Эпоха палеометаллл волго-донских степей 1 страница
ВВЕДЕНИЕ
Археологические фонды Волгоградского областного краеведческого музея представляют собой крупное собрание археологических коллекций, начиная с эпохи камня и заканчивая средневековьем. Благодаря работе многих археологических экспедиций в Нижнем Поволжье были раскопаны многочисленные древние памятники, находки, из которых и составили музейное собрание древностей. Процесс формирования археологических фондов охватывает большой отрезок времени - с начала прошлого века по сегодняшний день.
В результате многолетних археологических исследований на территории Волгоградской области в музее сформировалась значительная по количеству и составу коллекция древностей эпохи энеолита и бронзы, в том числе, уникальных предметов, выполненных из различных материалов, которые попали в древние могилы в качестве заупокойных даров. Они являются важными свидетелями древней истории нижневолжского края, повествующими о его культурных, экономических и политических связях.
С 1914 г. систематический сбор материалов по древней истории территории современной Волгоградской области проводил Царицынский музей местного края. Одними из первых в формировании его археологической коллекции приняли участие местные ученые, прежде всего, члены Научного общества краеведения.
В результате политических событий второй половины 30-х годов большинство поволжских археологов было репрессировано. Однако археологические исследования продолжались. Основной материал, сформировавший фонды музея, начал поступать уже после Великой Отечественной войны, когда на территории Волгоградской области проводились широкомасштабные строительные работы.
С середины прошлого века в Поволжье проводила исследование археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством В.П. Шилова. Большие объемы раскопок способствовали значительному пополнению музейных фондов интересны-
ми материалами эпохи бронзы из могильников у г. Ленинска и села Цаца Светлоярского района, села Верхнепогромное Среднеахтубинского района.
Под руководством В.И. Мамонтова, который работал в различных районах области, раскопки проводил Приволжский отряд Ленинградского отделения Института археологии АН СССР совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. У села Зубовка Ленинского района был раскопан курган эпохи энеолита. На уровне древнего горизонта под большой курганной насыпью покоилась женщина 40-45 лет, на груди у нее лежала тонкая костяная пластинка-амулет длиной более 18 см. Поверхность ее хорошо отполирована и покрыта продольными резными полосами (Кат. 59). Перевязь из речных ракушек с глубокими вырезами по узким сторонам, перламутровой поверхностью наружу, была завязана на поясе (Кат. 60). Костяной амулет - довольно редкая находка, что свидетельствует о высоком статусе погребенной. Многолетние исследования Первомайского курганного могильника в Калачевском районе дали великолепную серию погребальных комплексов эпохи бронзы. В одном из погребений могильника была найдена уникальная находка — большой костяной жезл с округлым на-вершием (Кат. 1 1 3). По всей видимости, здесь покоился представитель светской или жреческой власти.
С 80-х годов XX века постоянные раскопки ведут археологи Волгоградского государственного университета - А.С. Скрипкин, А.Н. Дьяченко, В.М. Клепиков, А.В. Лукашов, И.В. Сергацков. При их активном участии исследовались крупные могильники эпохи бронзы волго-донского междуречья и Заволжья - Котлубань, Верхний Балыклей, Колобовка. В 1989 г. проводились исследования под руководством В.М. Клепикова во Фроловском районе близ хутора Шляховской. В одном из погребений были обнаружены длинная кремневая пластина (Кат. 160), жезл (Кат. 155) и кремневые тесла (Кат. 1 56, 1 57, 1 59) эпохи энеолита. Три погребения этого же периода были найдены в курганном могильнике около села Перегрузное в Октябрьском районе.
Н.В. ХАБАРОВА
введение
В одном из них обнаружены медный браслет, кремневые наконечники стрел и ножевидные пластины из кремня (Кат. 105), в другом - узкая ножевидная пластина длиной 24,6 см (Кат. 108). Ножевидные пластины были самыми распространенными орудиями производства у местного населения этого времени, они применялись для свежевания и обработки туш животных, изготовления предметов из дерева и т. д.
В Камышинском и Иловлинском районах древние памятники в течение многих лет исследовала экспедиция под руководством И.В. Сергацкова. В 1985 г. он проводил раскопки курганного могильника у села Барановка, в котором было найдено погребение мастера-изготовителя стрел с загадочным металлическим изделием в виде крупного четырехгранного крюка (Кат. 9), назначение которого пока неясно. В 1990 г. около поселка Желтухин были исследованы погребения, в которых найдены каменная булава грушевидной формы (Кат. 53), бронзовый нож (Кат. 56) и другие древние находки эпохи бронзы.
