Тема 5. Основы географического страноведения
Страноведение - сердцевина географии.Предмет, задачи и методы страноведения (региональной географии).Различные трактовки страноведения.
История страноведческой мысли.Эпоха ранних страноведческих представлений.Формирование научных основ региональной географии. Зарождение немецкой школы описательного государствоведения. Коммерческая география и коммерческое страноведение. Страноведческая направленность французской школы географии человека конца XIX — начала XX в. Развитие идей концептуального уровня. Российское страноведение (до 1917 г.). Истоки российской страноведческой науки конца XVII в. Страноведческие исследования в период СССР. Переход от описательного метода к проблемному. Методология районного страноведения. Формирование программы страноведения районного направления Н.Н.Баранского. Представление о фундаментальных основах страноведения: ландшафтеведении и учении об экономическом районе.
Принцип комплексности страноведческого исследования. Применение генетического метода-анализа. Страноведение комплексное, проблемное, глобальное. Экологический принцип страноведения. Проблемы рационального использования природных ресурсов, оптимизации среды обитания человека, эстетизации пространства страны. Гуманистический принцип в страноведении.
Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Описательно-познавательная функции страноведения, его просветительское и мировоззренческое значение. Информационная функция страноведения. Использование комплексных характеристик стран и районов в территориальных проектах, в управлении социально-экономическим развитием.
Конструктивная роль страноведения. Создание сети автоматизированных географических информационных систем как комплекса разнообразных и взаимосвязанных источников информации о стране.
Типы страноведения: научное, информационно-поисковое и публицистическое, рекреационное. Страноведение как учебная дисциплина в системе среднего и высшего образования. Консолидирующую роль страноведения в системе географических наук. Комплексное географическое страноведение и негеографические науки (экономика, социология, культурология и др.). Туристское страноведение. Функции туристского страноведения: просветительская, информационная, развивающая, учебная.
Типы исследований в страноведении: аналитический и синтетический. Исследовательская и коллекторская программы страноведения.Понятие образа страны.
Анализ используемой в страноведении программы. Классическая программа страноведческого исследованияН.Н.Баранского и ее методические недостатки. Страноведческие работы Витвера, К. М. Попова, Т. Зайчикова, В. А. Пуляркина и др. Концепция проблемного страноведенияВ.М. Гохмана и Я.Г. Машбица. Концепция Э.Б.Алаева, С.Б.Лаврова, Г.В.Сдасюк соединения страноведения с решением глобальных проблем человечества (ядерная война, резкая нехватка продовольствия, ухудшение качества географической оболочки, неравномерность в распределении материальных благ, нехватка энергии и сырья и др.). Задачи страноведения в свете постановки и поиска решения глобальных проблем. Специфическое проявление глобальных процессов в каждой стране. Перерастание локальных общественных процессов в региональные и глобальные.
Концепция экономико-географического страноведения, базирующегося на идее о территориальной структуре хозяйства страны И. М. Маергойза. Свойством полиструктурности хозяйства. Рассмотрение территориальной структуры хозяйства страны в качестве предмета экономико-географического страноведения.
Концепция среды общественного развития (или географической среды) как предмета страноведенияВ.А.Анучинана территории, очерченной государственными или историко-географическими границами. Специфический экологический и этнологический характер концепции. Учения об этносе и его взаимоотношениях с ландшафтом Л.Н.Гумилева.
Концепция «географического страноустройства». Единая территориальная макроструктура страны. Подходы к страноустройственной концепции А. Б. Басаликаса и И. М. Маергойза.
Концепция культурно-образного страноведения.Взаимодействие географии и искусства. Взгляды В. П. Семенова-Тян-Шанского, К. Зауэра, Дж. Лейли. Эмоциональное и личное отношение исследователя к исследуемому предмету в создании образа места. Способы выявления уникального, особенного, индивидуального при формировании образа места. Культурно-образные подходы со стороны непосредственного восприятия среды, со стороны восприятия культурных артефактов (литературно-образный, художественно-образный, архитектурно-образный и другие подходы). Гуманитарно-страноведческой подход.
Концепция «компажа» («компейджа») Д. Уитлеси - создания интеллектуальной конструкции, предназначенной для получения региональной характеристики (описания), для воссоздания образа региона на практике. Произвольность, избирательность в выборе позиций, субъективность метода.
Культурно-идентификационная концепция района А.Джилберта. Ментально-психологическая трактовка культуры региона, с акцентом на мыслях и установках людей в отношении их культурной общности.
Концепция «гуманистического описания», основанного на принципах художественной литературы Д. Н. Джинса. Визуальное, техническое и гуманистическое описания в географии. Целостность описания. Литературный текст как источник научной интуиции.
Школа русского культуроведческого краеведени. Труды П.П.Муратова, И.М.Гревса, Н.П.Анциферова. Методика полевого изучения истории и культуры городов Гревса. Понятие о «гении места» («genius loci») Анциферова, создание образа в развитии, основываясь на памятниках литературы разного времени.