Максимальная сумма – 15 баллов
Дорогие ребята!
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Удачи Вам в работе!
Задания первого тура (максимальный балл – 50).
Задание 1.
Ученик 8 класса собрал интересные факты по четырём морям России. Но в его отсутствии младший брат перепутал все карточки. Помогите ученику правильно сгруппировать карточки по морям. О каких морях он готовил сообщения?
1. Разные по внешним формам и ландшафтам берега моря имеют местные названия – Летний берег, Зимний берег, Терский берег и т. п.
2. Здесь расположен крупнейший залив России.
3. Самое мелководное и одно из самых маленьких по площади морей мира.
4. Самое «молодое» море страны. Его название было утверждено ЦИК СССР в 1935 г. благодаря работам норвежского учёного Х. Сведрупа в честь народа населяющего одноимённый полуостров.
5. На прибрежных равнинах выращивается редкая для России зерновая культура, получившая широкое распространение в Восточной и Юго-Восточной Азии.
6. Характеризуется самыми крупными приливами в России.
7. Бóльшая часть его акватории находится в западном полушарии.
8. Море находится под влиянием умеренного муссонного климата.
9. Акватория моря имеет причудливую форму и состоит из Воронки, Горла и Бассейна.
10. Данное море образует несколько заливов, из которых самыми крупными являются Таганрогский, Темрюкский и сильно обособленный Сиваш, который правильнее считать лиманом. Крупных островов в нем нет, имеется ряд отмелей, частично заливаемых водой и расположенных близ берегов, таковы например, острова Бирючий, Черепаха и т.д.
11. На островах этого моря расположен объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
12. Название моря появилось в середине 18 века и дано в честь острога, стоящего на берегу одноимённой реки.
13. Его площадь – 595 тыс. км², объём – 42 тыс. км³, средняя глубина – 71 м, наибольшая глубина – 1256 м.
14. Это море расположено между Азией и Америкой, здесь мало островов. Самый известный — назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX в.. На острове находится Государственный природный заповедник — место, где выводит потомство белый медведь, включен в список ЮНЕСКО.
15. Заливы этого моря называются губами.
16. Рост водопотребления в бассейне моря привёл к повышению солёности его вод.
Внимательно изучите особенности четырёх морей России. Определите, о каких морях идёт речь. Заполните таблицу.
Название морей | Особенности морей (указать номер) | |||
По 1 баллу за правильный ответ (максимум – 4 балла) | По 1 баллу за правильно заполненную ячейку (максимум – 16 баллов). |
Максимально – 20 баллов.
Задание № 2.
Определите по 10-ти отрывкам из газетных статей, о каких стихийных природных явлениях, произошедших на территории нашей страны, идёт речь, и заполните таблицу.
В таблице распределите, определенные вами понятия, на две группы по их происхождению и дайте этим группам названия. Впишите стихийные явления так, чтобы они соответствовали номерам статей и группе по своему происхождению.
Ответьте на вопрос – какая группа стихийных природных явлений отсутствует в получившейся таблице?
Отрывки из газетных статей:
- «Эпицентр подземных толчков находился к северо-востоку от острова Хоккайдо, недалеко от Курильских островов. Очаг залегал на глубине 60 км».
- «Накануне вечером недалеко от въезда в Туапсе на склоне горы начала проседать почва. За ночь площадь покрытия значительно расширилась. Сегодня утром движение грунта усилилось. Земельный пласт съехал на федеральную трассу».
- «Мощные порывы ветра могут привести к обрыву проводов электропередачи, падению деревьев и рекламных щитов. Автомобилистам рекомендовали воздержаться от поездок».
- «Грязевая масса сошла в примерно в 21:55 воскресенья в районе комплекса «Роза Хутор» по дороге на Нарзановый источник. В результате оказались заблокированы 20 автомобилей и около 100 человек».
- «Пепловый шлейф распространился в северо-восточном направлении в сторону мыса Кроноцкий. На пути распространения шлейфа населённые пункты отсутствуют».
- «В Приволжском округе также держится аномально-жаркая погода - днем до 40 градусов будет держаться в Саратовской области. Это на 7-10 градусов выше средней многолетней температуры».
- «Скорость ветра достигала, а местами и превышала ураганные значений в 33 м/с, видимость местами упала до 20 метров! По сообщениям очевидцев, день превратился в ночь, из-за огромного количества пыли невозможно было открыть глаза».
- «Столбики термометров в ряде российских регионов уже опустились до отметок ниже 40 градусов».
- «Ориентировочно около 15 тонн грунта осыпались вниз из-под дороги. В проезжей части образовалась дыра диаметром около полутора метров».
- «Они сыпались с неба совсем недолго, но зато они были настолько увесистыми, что покалечиться, пожалуй, могли и люди. Размером с перепелиное яйцо, до 5 сантиметров в диаметре»
Таблица для ответов:
№ статьи | Первая группа стихийных природных явлений | № статьи | Вторая группа стихийных природных явлений |
Название группы | Название группы | ||
Третья группа:______________________________________
Критерии оценивания.
За правильное название группы – 1 балл, всего - 2 балла.
За правильный набор стихийных явлений в каждой группе – по 1-му баллу, за 1-2 ошибки в каждой группе – по 0,5 балла; всего – 2 балла.
За верное соответствие «номер статьи – природное стихийное явление» - 1 балл, итого – 10 баллов.
Название отсутствующей в таблице группы: – 1 балл.
Максимальная сумма – 15 баллов
Задание № 3.
Зная одну из характеристик природно-территориального комплекса, укажите
остальные элементы, заполнив таблицу. Каждая строка таблицы – один природно-
территориальный комплекс. Для каждой строки нужно выбрать из приведенного ниже
списка: природную зону, почвы, растительность, а также самостоятельно вспомнить
животных, которые могут обитать в получившемся природном комплексе.
Природная зона | Почвы | Растительность | Животные |
злаково-разнотравная луговая степь в сочетании с дубовыми лесами | |||
Широколиственные леса | |||
подзолистые | |||
моховые и лишайниковые сообщества с карликовой березкой, низкорослыми ивами и кустарничками | |||
светло- каштановые |
При заполнении таблицы используйте следующую информацию:
Природные зоны:
| Почвы:
|
Критерии оценивания.
За каждую верно заполненную ячейку - 1 балл.