Для погребений эпохи средней бронзы характерен очень разнообразный могильный инвентарь, в каталоге представлены сосуды (Кат. 19, 20, 76, 79), бронзовые ножи (Кат. 2 1, 78, 82, 87), кремневые наконечники стрел (Кат. 81, 88) и украшения (височные подвески, браслеты, бусы) этого времени.
У племен эпохи бронзы происходит расслоение населения по социальному положению. Увеличение поголовья скота, освоение новых степных угодий, социальные и экономические явления привели к появлению элитарного слоя военно-аристократической верхушки.
Предметы, характерные для престижных захоронений, так называемых колесничих, были найдены в курганном могильнике у села Баранниково Руднянского района археологической экспедицией H1/IC ВГПУ под руководством Е.П. Мыськова в 1994 г. В погребении обнаружены: редкого типа булава из диорита в виде крестовидного навершия с четырьмя выступами шишечками и полой втулкой корпуса (Кат. 17), орнаментированные костяные псалии (Кат. 18), массивный бронзовый нож (Кат. 21). К военно-аристократической верхушке относится кенотаф из курганного могильника у села Верхний Балыклей Быковского района (раскопки АС. Скрипкина, 1980 г.), в котором были найдены пять глиняных лепных сосудов, бронзовый нож (Кат. 36), булава эллипсовидной формы (Кат. 35) и крупный диоритовый ладьевидный топор (Кат. 37) - своеобразные символы власти. Металлические изделия в погребениях, помимо утилитарных и социально знаковых функций, выполняли культовую роль: у ножей и шильев ритуально значимым признаком была их острота. В погребальном обряде они выступали в роли оберега.
Редкими находками на территории края являются бронзовые вислообушные топоры (Кат. 172, 173, 1 74), свидетельствующие о развитии металлообработки у древних племен. К началу позднего бронзо-
вого века принадлежат найденные в разрушенном кургане у села Калиновка Суровикинского района глиняные формы (Кат. 166) для отливки топоров, каменные песты (Кат. 169, 1 70) и глиняные сопла (Кат. 167, 168). Одно из сопел орнаментировано резными оттисками в виде «елочки», что напоминает декор таких же изделий из погребения литейщика в Калиновском могильнике (Шилов 1959,18).
При рытье погреба в хуторе Рокотино Калачевского района был найден крупный клиновидный топор из меди, изготовленный методом литья в открытой форме (Кат. 162).
В фондах Волгоградского областного краеведческого музея хранятся более трех десятков каменных шлифованных топоров, архивные данные о месте нахождения которых были утеряны во время эвакуации музея в 1942 году. Вопрос о функциональном назначении топоров-молотов до сих пор остается открытым. Ладьевидные топоры (Кат. 163, 1 79), вероятно, применялись в военных целях или служили символами власти.
В каталоге представлены коллекции, которые были сформированы на основании профессиональных археологических раскопок, что повышает их историческую ценность.
В каталоге использованы находки археологов - А.Н. Дьяченко, А.В. Кияшко, В.М. Клепикова, В.А. Кригера, А.В. Лукашова, В.1/1. Мамонтова, Е.П. Мыськова, И.В. Сергацкова, А.С. Скрипкина, В.П. Шилова.
Профессиональная реставрация бронзовых изделий, представленных в каталоге, выполнена заведующим реставрационного отдела музея А.Г. Черемушниковым. В подборе материала к каталогу принимали участие сотрудники отдела археологии ВОКМ.
Н.В. Хабарова, заведующая археологическим отделом ВОКМ.
А.В. КИЯШКО эпоха ПАлеометАЛлл волго-аонских степей
ЭПОХА ПАЛЕОМЕТАЛЛЛ ВОЛГО-ДОНСКИХ СТЕПЕЙ
Э
поха папеометалла - медный и бронзовый век -отмечена переходом от обработки камня к металлургии меди и бронзы. В это время человечество закрепило достижения неолитической революции, сделало необратимым шаг от присвоения благ природы к их преимущественному производству. Металлические орудия резко повысили производительность земледелия, создали материально-технические условия для скотоводческого хозяйства, способствовали развитию сухопутного и водного транспорта. Все эти прогрессивные изменения, в конечном счете, ускорили социальное развитие первобытного общества, вывели его на рубежи цивилизации и государственности.
По новейшим данным радиоуглеродного датирования, полученным благодаря сотрудничеству археологов и специалистов естественных наук, хронологические рамки эпохи палеометалла Юго-Восточной Европы определяются диапазоном от середины V до конца 11 тысячелетия до н.э.
