Ий учебный вопрос. Расцвет логистики

Тема №1. Логистика.

Ый учебный вопрос. О компетентности в логистике.

Ой учебный вопрос. Предназначение логистики.

ий учебный вопрос. Расцвет логистики.

Логистика — уникальная область деятельности: здесь никогда не бывает остановок! Логистикой занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики.

Предназначение логистики — обеспечить получение продуктов и услуг там, где они необходимы, тогда, когда они требуются.

Большинство потребителей в промышленно развитых странах мира давно уже воспринима­ет высокое качество логистики как должное. Приходя в магазин, они ожидают увидеть здесь изобилие свежих продуктов. Сегодня трудно представить себе полноценное производство или маркетинг без логистической поддержки.

Современная логистика – явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации: это никакое не новшество. Однако самые совершенные достижения логистики воплотились в наиболее впечатляющих и передовых чертах современного бизнеса и управления государственным сектором.

Термин логистика не относится исключительно к бизнесу или государственному сектору. Основные концепции логистики применимы ко всем видам деятельности как частного, так и государственного предприятия.

В разные времена использовались разнообразные термины: бизнес-логистика, распределение материальных потоков (физическое распределение), управление материальными потоками, материальное снабжение, управление распределением, маркетинговая логистика, управление материальными потоками «на входе» (внутренняя логистика), общее распределение.

Логистика – это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов.

Логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как информационный обмен, транспортировка, управление запасами, складское хозяйство, грузопереработка, упаковка. Логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе.

Новые эффектные черты логистика обрела в связи с тем, что традиционные сферы ее приложения слились воедино, образовав стратегическую инновационную систему. Высокопоставленные менеджеры, успешно работающие в логистике, все чаще выступают в роли межфункциональных координаторов различных частных видов деятельности как внутри, так и вне своих фирм. Внутри фирмы основная задача состоит в том, чтобы направить профессиональные навыки отдельных работников и подразделений в единое русло ради наилучшего обслуживания потребителей. В большинстве случаев нужный масштаб подобной координации выходит за рамки отдельного предприятия и требует вовлечения в единую систему как потребителей, так и поставщиков продуктов и услуг. Стратегические интересы побуждают высокопоставленных менеджеров по логистике к преодолению межфирменных границ дляналаживания эффективных взаимосвязей внутри снабженческо-сбытовой цепи. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности делового предприятия.

Оперативная задача логистики состоит в том, чтобы организовать такое географическое размещение источников сырья, незавершенного производства, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них и одновременно было бы сопряжено с минимальными возможными издержками. Именно благодаря логистике (управлению материальными потоками) в промышленно развитых странах сырье и материалы поступают в свободные производственные мощности, а готовые продукты распределяются по маркетинговым каналам среди потребителей.

Логистика создает добавленную стоимость в том случае, если запасы размещены надлежащим образом для облегчения процесса продаж.

Добавленная стоимость – часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на закупку материалов и полуфабрикатов.

Однако создание стоимости в сфере логистики требует значительных затрат. К примеру, хотя эти затраты с трудом поддаются измерению, но все же большинство экспертов сходится в том, что в США ежегодные расходы на поддержание логистики в работоспособном состоянии составили без малого 10% валового национального продукта (ВНП) за 1994 г.

Валовой национальный продукт (ВНП) – один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, отражающий совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны только её резидентами вне зависимости от их географического положения (на каждый триллион долларов, потраченный на создание ВНП, приходится свыше 100 млрд. долларов затрат на логистику).

У отдельных фирм расходы на логистику обычно колеблются в пределах 5—35% от объема продаж, в зависимости от типа бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношения весовых и ценовых характеристик готовых продуктов и используемых материалов. Затраты на логистику, как правило, составляют одну из крупнейших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая место лишь затратам на сырье и материалы в производстве или себестоимости продукции в оптовой и розничной торговле.

