Вопрос 8. Организация службы логистики на предприятии

Цель логистики: координация деятельности различных подразделений, через которые проходят материальные потоки, таким образом, чтобы совокупные издержки минимизировались.

Можно выделить несколько форм организации логистики на предприятии:

1. Неформальная организация логистики: не создаётся отдельного подразделения, а деятельность подразделений, через которые проходят материальные потоки, координируются косвенным образом.

2. Промежуточная форма: не создаётся отдельного подразделения, которое бы занималось логистикой, но вводиться должность логистика, который бы и занимался выстраиванием материального потока.

3. Формальная форма: создаётся отдельное подразделение.

Факторы, влияющие на выбор формы организации логистики:

1. Интенсивность материальных потоков.

2. Корпоративная культура (+традиции управления на предприятии – соотношение между формальным обменом информации (приказы, совещания…) и неформальным).

3. Конкретные личности внутри компании.

4. Стадия развития аналитики на предприятии.

Неформальная организация логистики

Подразделения, которые участвуют в процессе: склады, транспортный отдел, отдел внешнеэкономической деятельности (таможенная обработка).

Отсутствие координации деятельности ведёт к увеличению совокупных издержек движения МП.

Способы (варианты):

  1. Общий бюджет для логистических подразделений (вознаграждения менеджерам за выполнение плана). «-»: слишком различные виды деятельности, сложно прописать все затраты в одном бюджете.
  2. Общие сэкономленные издержки – планируются некие нормативные совокупные издержки (а не весь бюджет) за период. Если фактические издержки < нормативных, то из этой разницы может быть выплачена премия.
  3. Трансфертные издержки (если основная причина повышения издержек – транспортный отдел; но возникают эти издержки на складе по вине транспортного отдела: нарушение графика доставок, слишком большие партии). Тогда все дополнительные издержки, возникшие по вине транспортного отдела, относятся на бюджет транспортного отдела.

Условия применения этих 3 способов:

· система управленческого учёта и бюджетирования;

· общая экономическая эрудиция менеджеров этих подразделений.

  1. Создаётся «комитет» менеджеров логистических подразделений. Цель: планирование поставок, отгрузок и пр. «-»: отсутствуют рычаги исполнения принятых решений (начальники комитета равны по полномочиям).
  2. Вменить в обязанность, например, коммерческому директору координировать деятельность этих подразделений. «-»: отсутствие времени у этого менеджера, отсутствие у него квалификации в области логистики.

Эта форма применяется:

1) на небольших предприятиях;

2) как начальный этап перед внедрением других форм.

Промежуточная форма

Ввод должности логистика-аналитика, его функции:

  1. Сбор информации от разных подразделений.
  2. Расчёт и анализ информации.
  3. Доведение информации до подразделений.

«-»: у такого сотрудника есть ответственность за процесс, в котором участвует множество подразделений, но при этом у него отсутствуют полномочия.

Применяется: как начальный этап перед внедрением других форм.

Формальная организация

Создаётся подразделение логистики, это значит:

1. У него есть место в иерархии, требования:

· служба логистика должна находиться на том же уровне, что и другие важнейшие подразделения предприятия (производство, финансовая служба и пр.), тогда при принятии важных стратегических решений голос директора по логистике будет иметь такую же важность, как и голоса других директоров;

· служба логистика должна находиться выше подразделений, которые она должна координировать (чтобы у логистики были необходимые полномочия).

2. Прописываются функции подразделения.

· 1 уровень – руководство: организация работы службы; представление решений на уровне предприятия;

· 2 уровень – аналитический (группа логистиков-аналитиков): сбор информации, расчёт и анализ, подготовка решений для руководителя и для подчинённых подразделений;

· 3 уровень – контрольный: контроль исполнения принятых решений.

Наши рекомендации