Первые полтора тысячелетия - от начала этой эпохи до конца IV тыс. до н. э. - происходило изживание неолитических традиций изготовления орудий труда, шло своего рода соревнование между камнем и металлом. Большинство обществ находилось на стадии энеолита (от лат. «aeneus» медный и греч. «lithos» камень, дословно: меднокаменный). Наряду с энеолитическими культурами, уже в первой половине IV тыс. на Северном Кавказе, возник передовой центр бронзолитейного дела - майкопская культура, под влиянием которой соседние племена переходили от энеолита к ранней бронзе. Поэтому начальный этап эпохи палеометалла будет правильнее называть периодом энеолита - ранней бронзы. Следующий этап - средняя бронза, занявший все III тыс. до н.э., стал временем распространения кавказских традиций металлургии в степях Юго-Восточной Европы, а финал эпохи палеометал-
ла - поздняя бронза (II тыс. до н.э.) ознаменовался возникновением самостоятельных центров добычи и обработки металла в Южном Приуралье и Северо-Западном Причерноморье.
В культурно-историческом отношении Волгодонские степи, насыщенные многочисленными водными артериями, были удобным местом обитания племен энеолита и бронзового века. Чаще всего, в условиях засушливого климата и кочевого уклада жизни, они становились коридором, по которому продвигались скотоводы из одной степной зоны Евразии в другую. Реже, когда наступало относительное увлажнение, здесь возникали многочисленные поселки оседлого населения. Отсутствие собственной горнорудной базы вынуждало древних обитателей низовий Волги и Дона налаживать взаимодействие с племенами соседних регионов. Речь идет о причерноморско-каспийских степях с Карпатами и Кавказом, и о южно-сибирскоказахстанских степях с Уралом и Алтаем. В свою очередь, народы каждого из этих регионов жили на северной периферии пояса Великих цивилизаций. Для европейских степняков таковыми являлись развитые общества Балкан и Малой Азии, а для азиатских скотоводов - раннеземледельческие цивилизации Средней Азии.
Таким образом, волго-донские степи представляли собой связующее звено, контактную зону вышеназванных культурных регионов. В эпоху палеометалла, как и в последующие времена, здесь проходили пути миграций народов, осуществлялись мирные контакты племен и военные столкновения между ними, шел обмен товарами и информацией.
Внедрение и широкое использование на этапе энеолита медных изделий привело к деградации кремневой индустрии, обеднению наборов каменных орудий. Первые медные изделия найдены в ма-лоазийских памятниках VIII - VII тыс. до н.э. (напр., Чатал-1уюк), однако массовое использование меди
А.В. КИЯШКО
для производства основных орудий и оружия относится к V - началу IV тыс. до н.э. Освоение способа добычи меди было связано с южными территориями: Передней Азией, Кавказом, Балканами, т.е. районами, богатыми этим металлом. Известны два способа его обработки: холодный (ковка самородной меди) и горячий (плавка, в т.ч. и восстановление меди из руды, а также литье). Для населения Восточной Европы основным центром добычи и обработки меди была Балкано-Карпатская металлургическая провинция, которая снабжала своей продукцией и земледельцев Северо-Западного Причерноморья и скотоводов в степях от Днепра до Урала. Внедрение медных орудий позволило представителям этих хозяйственных укладов достигнуть значительных успехов в развитии производства. Археологические памятники периода энеолита на территории Волго-Донского междуречья и Заволжья крайне редки, вероятно, из-за преобладания здесь подвижных форм скотоводства. Они представлены небольшими поселениями (Репин хутор, Каменка, Кумыска и др.), грунтовыми могильниками (напр., Ярской на р.Чир) и единичными курганными погребениями (могильник Шляховской, Веселый IV и др.).
Древнейшими в хронологическом ряду энеолита являются памятники т.н. Новоданиловского типа. Они представлены погребениями под небольшими курганными насыпями в неглубоких широтно-ориентирован-ных ямах. Умершие, лежащие на спине скорченно и обращенные лицом в сторону заката солнца, густо окрашены охрой. В инвентаре, как правило, представлены длинные кремневые ножевидные пластины (напр., погребения из кургана 10 у с. Перегрузное). В редких случаях удается обнаружить расширенный состав инвентаря, содержащий даже престижные предметы (х. Шляховской, рис. 1).
