Издательские оригиналы карт, их классификация и способы изготовления
Подготовка карты к изданию начинается с изготовления издательских оригиналов, отвечающих принятым требованиям и технологиям и предназначенных для получения печатных форм. Эти оригиналы готовят способом фоторепродукции. Они должны в точности соответствовать содержанию составительских оригиналов и обладать высоким качеством графического оформления всех штриховых, цветовых, полутоновых элементов и шрифтов. Существуют разные издательские оригиналы.
Штриховые издательские оригиналы создают по числу штриховых элементов, печатаемых разными цветами. Их называют расчлененными штриховыми оригиналами и готовят отдельно для каждого элемента, например оригинал гидрографии — для печати синим цветом, оригинал рельефа — коричневым и т.д. На совмещенном оригинале воспроизводят все штриховые элементы, имеющиеся на составительском оригинале.
Оригиналы фоновых окрасок содержат изображение площадей, которые при издании будут показаны сплошными заливками или сетками. Для каждого цвета нужен отдельный оригинал, например лес показывается зеленой краской, водная поверхность — синей и т.д.
Оригиналы надписей содержат все надписи, помещаемые на карте, причем для разного цвета могут быть изготовлены отдельные оригиналы.
Полутоновые оригиналы передают изображение элементов, имеющих плавные переходы одного и того же цвета. Обычно такие оригиналы создают для воспроизведения отмывки рельефа или теней вдоль границ.
Перечисленные издательские оригиналы выполняют черчением на прозрачных основах, гравированием на непрозрачном пластике либо путем электронного вывода слоя на фотопленку. Число оригиналов и последовательность их изготовления зависят от красочности карты и принятой технологии печати. Однако при этом основной проблемой становится множественность издательских оригиналов. Для сложных карт их число достигает 20 и более. Решение проблемы состоит в применении фоторепродукционного процесса, основанного на электронном цветоделении. Цветоделенные растровые печатные пленки высокого качества получают путем сканирования многокрасочного оригинала карты с помощью электронных цветоделителей-цветокорректоров. Такая технология включает три последовательных процесса.
Фоторепродукция — преобразование изображения оригинала карты в фотоформы.
Изготовление печатных форм на основе фотоформ.
Печатание — тиражирование оттисков с печатных форм.
Компоновка карт.
Компоновкой карты называется размещение самого картографического изображения, названия карты, легенды, врезок и других данных внутри рамки и на полях карты. Компоновка считается удачной, если все элементы карты размещены целесообразно, достаточно компактно, но нескученно, ими удобно пользоваться — словом, пространство карты рационально организовано, и изображение зрительно уравновешено.
Подобрать хорошую компоновку не всегда просто, это требует некоторого дизайнерского опыта и художественного вкуса. Приходится учитывать много факторов: проекцию карты, форму изображаемой территории (акватории) и ее ориентировку внутри рамки, необходимость показа соседних территорий, размер легенды, размещение карт-врезок, дополнительных графиков, диаграмм и т.п.
Особенно много проблем возникает при картографировании территорий со сложной некомпактной конфигурацией. Тогда удаленная часть территории может даваться на врезке (например, на картах европейской части России на врезку часто помещают далеко отстоящие острова Новой Земли). В других случаях выступающие части картографируемой территории выводятся в разрывы рамки. Иногда на врезке повторяется та же территория, но в уменьшенном масштабе. Встречаются и так называемые «плавающие» компоновки, когда на одном листе свободно, без рамок размещаются несколько территорий (или одна территория несколько раз). В зависимости от конфигурации территории выбирают место для размещения названия карты, легенды, масштаба внутри рамки или за ее пределами — варианты дизайнерских решений очень разнообразны.