Задания к контрольной работе

(Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Лексикология. Фразеология)

Задание 1.Затранскрибируйте текст (18 - 20 слов). Укажите автора. Выделите фразы ( // ), речевые такты ( / ), фонетические слова. Разбейте слова на слоги ( | - значок слогораздела). Если согласный звук мягкий, отметьте значком ’(звуки [j], [ч] – всегда мягкие, поэтому можно не обозначать их мягкость).

Образец фонетической транскрипции

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)

[н’ иэ|в ’ задания к контрольной работе - student2.ru |т’ ьр / б задания к контрольной работе - student2.ru |ш ý|j ь т н a|д б ό|р ъ м // н’ иэ|з г ό р / п ъ|б’ иэзадания к контрольной работе - student2.ru |л’ задания к контрольной работе - student2.ru

р задания к контрольной работе - student2.ru |ч j ú // м a|р ό с в ъ|j иэ|в ό|д ъ / д a|з задания к контрольной работе - student2.ru |р ъ м / a|п х ό|д’ задания к контрольной работе - student2.ru т в л a|д’ задания к контрольной работе - student2.ru |н’ j ь

с в a|ú //].

1) При выполнении фонетической транскрипции смотрите темы: «Фонетическое членение речи», «Слог», «Ударение», «Фонетическая транскрипция», «Позиционные чередования звуков»;

2) буквы для обозначения звуков в транскрипции не соединяйте.

Задание 2.Из затранскрибированного Вами текста выпишите согласные по участию тона и шума в их образовании.

Образец:

1)Сонорные согласные: [н’], [р], [j], [н], [м], [л’], [л];

2) Шумные звонкие согласные: [в’], [б], [д], [з], [г], [б’], [ж], [в], [д’];

3) Шумные глухие согласные: [т’], [ш], [т], [п], [ч], [с], [х].

Примечания: 1) если согласные звуки повторяются, выписывайте их один раз;

2)При выполнении задания смотрите тему «Классификация согласных звуков».

Задание 3.Определите, каким артикуляционным признаком различаются данные звуки:

[и] - [ы], [а] - [ы], [у] - [о], [э] - [о], [э] - [и]; [д] - [т], [т] - [с], [н] - [д], [ш] - [j], [ц] - [с], [в]- [з], [н] - [м], [б] - [м].

Образец: [и] - [ы]: звук [и] – переднего ряда, звук [ы] – среднего ряда,

[б] - [м]: звук [б] – шумный звонкий, звук [м] – сонорный.

Примечание:При выполнении задания смотрите тему «Классификация звуков речи».

Задание 4.Сделайте фонетический анализ 1 слова, состоящего из 5-6 звуков.

Сущность фонетического анализа заключается в физиолого-акустической характеристике звуков.

Этапы выполнения фонетического анализа:

1. Затранскрибировать слово, поставить словесное ударение.

2. Указать, сколько в слове букв, звуков, слогов.

3. Дать характеристику слогам (по конечному и начальному звукам).

4. Дать характеристику каждому звуку.

При анализе гласных звуков следует:

1.охарактеризовать гласный звук по месту подъёма языка (переднего, среднего или заднего ряда),

2.охарактеризовать гласный звук по степени подъёма языка (верхнего, среднего или нижнего подъёма),

3.охарактеризовать гласный звук по участию губ (огубленный или неогубленный),

4.назвать гласный звук по его положению к ударению (ударный или безударный).

При анализе согласных звуков следует:

1.охарактеризовать согласный звук по участию голоса и шума (сонорный или шумный: звонкий или глухой), отметить наличие или отсутствие соответствующего парного звука,

2.охарактеризовать звук по месту образования шума (язычный или губной: губно-зубной, губно-губной),

3.охарактеризовать звук по способу образования шума (щелевой или смычный),

4.охарактеризовать согласный звук по признаку твёрдости-мягкости (твёрдый или мягкий), отметить наличие или отсутствие соответствующего парного звука.

Образец фонетического анализа:

Бушует - [б задания к контрольной работе - student2.ru |ш ý|j ь т] -это фонетическое слово, так как имеет одно словесное ударение. В слове 6 букв, 7 звуков, 3 слога.

