Типы навигационных огней в соответствии с МППСС
- «Топовый огонь» представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.
- «Бортовые огни» представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
- «Кормовой огонь» представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.
- «Буксировочный огонь» представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и «кормовой огонь», описанный в пункте 3 этого Правила.
- «Круговой огонь» представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.
- «Проблесковый огонь» представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.
Морская переговорная сигнализация
Морская переговорная сигнализация предназначена для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в тех случаях, когда возникают языковые трудности общения.
1) ET - Мое место в указываемое время было: широта ......
долгота .....
EU - Мое место в настоящее время: широта ...... долгота ..... (или по пеленгу ..... от указываемого пункта в расстоянии .....).
EV -Мое место, курс и скорость в настоящее время: широта ...., долгота ........... узлов.
2) CC - Я (или указываемое судно) терплю (-ит) бедствие в широте ...... долготе ..... (или по пеленгу ..... от указываемого места в расстоянии .....); требуется немедленная помощь.
3) AQ - У меня раненый или больной (или указываемое число раненых или больных), которого (-ых) необходимо срочно снять.
Навигация
Для обеспечения безопасности плавания, контроля за движением судна и его местонахождением относительно береговых предметов в судовождении применяются различные навигационные приборы, инструменты и пособия.
1) Перечень навигационных приборов:
1. Гирокомпас (рис. 63) - механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления;
Рис. 63
2. GPS навигаторы: J-NAV 500 (рис. 64) и FURUNO GP-150 (рис. 65) - устройства, которое получают сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на Земле. Устройства GPS обеспечивают информацию о широте и долготе;
3. Лаг FURUNO DS-80 (рис. 66) - прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна;
Рис. 64 Рис. 65
Рис. 66
4. Лот JMS F-2000 (рис. 67) - гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины водоёма;
Рис. 67
5. АИС (Aвтоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) NAUTICAST (рис. 68) - в судоходстве система служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн ОВЧ/УКВ— диапазона;
Рис. 68
6. Радар (рис. 69) - система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности, скорости и геометрических параметров;
7. Навигационный радар ARPA (САРП) (рис. 70) – прибор для предотвращения столкновений, посредством сопровождения отдельных радиолокационных целей и прокладки их курса и вектора скорости для определения расстояния до точки кратчайшего сближения (CPA) и времени до точки кратчайшего сближения (TCPA) со своим судном. Такие данные как курс, скорость, расстояние, пеленг, CPA и TCPA, можно вызывать для отображения в поле данных путем выбора интересующей цели.
Рис. 69 Рис. 70
8. НАВТЕКС (рис. 71) (англ. NAVTEX — „NAVigational TEXt Messages“) международная автоматизированная система оповещения. В судоходной навигации служит для приема навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety Information) и служит компонентом Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Международной морской организации в соответствии с конвенцией СОЛАС-74/88. Информация распространяется в текстовом режиме (режим узкополосного буквопечатания (УБПЧ)) в СВ-диапазоне на частоте 518 кГц (на английском языке), в других странах (кроме США), в дополнение к этой частоте может использоваться частота 490 кГц для передачи сообщений на национальных языках (в том числе на Русском). В районе Суэцкого канала из-за сложных метеоусловий (близость пустынь Египта и Аравийского полуострова, которые формируют пылевые завесы, сложные для преодоления на частоте 518 кГц) используется дублирующая частота 4209,5 кГц.
Рис. 71
9. Бинокль (4 шт.) - оптический прибор, состоящий из двух параллельно расположенных зрительных труб, соединённых вместе, для наблюдения удалённых предметов двумя глазами.
Перечень инструментов (прокладочных):
1. Пареллельная линейка (рис. 72) - служит для проведения на карте прямых и параллельных линий, курсов, пеленгов, снятия с карты и нанесения на карту координат. Линейка состоит из двух половин, соединенных двумя равными тягами. Срезы линеек не должны иметь зазубрин, изгибов, заусениц, а тяги должны легко вращаться вокруг осей, но без свободного хода. При работе с линейкой необходимо следить за параллельностью передвижения, чтобы не сбить заданного направления линии. Линии наносятся остро отточенным карандашом без заметного усилия.
2. Транспортир навигационный (рис. 73) - служит для построения и измерения на карте углов, курсов и пеленгов. Он представляет собой полукруг с линейкой. Центр полукруга отмечен вырезом на линейке. Верхний срез дуги градуирован по верхнему ряду от точки 1 до точки 2 влево — от 0 до 90°, от точки 2 до точки 3 влево — от 270 до 360°; по нижнему ряду от точки 1 до точки 2 влево — от 180 до 270° и от точки 2 до точки 3 — от 90 до 180°. Верхний ряд цифр используется для прокладки линий вверх от параллели, нижний ряд — вниз от параллели. Следует помнить, что углы увеличиваются от 0 до 360° от нордовой части меридиана вправо.
3. Циркули (рис. 74) - служат для измерения расстояний и нанесения их на карту. Применяются циркули двух видов: чертежный и измерительный. Работать с циркулем удобнее одной рукой. Большие расстояния откладываются по частям. Разводить ножки циркуля более чем на 90° не рекомендуется. Расстояние измеряется на боковой рамке карты в той же широте, где происходит плавание или находится измеряемое расстояние. Отложив расстояние, следует проверить его повторным обратным измерением.
