Байкал, в значительной степени придерживающихся буддизма ламаистского направления; Восточно-Сибирская историко- этнографическая область, занимающая обширные пространства от Енисея до Охотского моря и заселённая первоначально юкагирами, а затем тунгусскими народами (эвенками и эвенами), частично сохранившими традиционные верования, и тюркоязычными якутами (самоназвание - саха), принявшими православную религию. Дальневосточная историко- этнографическая провинция включает две историко- этнографическая области: Чукотско-Камчатская, заселённую народами чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены) и эскимосо-алеутской семьи (эскимосы и алеуты) - приверженцами традиционных верований; Амуро-Сахалинскую, где проживают тунгусо-манчжурские народы, частично сохранившие традиционные верования (нанайцы, ульчи, орочи, ороки, удэгейцы и негидальцы), а также своеобразные в языковом отношении нивхи (http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-geokulturnogo-prostranstva-rossii-podhody-k-delimitatsii#ixzz4ODE3sCgb)