Туристское районирование России
Цель: Изучение функционально-пространственного зонирования туристских территорий России.
Задание 1. на контурной карте России показать границы туристско-рекреационных зон и районов.
Выделение зон оздоровительною, познавательного, спортивного видов туризма.
I. Причерноморско-Кавказская туристско-рекреационная зона.
1. Кавказско-Черноморский район
2. Северо-Кавказский район
3. Горно-Кавказский район
4. Каспийский прибрежный район
5. Северо-Приазовский район
II. Европейская туристско-рекреационная зона.
6. Средне-Европейский туристский макрорайон
7. Северо-Западный туристский макрорайон
8. Волжско-Уральский туристский макрорайон
III. Азиатская туристско-рекреационная зона.
9. Обско-Алтайский туристский макрорайон.
10. Енисейский район.
11. Прибайкальский туристский макрорайон.
12. Дальневосточный район.
IV. Северная туристско-рекреационная зона.
Разработать цветовую шкалу условных обозначений, используя которую указать туристскую специализацию районов.
Задание 2.
Составить сравнительную таблицу показателя туристского потенциала районов России. В таблице заполнить следующие графы:
1. название туристско-рекреационной зоны
2. название туристского района (макрорайона)
3. крупнейшие туристские центры
4. климатические условия
5. орографические условия
6. гидрографические условия и ресурсы
7. ландшафтные условия и ресурсы
8. археологические туристские ресурсы
9. этнографические туристские ресурсы
10. ресурсы религиозного, светского и др. паломнического туризма
11. состояние природной среды
12. состояние экономики
13. туристская инфраструктура
Задание 3.Оценить перспективы развития одного из туристских районов (макрорайонов) России (по выбору студента) и разработать программу тура поего территории. Оценку перспектив развития туризма проводить по следующему плану:
1). географическое положение, в том числе транспортные связи,
2). природные условия (климат, растительный и животный мир)этнокультурные и историко-культурные ресурсы (памятники архитектуры, специфика традиционной культуры, музеи, культурные центры),
3). материально-технические ресурсы туриндустрии, оценка современного экологического и социально-экономического состояния региона, экологический, социально-экономический прогноз.
4). основные параметры формирования спроса (спрос структурируется по географическим, социально-демографическим, видовым, временным и пространственным параметрам);
5). анализ и характеристика структуры реального и потенциального спроса на данный регион (со стороны местного населения, соседних регионов, отдаленных регионов, иностранных туристов); выявление преимуществ и недостатков исследуемого региона по отношению к остальным;
6). определение направлений приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма;
7). разработка сценария развития региона и его составляющих как туристских центров;
8). определение ведущей группы туристских ресурсов;
9). характеристика возможностей инфраструктуры, объем и качественные характеристики мест размещения туристов, предприятий обслуживания, транспортных коммуникаций, смежных с туристской отраслей (торговля, бытовое, медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения);
10). определение туристской специализации региона, его места на российском и международном туристских рынках;
11). выявление приоритетных видов туризма, которые определяют туристскую уникальность территории;
12). обоснование объема финансовых средств, необходимых для реализации концепции туристского развития региона, а также источники их получения.
В ходе разработки программы тура воспользоваться следующим планом:
1.Определение и характеристика объекта путешествий и обоснование вида тура, включая характеристику факторов, определяющих аттрактивность региона, его туристско-экскурсионный потенциал.
2. Обоснование и характеристика целевого сегмента спроса на данный вид тура: сегментирование рынка спроса по географическим и социально-демографическим критериям, выделение целевой аудитории труда; характеристика целевой группы по определению возможных мотивов и особенностей потребительского поведения; дальнейшее сегментирование и дифференциация субрынка спроса (по критериям сезонности, по средствам размещения, по длительности турпоездки, по форме организации поездки, по использованию транспортных средств, по источникам финансирования); определение потенциала сегмента туристского спроса.
3. Разработка общей концепции тура: определение видов, форм и элементов турпродукта; разработка вербальной модели туристского продукта с описанием потребительских качеств входящих в него услуг; определение критериев и способов позиционирования тура (выявление тех его свойств, которые обеспечивают превосходство его потребительских характеристик и культурно-статусных свойств над аналогичными продуктами конкурентов).
4. Разработка программы тура: Оценка экономической эффективности и целесообразности внедрения тура: технико-экономическое обоснование тура; определение наиболее оптимальной для турфирмы цены на турпродукт и нормы прибыли (с учетом себестоимости тур-продукта, аттракгивности территории, цен конкурентов, уровня потребительского спроса на тур); определение верхней и нижней границ цены, системы льгот (скидок), условий изменения цены в связи с насыщением рынка, действиями конкурентов, в зависимости от стадии жизненного цикла товара.