По-настоящему впечатляет, когда видишь, как изощрённо фирмы пользуются навыками логистики для получения конкурентных преимуществ. Компании, достигшие в логистике мировых стандартов, способны извлекать конкурентных преимущества, постоянно совершенствую качество обслуживания клиентов. Хотя в деловой практике подлинно безупречное исполнение заказов удаётся не часто, искушённые в логистике фирмы стремятся поддерживать неизменно высокий уровень своих операций и придерживаются политики непрерывных усовершенствований. Ведущие фирмы обычно располагают информационными системами, позволяющими следить за бесперебойностью логистических процессов в режиме реального времени, что даёт таким компаниям возможность оперативно выявлять потенциальные недостатки и исправлять их, прежде чем они скажутся на качестве обслуживания клиентов.

Логистический менеджмент заключается в создании и налаживании таких систем управления потоками материальных ресурсов, незавершенного производства и запасов готовой продукции, которые служили бы опорой для деловой стратегии хозяйственной единицы.

Общая задача логистики состоит в том, чтобы обеспечить намеченный (целевой) уровень обслуживания потребителейпри минимальных общих издержках. Логистика — весьма сложная сфера деятельности, состоящая из множества отдельных частных операций. А за планирование этой деятельности и руководство ею отвечают менеджеры по логистике.

Начнем мы с того, как накопленные фирмой навыки и опыт (компетентность) в этой области влияют на ее общие стратегические позиции. Чрезвычайно важно воспринимать логистику как одну из ключевых, основополагающих сфер компетентности любой компании. Затем мы обратимся к предназначению логистики в типичном деловом предприятии и рассмотрим его в свете качества обслуживания потребителей, издержек и оперативных целей предприятия. Далее коснёмся недавних тенденций, привлёкших в последнее время столь широкое внимание к логистике.

1-ый учебный вопрос. О компетентности в логистике.

Для анализа компетентности в области логистики полезно построить интегрированную схему, определяющую и связывающую ключевые понятия. Такая схема позволяет соотнести самые частные проявления логистики с общей стратегией делового предприятия. Очень важно, чтобы люди, выполняющие повседневную работу в области логистики, хотя бы в основных чертах представляли себе, как их труд вписывается в общую картину. Не менее важно, чтобы логистические менеджеры понимали, что от недостатков или, наоборот, достижений в этой области во многом зависит успешность общей стратегии делового предприятия. Такая интегрированная схема представлена в таблице 1.1. Ниже мы разберем взаимосвязи логистики как с базовыми операциями, так и с общей стратегией бизнеса.

Таблица 1.1. Иерархия в интегрированной системе логистики.

1) Стратегические позиции и универсальные процессы. Анализируя выбор фирмой конкурентных стратегий, следует сосредоточить внимание на четырех процессах, особо значимых для достижения успеха: · создание потребительной стоимости; · планирование; · контроль; · развитие достижений. Все эти универсальные процессы являются обязательными условиями долгосрочного выживания и роста для всех фирм.
2) Сферы компетентности. Сферы деятельности, жизненно важные для успешного осуществления универсальных процессов. Долгосрочное выживание требует компетентности в широком спектре областей. Каждая фирма обычно обладает превосходством в нескольких из них, которые называются ключевыми сферами компетентности.
3) Функциональный цикл (цикл исполнения заказа). Операционная структура логистики. Структура, объединяющая временные и пространственные аспекты операций логистики и связующая в единый процесс закупки ресурсов, производство, материально-техническое обеспечение и физическое распределение.
4) Функции. Традиционные области специализации в логистике, имеющие важное значение для конечного успеха. Их следует рассматривать как составные элементы общей компетентности в логистике, а не как отдельные сферы деятельности.
5) Базовые операции. Особые виды работы, выполняемые в рамках каждой функции и предназначенные для удовлетворения потребностей логистики.

К базовым операциям относятся особые виды деятельности, имеющие важное значение для бесперебойного функционирования логистики. Они чрезвычайно разнообразны – от приема заказов и грузоперевозки до работы исполнительного директора по логистике. Природа логистики такова, что в выполнении базовых операций обычно участвует множество людей. Широкий географический разброс операций логистики означает, что огромный объем важнейших видов работы выходит за рамки непосредственною контроля вышестоящего начальства. Таким образом, при всем многообразии видов деятельности, относящихся к логистике, существует особая потребность в специализированных трудовых операциях. Каждая из таких операций является потенциальным объектом стандартизации, упрощения и даже полной ликвидации при возможной реорганизации логистической системы.