задания к контрольной работе - student2.ru ] - слог открытый, т.к. заканчивается гласным звуком; прикрытый, т.к. начинается с согласного звука;

[ш ý]– слог открытый, т.к. заканчивается гласным звуком; прикрытый, т.к. начинается с согласного звука, ударный;

[j ь т] – слог закрытый, т.к. заканчивается согласным звуком; прикрытый, т.к. начинается с согласного звука.

[ б ] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума;

1. шумный, звонкий, т.к. состоит из тона и шума, но шум преобладает, парный;

2. губной, губно-губной;

3. смычный;

4. твёрдый, парный.

[ задания к контрольной работе - student2.ru ] - гласный звук, т.к. состоит только из тона;

1. заднего ряда;

2. верхнего подъема;

3. огубленный;

4. безударный, краткий.

[ ш ] -согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1. шумный, глухой, т.к. состоит только из шума, парный;

2. язычный;

3. щелевой;

4. твердый, непарный.

[ ý ] - гласный звук, т.к. состоит только из тона;

1. заднего ряда;

2. верхнего подъема;

3. огубленный;

4. ударный, долгий.

[ задания к контрольной работе - student2.ru ] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума;

1. сонорный, т.к. состоит из тона и шума, но тон преобладает, непарный;

2. язычный;

3. щелевой;

4. мягкий, непарный.

[ ь ] - гласный звук, т.к. состоит только из тона;

1. переднего ряда;

2. верхне-среднего подъема;

3. неогубленный;

4. безударный, сверхкраткий.

[ т ] - согласный звук, т.к. состоит обязательно из шума,

1. шумный, глухой, т.к. состоит только из шума, парный;

2. язычный;

3. смычный;

4.твёрдый, парный

Задание 5.Расположите в алфавитном порядке все слова из приведенного Вами текста (см. задание 1).

Образец:бором, бушует …

Задание 6.Приведите примеры 15 слов, в которых йотированные буквы «е», «ё», «ю, «я» обозначают по два звука и по две фонемы (по 5 примеров на каждую позицию).

Образец:

1)В абсолютном начале слова: ель, еловые, яркий, ёж, юла.

2) После букв «ь», «ъ»: владенья, подъезд, съёмка, вьюга, обезьяна.

3) После гласных: бушует, воевода, постоянную, нечаянно, незнакомую.

Задание 7. Основным принципом русской орфографии является фонематический принцип. В чём его сущность? Приведите примеры 5 слов, буквы в которых пишутся по данному принципу. Обоснуйте свой выбор.

Образец:

Вод – ян - задания к контрольной работе - student2.ru й – 1) буква «о» в корне пишется по фонемному принципу, т.к. можно поставить фонему в сильную позицию, т.е. под ударение - водный;

2) буква «я» в суффиксе пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение – песчаный.

Ск задания к контрольной работе - student2.ru з –к- а – 1) буква «з» в корне пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. перед гласным – сказочник;

2) буква «а» в окончании пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение – стрела.

Примечание:1) следует помнить, что для проверки букв в корне нужно подбирать родственные слова или формы этого же слова, а для проверки букв в приставках, суффиксах, окончаниях можно подбирать другие слова с такими же частями.

Задание 8.Объясните,в чём проявляется фонетический принцип написания данных слов. Распределите их по группам, в зависимости от правил правописания:

беззубый, предыстория, расписание, истопить, идея, разбежаться, нисходить, сыграть, розвальни, рассыпать, безыдейный, россыпь, раздать.

Приведите дополнительно по три примера в каждую группу.

Образец:

1) безнравственный, бессовестный, раздать … - буквы «з», «с» в этих приставках пишутся в зависимости от ….

2)

3)

Задание 9.Сделайте орфографический анализ 1 слова (в слове должно быть 2-3 буквы для объяснения).

При орфографическом анализе следует:

1.Разбить слово на морфемы (т.е. части слова).

2.Указать, по какому принципу русской орфографии пишется та или иная буква в морфеме.

Образец орфографического анализа:

При –со – един – задания к контрольной работе - student2.ru – л - а - сь

При– буква «и» в приставке пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: присказка.