Одним из наиболее ярких археологических образований энеолита волго-донских степей является репинская культура, которая названа по селищу Репин, хутору на Дону. Эта культура является энеоли-тической по облику, но ее поздний этап совпадает с началом бронзового века на Северном Кавказе. Датируется от второй четверти до конца IV тыс. до н. э. Для репинской культуры типичны круглодонные глиняные сосуды с высоким желобчатым венчиком, с примесью толченой раковины и грубыми расчесами поверхности. Они украшены оттисками гребенки, шнура, отступающей лопаточки. Иногда встречаются прочерченные линии, ямки и «жемчужины» - выпуклости от вдавлений с внутренней стороны сосуда. Раннее ядро репинских памятников ограничивается пределами Среднего Дона. Они представлены десятками поселений, могильников и отдельными погребениями. На втором, позднем этапе репинские племена начали расселение преимущественно на юг, в том числе на Нижнюю Волгу, в направлении сформировавшегося кавказского центра металлургии бронзового века.
эпоха пдлеометАЛЛА волго-донских степей
Одновременно с репинской культурой, но на более южной территории Нижнего Подонья формируется константиновская культура. Она с самого начала, благодаря значительному майкопскому компоненту в своем составе, носит смешанный энеолитическо-раннебронзовый характер. В волго-донских степях памятники константиновского типа представлены в юго-западной части нижнедонского Левобережья (х. Веселый и п. Приморский Котельниковского района). Это курганные погребения, отличительной чертой которых являются импортные предметы майкопского происхождения, - прежде всего керамика (рис. 2,9) и изделия из металла.
Бронзовый век - второй период общепринятой в археологии «системы трех веков» датского ученого К. Томсена, разделившего доисторическую эпоху на каменный, бронзовый и железный века. Это время широкого распространения бронзовых орудий и оружия, которые употреблялись наряду с каменными или вместо них. Первооткрывателем бронзового века на территории России в начале XX века был выдающийся археолог В.А. Городцов. Изобретению бронзы (сплава меди с оловом, реже с мышьяком или сурьмой) предшествовало открытие меди. Однако медные орудия получили меньшее распространение, чем бронзовые, т.к. последние тверже и острее и литье их легче, потому что бронза плавится при более низкой температуре (700°-900°), чем медь (1084°). Раньше всего (в IV тыс. до н. э.) бронза стала известна в Передней Азии и Египте. В конце IVтыс. до н. э. изделия из этого материала вошли в употребление у населения степной полосы Восточной Европы и доминировали вплоть до начала I тыс. до н.э. Это стало возможным благодаря уже отмеченному возникновению крупных горно-металлургических центров по добыче и обработке металлов, прежде всего на Кавказе, а затем на Урале и в Карпатах. Племена, жившие на территориях, богатых залежами меди и олова, специализировались на их добыче и снабжении металлом населения окружающих областей. По уровню развития они заметно опережали многих из своих соседей. Вокруг древних горно-металлургических центров сложились очаги культурогенеза, которые стали источниками инноваций в экономической, идеологической и социальной сфере.
Население волго-донских и заволжских степей в начале бронзового века находилось под влиянием северокавказского очага культурогенеза. Оно представлено рядом местных (ямная, полтавкинская, вол го-до некая) либо пришлых (раннекатакомбная, донецкая, среднедонская, манычекая) археологических культур. На раннем этапе ямной культуры бронзовые изделия и высококачественная керамика кавказского производства распространяются здесь в виде импорта, постепенно изменяя отсталый энеолитический облик местной культуры.
На позднеямном этапе (рубеж 1V-I1I тыс. до н. э.) население Нижнего Поволжья достигает в целом
А.В. КИЯШКО
эпоха ПАлеометАЛлл волго-аонских степей
одинакового с племенами Северного Кавказа уровня развития. Возникает местная металлообработка, а также специализация ряда других ремесел, о чем свидетельствуют погребения литейщиков, плотников, изготовителей кремневых наконечников стрел. Постепенно начинается производство более совершенной плоскодонной глиняной посуды. Сооружение курганов, связанное со сложными формами организации труда, и крайне редкое во времена энеолита - ранней бронзы, теперь становится доминирующим.
Катакомбная культура - вторая после ямной крупная общность бронзового века южно-русских степей. Относится к среднему периоду эпохи бронзы и датируется в пределах второй половины III тыс. до н. э. Сформировалась в среде позднеямных племен степного Предкавказья в результате их участия в процессах, происходивших в северокавказском очаге культурогенеза. На раннем этапе катакомбная культура выразилась, прежде всего, в появлении нового погребального обычая: хоронить умерших в подземных камерах - катакомбах, которые, как и дольмены Западного Кавказа, были реализацией идеи склепа. Взаимодействие с Кавказом началось также в сфере металлообработки и производства керамики. Позже единая на территории от Днепра до Волги раннекатакомбная культура распалась на ряд локальных вариантов (культур), определяемых по местным особенностям керамики. В Нижнем Поволжье этот этап представлен полтавкинской и волго-донской культурами.
