Центральный Казахстан и Семиречье (Жетысу) в эпоху бронзы: сравнительный анализ.
Бронзовый век - возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова.
Эпоха бронзы делится на три периода:
1) Ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.
2) Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.
3) Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э.
В бронзовом веке формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием, временные стойбища бродячих охотников – постоянными. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии.
В конце 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. большинство населения степных районов Казахстана, переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству.
В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело.
Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.
Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. В бронзовом веке появляются предпосылки классового общества.
Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).
Бронзовый век в Жетысу-Семиречье. По мнению археологов, в 15 веке до нашей эры группы андроновцев стали продвигаться на юг с севера. Есть мнение, что это было связано с нехваткой пастбищ. Другое мнение гласит, изменения климата повлияли на уход андроновцев, и в целом на закат эпохи бронзы. В любом случае, племена андроновцев в массовом порядке стали переселяться в Жетысу. В предгорьях Джунгарского Алатау и восточной оконечности Заилийского Алатау четко прослеживаются следы андроновской культуры Южной Сибири. В могильниках среди женских украшений, встречаются серьги с раструбом, в погребальном обряде преобладает трупосожжение. В могильниках Алгабас, Кульсай – погребальные камеры сделаны из дерева. На юго-западе Жетысу, эти признаки встречаются реже. Погребения и поселения - в урощиче Тамгалы, в долине рек Асы и Чилик, Талапты на реке Коксу, Теренкара в черте города Алматы – дают понять что расселение Жетысу продолжалось в течение нескольких столетий. В Жетысы выявлены памятники тех времен: наскальные рисунки, могильники и остатки поселений. Если в Центральном Казахстане были в основном сдвоенные хижины или постройки из каменных плит, то такие жилища в Жетысу почти не встречаются. Самым распространенным типом жилища был большой дом, полуземлянка округлой или прямоугольной формы.
Поселения: Асы 1 – расположен на берегу реки Асы, на высоте около 2400 м над уровнем моря. Его обнаружил, раскопал и исследовал Марьяшев. В ходе раскопок были вскрыты основания трех стен жилища. Дом состоял из нескольких отсеков, отделенных перегородками. Это было долговременное жилище. Благодаря найденной керамике, удалось определить ее датировку – она существовала в эпоху поздней бронзы. Найдено было много костей крупного рогатого скота и овец, очень мало останков лошадей.
Поселение Талапты - находится на высоте около 800 м над уровнем моря, у подножья холма Ешки-Ольмес. Его исследованием занимался Марьяшев и Горячев. Долина Коксу была благоприятной для расселения. Здесь зимой было теплее, чем в степи. Из-за хребта, он защищал долину от холодных ветров. А на южных склонах снега не было, что позволяло животным добывать себе корм зимой. Были собраны фрагменты зернотерок и каменных пестов (инструмент для дробления). Основная часть поселения была смыта рекой.
Поселение Теренкара – находится на северной окраине города Алматы. По мнению исследователя Григорьева, оно было временным и сезонным. Его обитатели проживали в округлых, углубленных в землю жилищах. Его жители вели комплексное хозяйство, занимаясь скотоводством и земледелием. Скотоводство являлось преобладающим. Этот факт подтверждает тип жилищ – они были временными. В поселений найдена керамическая посуда с орнаментом по венчику и горловине, зернотерки и каменные песты. Часть посуды была изготовлена на гончарном круге. Встречается керамика, покрытая росписью, выполненной красной краской, в виде треугольников. Эта находка ясно дает понять, что жители горных пастбищ имели тесные связи с жителями Ферганой, так как ее жители изготавливали расписную керамику.
Бронзовый век в Центральном Казахстане. На территории Центрального Казахстана с 1946 года работает археологическая экспедиция которой руководили (в разное время) А. Маргулан, М. Кадырбаев, С. Ахинжанов, Ж.Курманкулов. Разведки и раскопки открыли здесь десятки поселений и памятников эпохи бронзы. Были найдены и раскопаны такие памятники как: Бутулы 1, Айшрак, Байбала 1, Нура, Аксу-Аюлы, и множество других. Большой объем работа выполнен археологической экспедицией Карагандинского государственного университета. В 1973-1976 ее возглавлял Г. Зданович, с 1977 В. Евдокимов. Коллектив карагандинских археологов сосредоточил все усилия на решении проблем эпохи бронзы. В этот коллектив входили – В. Варфоломеев, В. Евдокимов, И. Кукушкин, С. Жауымбаев, К. Карабаспакова, В. Ломан, А. Ткачев, Э. Усманова, В. Новоженов, М. Бедельбаева, А. Чиндин. Были исследованы могильники – Копа, Нуркен, Акимбек, Ташик, Алпысма и другие. С 1985 года исследуется поселение протогород – Кент. В областях изучения древней металлургии и горного дела продолжает работать Жауымбаев. Центральный Казахстан наряду с Северным – составляет единый историко-культурный комплекс.
Могильник Сатан (Петровская культура) – включает в себя три подкурганных захоронения воинов-колесничих. В центре каждого из подкурганных площадок отмечено по одной яме. Встречаются останки животных, фрагменты керамики – все это осталось от жертвоприношений. Археологи также обнаружили остатки колесницы (она была полуобгоревшей). Захоронения совершены по обряду трупоположения, однако повреждены были из-за ограблений. В могилах нашлись остатки глиняных сосудов, 15 костяных псалий, фрагмент позолоченного кольца, бронзовая подвеска, пастовые бусы, кремневые наконечники стрел. Умерших хоронили в полускорченном положений, с кистями рук и лица.
Памятники Алакульской культуры – Явленка 1, Атасу, Петровка 1 и другие. Поселения расположены по берегам рек, жилища полуземляного типа. В некоторых жилищах нашли ямы-колодцы и хозяйственные ямы (мусор). Были найдены – бронзовые ножи, остроконечники копий, керамическая посуда, однолезвийные и двулезвийные ножи, каменные топоры, тесла, крючки, шилья, мотыги, обломки литейных форм, оселки, костяные трепала, и так далее. Алакульцы хоронили своих сородичей в окрестностях поселения, выбирая возвышенные места.
Памятники Федоровской культуры датируется 15-11 веками до нашей эры. По мнению ученых, федоровская и алакульская культуры вместе сосуществовали. Жилища федоровцев были разрушены, из-за не удалось установить тип их жилищ. Можно только отметить две тенденции в домостроении: возведение небольших каркасных жилищ и постройка крупных прямоугольных сооружений полуземляного типа. Поселения – Атасу, Бугулы 1, Икпень 1 и другие.
Вывод - хочу сказать, что памятники и поселения в Семиречье и Центральном Казахстане отличаются между собой. Например, в Центральном Казахстане широкое развитие получила металлургия (протогород Талдысай - город металлургов), и а в Семиречье больше развитие других производств (керамика). Отличаются также и типами жилищ. В Семиречье были большие дома, а в Центральном были дома из каменных плит. Также в Семиречье, люди занимались скотоводством в горах. Одновременно с этим четко прослеживается и схожесть между регионами. Захоронения были практически идентичны, и хоронили людей в скорченном и полускорченном положений. В обоих регионах развивались деревообрабатывание, кожевенное дело, и другие производства. В настоящее время, археологи изучают или ищут новые памятники и поселения эпохи бронзы.