Со– буква «о» в приставке пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: сорванный.

Един - буква «е» в корне пишется по традиционному принципу, т.к. фонему нельзя поставить в сильную позицию; буква «и» пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: единый.

А – буква «а» в окончании пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. под ударение, например: нашлась.

Сь – буква «с» в постфиксе пишется по фонемному принципу, т.к. фонему можно поставить в сильную позицию, т.е. перед гласной, например: присоединился.

Раз– ыгр – задания к контрольной работе - student2.ru - ть

Раз – буква «а» в приставке пишется по фонетическому принципу, т.к. находится в безударном положении (ср.: розыгрыш); буква «з» пишется по фонетическому принципу, т.к. стоит перед буквой, обозначающей гласную фонему.

Ыгр – буква «ы» в корне пишется по фонетическому принципу, т.к. стоит после приставки, заканчивающейся на букву, обозначающую твёрдый согласный (ср.: игра).

Ть– буква «т» в суффиксе инфинитива пишется по традиционному принципу, т.к. фонему нельзя поставить в сильную позицию.

Задание 10.Выберите 20 слов из указанного списка. Пользуясь орфоэпическим словарём, расставьте ударения. Подчеркните слова, которые могут иметь сразу два правильных варианта ударения.

Августовский, агент, алиби, алфавит, аргумент, аристократия, апартаменты, афера, аэропорты, баловать, балованный, белесый, блеклый, ворота, выговоры, газопровод, гербовый, группировать, дефис, деяние, диспансер, добела, добыча, договор, документ, досуг, досуха, дремота, завидный, заговор (тайное соглашение), заговор (заклинание), задолго, заиндеветь, заплесневелый, заржаветь, иначе, индустрия, информировать, искра, исподволь, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнер, корысть, медикамент, металлургия, мизерный, мышление, надолго, намерение, облегчить, одновременный, одноименный, озлобленный, околесица, опека, оптовый, осведомить, острие, откупорить, партер, подростковый, приговор, принудить, симметрия, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр, тотчас, убыстрить, уведомить, украинец, феномен, хаос, хозяева, черпать, щавель, эксперт.

Образец: задания к контрольной работе - student2.ru вгустовский, аг задания к контрольной работе - student2.ru нт …

Примечание: Укажите словарь (словари), которым Вы пользовались при выполнении задания (автор (авторы), название, выходные данные).

Задание 11.Выпишите из текста 1 однозначное и 2 многозначных слова; по толковому словарю определите их значения в данном тексте.

Образец:

Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что приносили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве (По А.П. Чехову).

Примечания: 1. Текст подобрать самостоятельно, указав его автора.

2. По данному тексту следует выполнять задания №№ 11 – 12.

3. Также Вы можете воспользоваться текстом из задания №1, если в нём есть достаточное количество необходимых примеров.

Однозначные слова:

- красивая аллея:

Аллея, -и, ж. Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам. Липовая аллея (с. 30 – страницы указаны из словаря).

Слово употреблено в прямом значении.

-липы кончились:

Липа, -ы, ж. Лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками. Липа в цвету (с. 271).

Слово употреблено в прямом значении.

Многозначные слова:

-до позднего вечера:

Вечер, -а, мн. –а, -ов, м. 1. Часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня. Теплый вечер. Пришел домой под вечер. 2. Общественное собрание в это время. Литературный вечер. Танцевальный вечер (с. 75).

Слово употреблено в первом (прямом) значении.

-однажды забрел:

Однажды, нареч. 1. Один раз. Только однажды слышал. 2. Как-то раз, когда-то раньше. Однажды весной (с. 365).

Слово употреблено во втором (переносном значении) значении. Метонимия.

-еловые иглы:

Игла, -ы, мн. иглы, игл, иглам, ж. 1. Заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити, употр. для шитья. Машинная игла. 2. Вообще – предмет такой формы, заостренный с одного конца, колющий. Вязальная игла. Сосновые иглы. Иглы у ежа (с. 201).

Слово употреблено во втором (переносном значении) значении. Метафора.

Наши рекомендации