Рис. 72
Рис. 73 Рис. 74
Морские навигационные пособия - официальные издания для мореплавателей, содержащие навигационно-гидрографические, гидрометеорологические, геофизические, астрономические и различного рода справочные данные, предназначенные для использования при решении задач судовождения.
Перечень навигационных пособий:
1. Астрономические таблицы - раздел мореходных таблиц, в котором даються:
- общие поправки высот звезд и планет на наклонение горизонта, рефракцию, параллакс, температуру и давление воздуха, полудиаметр Солнца и Луны; а также
- таблицы приведения измеренных высот к одному зениту (к одному моменту), поправок близмеридиональных высот и временных пределов для их наблюдения, азимутов видимого восхода и захода Солнца и др.;
2. Навигационная карты и лоции - издания, предназначенные для прокладки маршрута и оринтирования морских и речных судов;
3. Мореходные таблицы - справочники, содержащие навигационные, астрономические, математические и другие таблицы с данными, необходимыми:
- для выполнения расчетов при ведении счисления;
- для определении места судна различными способами; и
- для решения других навигационных задач;
4. Морские навигационные руководства - официальные издания для мореплавателей, в содержание которых входят правила, наставления, указания либо рекомендации навигации и правового характера, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия.
5. Навигационные таблицы - раздел мореходных таблиц, в котором приводятся данные, необходимые для быстрых расчетов при ведении прокладки, определении места корабля и выполнении задач маневрирования;
6. Извещения мореплавателям - периодически издаваемый информационный бюллетень об изменениях в навигационной обстановке для внесения в мореходные пособия: карты, лоции и т.п.;
7. Огни и знаки - руководство, содержащее систематизированные сведения о маяках, огнях, знаках и ярких навигационных ориентирах: координаты местоположения, внешний вид, характеристики огня и др.;
8. Таблицы приливов - навигационные пособия, содержащие предвычисленные данные о приливах и приливных течениях.
Дополнительные приборы на судне:
- кренометр (рис. 75);
Рис. 75
- дифферентометр (рис. 76);
Рис. 76
- прибор (рис. 77 а и б), предназначенный для отображения системы былластных вод, а ткаже крена и дифферента судна.
Рис. 76 а Рис. 76 б
Задачи на перевод и исправление румбов:
1) ГКК=3000,0; ∆ГК=0,0; ККмк =304,0; d=2.60W; δ=-1.40;
∆МК=d+δ=(-2,60)+(-1,40)= -4,0
ИК= ККмк +∆МК=3040,0-40,0=3000,0.
2) ГКК=2100,0 ∆=0,00ККмк=206,00; d=1,50Е; δ=+2,50Е
∆МК=d+δ=1,50+2,50=4,00
ИК=ККмк+∆МК=206,00+4,00=210,00
3) ГКК=45,00; ∆ГК=0,00; ККмк=44,10; d=1,10W; δ=+2,00
∆МК=d+δ=-1,10+2,00=0,90
ИК=ККмк+∆МК=44,10+0,90=45,00
4) ГКК=135.00; ∆ГК=0,00; ККмк=139,00; d=2,40W; δ=-1,60
∆МК=d+δ=-2,40-1,60=-4,00
ИК=ККмк+∆МК=139,00-4,00=135,00
5) ГКК=180,00; ∆ГК=0,00; ККмк=182,70; d=-3,20; δ=+0,50
∆МК=d+δ=-3,20+0,50=-2,70
ИК=ККмк+∆МК=182,70-2,70=180,00
6) ГКК=170,00; ∆ГК=0,00; ККмк=171,70; d=-2,20; δ=+0,50
∆МК=d+δ=-3,20+0,50=-1,70
ИК=ККмк+∆МК=172,70-2,70=170,00
7) ГКК=190,00; ∆ГК=0,00; ККмк=187,10; d=+2,30; δ=+0,60
∆МК=d+δ=2,30+0,60=2,90
ИК=ККмк+∆МК=187,10+2,90=190,00
8) ГКК=160,00; ∆ГК=0,00; ККмк=160,70; d=-0,80; δ=+1,50
∆МК=d+δ=-1,30+1,50=-0,70
ИК=ККмк+∆МК=160,70-0,70=160,00
9) ГКК=90,00; ∆ГК=0,00; ККмк=91,10; d=+1,10; δ=-2,20
∆МК=d+δ=+1,30-2,20=-1,10
ИК=ККмк+∆МК=91,10-1,10=90,00
10) ГКК=45,00; ∆ГК=0,00; ККмк=43,50; d=-3,00; δ=+1,50
∆МК=d+δ=-3,00+0,50=+1,50
ИК=ККмк+∆МК=43,50+1,50=180,00
Рисунок деления картушки на главные и четвертные румбы:
Таблица перевода румбов
N | 3600 | E | 900 | S | 1800 | W | 2700 |
NtE | 11,250 | EtS | 101,250 | StW | 191,250 | WtN | 281,250 |
NNE | 22,500 | ESE | 112,500 | SSW | 202,500 | WNW | 292,500 |
NEtN | 33,750 | SEtE | 123,750 | SWtS | 213,750 | NWtW | 303,750 |
NE | 450 | SE | 1350 | SW | 2250 | NW | 3150 |
NEtE | 56,250 | SEtS | 146,250 | SWtW | 236,250 | NWtN | 326,250 |
ENE | 67,500 | SSE | 157,500 | WSW | 247,500 | NNW | 337,500 |
EtN | 78,750 | StE | 168,750 | WtS | 258,750 | NtW | 348,750 |