Функции, как правило, функции служили организациям в качестве инструмента «узконаправленной настройки» логистики и такого же управления ею. К примеру, обеспечение транспортными средствами, собственно транспортировка и контроль за этими операциями обычно находились в ведении транспортного отдела. В результате частный вид деятельности (организация работы транспорта) зачастую рассматривался как самоцель, а не как составная часть логистики, призванная содействовать достижению общих целей. Суть интеграции в том и состоит, чтобы достижения в каждой отдельной области специализации вносили максимальный вклад в общую «копилку» компетентности организации в логистике. Это выдвигает перед логистическими менеджерами серьезную и трудную задачу – преодолеть «местническое» или «туннельное» мышление, характерное для функциональных структур. Высшие руководители по логистике играют роль межфункциональных координаторов и в качестве таковых рассматривают специализированные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему.

Функциональный цикл, или цикл исполнения заказа, обеспечивает операционную структуру для такой интеграции.

Структура функционального цикла связывает воедино специализированные виды деятельности (функции) и базовые операции, необходимые для полного завершения процесса, который начинается с получения заказа, а кончается поставкой продукта или услуги потребителю. Как мы рассмотрим далее, разным стадиям этого процесса – закупкам (снабжению), материально-техническому обеспечению производства и распределению – присущи различные операционные потребности и ожидания. В связи с этим функциональный цикл имеет многоэтапную структуру и должен обладать гибкостью, дабы обеспечивать достижение хозяйственных целей. Функциональный цикл формирует операционную структуру, которая служит задаче обслуживания потребителей. Эта структура функционального цикла составляет ядро интегрированной логистики. Важно помнить, что подобная интеграция хозяйственных операций происходит как во временном, так и в географическом измерениях. Обычно это именуют пространственно-временной интеграцией логистики.

Компетентность в логистике служит относительной мерой способности фирмы обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с минимальными общими издержками. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетентности в сфере логистики, фирма стремится превзойти конкурентов во всех звеньях деятельности. Обычно это означает, что логистика призвана обслуживать некоторые или даже все потребности производства и маркетинга таким образом, чтобы в полной мере реализовать способность фирмы к своевременной и надлежащей поставке продуктов или услуг потребителям. Короче говоря, стратегия сводится к тому, чтобы обеспечить высочайший уровень обслуживания потребителей при общих издержках ниже среднеотраслевых. Сервисная база компаний, более других преуспевших в логистике, отличается такими качествами, как многовариантность, исключительная гибкость, работа в режиме реального времени, строгий оперативный контроль, возможность отсрочки исполнения, а также – и это самая выразительная черта – совершенство результатов.

Ожидания, относящиеся к уровню компетентности фирмы в логистике, зависят от того, каковы ее стратегические позиции. Все деловые предприятия должны подчинять свою логистическую деятельность основным хозяйственным целям. Стратегическое значение логистики определяется тем, в какой степени компания полагается именно на эту сферу компетентности в достижении конкурентных преимуществ. Один из универсальных процессов, в которых все фирмы без исключения должны уметь успешно конкурировать, – создание потребительной стоимости. Это важнейшее средство завоевания и сохранения лояльности потребителей. И логистика — одна из ключевых сфер, в которых фирма должна обладать компетентностью для создания потребительной стоимости.

Потребительская стоимость – материальный предмет, являющийся продуктом труда, или объект природы, обладающий полезностью для человека.

Типичное деловое предприятие обретает конкурентные преимущества, сумев превзойти других в одной или нескольких сферах компетентности. В восприятии потребителей стратегические позиции фирмы определяются именно таким превосходством в ключевых сферах компетентности. Компании мирового класса обычно демонстрируют результаты выше среднеотраслевых во всех важных сферах компетентности, но стремятся к особым достижениям лишь в нескольких очерченных руководством ключевых областях. На долю других, периферийных, сфер приходится меньше ресурсов и внимания менеджеров. Когда логистика становится краеугольным камнем основной хозяйственной стратегии, к ней следует относиться именно как к ключевой сфере компетентности. Теперь, разобравшись в том, как логистика соотносится с общей хозяйственной стратегией делового предприятия, мы можем перейти к подробному исследованию типичного предназначения (миссии) логистики.

Наши рекомендации