Второй этап развития отечественной географии городов. Н.Н.Баранский и О.А.Константинов

Фундаментальными явились работы Г.В.Шелейховского, посвященные закономерностям распределения населения в го­родах и роли транспорта в формировании их структуры. Они открыли новое направление, послужили началом важных ис­следований в области транспорта и расселения, среди которых особое место занимают работы А.М.Якшина и Г.А.Гольца.

В географии же в рамках отраслево-статистического направ­ления городу не уделялось внимания, несмотря на то, что воз­растала его роль в территориальной организации хозяйства. Н.Н.Баранский, утверждавший районное направление в эконо­мической географии, старался найти городу то место в геогра­фии, которое он заслуживал. В «Кратком курсе экономической географии» он вводит характеристику важнейших городов. В «План экономико-географической характеристики госпланов­ской области» он включает анализ значения важнейших городов в связи с их географическим положением. О.А.Константи­нов разрабатывает курс экономической географии СССР с городским уклоном.

На Первом всесоюзном географическом съезде (1933 г.) О А. Константинов выступил с докладом «Основные проблемы экономико-географического изучения городов СССР», в кото­ром были сформулированы задачи изучения и определения: социально-экономических признаков города; типов городов СССР и их классификации; роли городов в размещении производи­тельных сил и экономическом районировании СССР; роли го­родов как признаков для экономического районирования и принципов выделения районов городских поселений; принципов экономического микрорайонирования городов СССР. Из этого пе­речня главных вопросов видно, что география городов провоз­глашалась частью экономической географии, что в значитель­ной степени отвечало характеру времени.

В 1934 г. О.А.Константинов опубликовал статью «Опыт изу­чения влияния особенностей района на характер городских по­селений», в которой мастерски были охарактеризованы регио­нальные типы городов, формирующиеся в своеобразной гео­графической обстановке разных районов. Было положено начало важному направлению, которое со временем должно было офор­миться в региональную географию городов.

Городская тематика все чаще рассматривалась в экономико-географических исследованиях. Первая кандидатская диссерта­ция в нашей стране (по экономической географии) была защи­щена Н.Н.Баранским (младшим) и посвящена сравнительной характеристике Коломны и Серпухова. В журнале «География в школе», основанном в 1934 г. по инициативе Н.Н.Баранского, стали печататься статьи — характеристики советских и зару­бежных городов. Однако до начала Великой Отечественной вой­ны география городов как направление еще не набрала силу.

Примечательно, что сразу после окончания Великой Отече­ственной войны вышло в свет несколько работ, которые имели ориентирующее значение для развития географии городов. Осо­бое место среди них занимает статья Н.Н.Баранского «Об эко­номико-географическом изучении городов», опубликованная в одном из сборников созданной им серии «Вопросы географии» (1946). Ни один труд в советской экономической географии не оказал столь решающего влияния на отечественную геоурбани­стику, как этот. Он дал мощный импульс экономико-географи­ческому изучению городов по нескольким направлениям.

Н.Н.Баранский показал, что география должна изучать в го­родах и как она должна это делать. Эта работа заложила основы методологии географического изучения городов и их совокуп­ностей, в ней дана программа исследований и изложены мето­дические указания. Акценты сделаны на вопросах экономиче­ской географии, что и выражено в самом названии статьи. Но в то же время в ней содержался и более широкий географический взгляд на проблемы городов. Важная роль отводилась изучению населения города.

Города рассматривались прежде всего как фокусные пункты, стягивающие связи территории и оказывающие на нее разностороннее влияние, а их совокупность — как командный состав, организующий территорию во всех отношениях — хозяйствен­ном, политико-административном и культурном. Эта роль городов требует от них определенной организации, возникает их иерархия, соподчиненность. Каждый город имеет определен­ные функции, свой круг действия, радиус влияния и притяже­ния. Города должны изучаться географией на разных террито­риальных уровнях, здесь особенно важна «игра масштабами».

Успех работы Н.Н.Баранского в значительной мере был оп­ределен и тем, что все выдвигаемые им положения были под­креплены конкретными примерами из реальной географии го­родов России и зарубежных стран. Такие выражения, как «город сам себе создает положение», «город — это ... "фокусная точка", т.е. такая, которая собирает в себе характерные черты большой связанной с ним территории и бросает на нее яркий свет, по­добно маяку», «с экономико-географической точки зрения, го­рода плюс дорожная сеть — это каркас, это остов, на котором все остальное держится, остов, который формирует террито­рию, придает ей определенную конфигурацию» и др. Положе­ние о городах и соединяющих их дорогах как каркасе террито­рии стало исходным пунктом для создания концепции опорно­го каркаса расселения.

На основе изучения ряда монографий о городах Н.Н.Баран­ский счел возможным рекомендовать схему развернутой харак­теристики города, оговорившись, что «всего своеобразия и разно­образия городов, сложившихся в процессе истории человечест­ва в самых различных природных и общественно-исторических условиях, охватить какой-либо твердой для всех них единой схе­мой невозможно».

В схему были включены следующие пункты:

1.Введение.

2.Положение и природные условия города и его ближайше­го окружения.

3.Историко-географический очерк города.

4.Современная характеристика города в целом.

5.Микрогеография города.

6.Ближайшие окрестности.

7.Заключение.

Каждый из этих разделов был обстоятельно охарактеризо­ван. Центральное место отводилось современной характеристике города, в которой выделялись три раздела: 1) тип и значение города, выявляемые указанием на основные выполняемые го­родом функции, их размеры и соотношение; 2) население горо­да, его состав (национальный, профессиональный и др.), его культурный уровень, его жизнь; 3) внешний вид города, город­ское благоустройство, характер застройки, тип построек, внут­ригородской транспорт, планировка, членение на части.

Рекомендации Н.Н.Баранского оказали несомненное влия­ние на создание монографических работ по ведущим городам Советского Союза, которые в виде брошюр стали издаваться в Географгизе начиная с 1950-х гг.

Наши рекомендации