Полтавкинская культура выделена П. Pay по результатам раскопок в 20-х годах XX века на левобережье р. Волги у с. Старая Полтавка (ныне райцентр Волгоградской области). Относится к среднему периоду бронзового века и датируется рубежом второй четверти III тыс. до н. э. Представлена в основном погребениями в курганах степного Заволжья, а также волго-донского междуречья. В Северном Прикаспии найдены также остатки селищ этой культуры. В Заволжье полтавкинские погребения устроены, как правило, в ямах и содержат скорченные костяки, ориентированные на восток или северо-восток. В волго-донских степях преобладают захоронения в подбоях (яма с обширной нишей в стене). Основным признаком полтавкинской культуры являются глиняные сосуды с уплощенным или плоским дном, яйцевидной формой тулова, украшенные зубчатым штампом в стиле «шагающей гребенки» (рис. 3, 5; 4, 2, 13, 14).
Волго-донская культура относится к среднему периоду бронзового века и датируется второй половиной III тыс. до н. э. Возникла в результате трансформации полтавкинской культуры и представляет собой локальный вариант катакомбной культуры. Сначала волго-донские племена занимали территорию степного Заволжья и волго-донского междуречья и даже продвинулись в западные и северо-за-
падные регионы Подонья, повлияв на развитие донецкой и среднедонской катакомбных культур (рис. 5, 6). Затем началось встречное движение поздне-катакомбных манычских и среднедонских племен (рис. 11, 12), которые, достигнув Волги, вытеснили большинство носителей волго-донской культуры на левобережье этой реки. Характерны погребения в ямах с заплечиками и в простых ямах, реже - в подбоях (яма с обширной нишей в стене). Умершие лежат скорченно, на левом или правом боку, чаще всего ориентированы головой на север или восток. Критерием волго-донской культуры являются плоскодонные глиняные сосуды стройных пропорций, орнаментированные отпечатками зубчатого штампа в «елочном» стиле (рис. 7- 10). Завершают развитие эпохи средней бронзы такие культурные образования, как бабинская (культура многоваликовой керамики) и криволукская культурные группы.
В конце бронзового века (II тыс. до н. э.) происходит переориентация культурных связей, волго-донские степи попадают в сферу влияния волго-ураль-ского очага культурогенеза. Племена покровской культуры практикуют погребальный обряд, навыки металлообработки, гончарства и др., сложившиеся в лесостепных приуральских регионах. В бронзовом веке значительного прогресса в степях Поволжья достигает скотоводство, складываются его кочевые формы. Был усовершенствован колесный транспорт - повозка, изобретена боевая колесница и освоена верховая езда на лошади. Сложный характер кочевого быта и хозяйства обеспечил господствующее положение мужчины в системе патриархально-родовых отношений, привёл к выделению военно-аристократической верхушки общества. Этническая история нижневолжского региона в бронзовом веке практически неизвестна из-за отсутствия здесь письменности, а также сообщений древних авторов. По косвенным археологическим данным можно предположить, что племена позднего этапа бронзового века Поволжья входили в состав древней индоиранской общности - создателей традиции «Авесты».
Срубная культура - общность племен бронзового века южно-русских степей, которая завершает последовательность культур, названных по типу могильного сооружения (ямная, катакомбная, срубная культуры). Относится к позднему периоду бронзового века и датируется в пределах первой половины II тыс. до н. э. Погребения этой культуры могут быть устроены в обычных ямах или в каменных ящиках, а также в ямах со стенками, облицованными бревнами, - т. н. срубах. Отличие материальной культуры срубных племен от памятников предшествующего времени вызвано переориентацией связей степного населения. В результате активизации уральского центра металлургии ряд групп лесостепного населения Поволжья (потаповская, покровская культуры) сумели создать мощный военно-экономический потенциал, который сконцентрировала в своих
А.В. КИЯШКО
эпоха пАлеометААЛА волго-аонских степей
руках правящая элита этих обществ - колесничная аристократия (Баранниково, рис. 1 3). Благодаря её мобильности и влиянию возникает волго-уральский очаг культурогенеза, достижения которого распространяются в результате миграции племён-носителей, в основном по лесостепной полосе Восточной Европы с северо-востока на юго-запад. В результате этих процессов в степной части Нижнего Поволжья и волго-донских степей возникает срубная культура. Она характеризуется северной и восточной ориентировкой умерших, скорченных на левом боку, ребристой и баночной керамикой с зубчатым орнаментом и т. д. Срубная культура представлена большим числом поселений (Ерзовка, Ляпичев хутор, Сухая Мечётка IV и др.), а также курганных и грунтовых могильников, что свидетельствует об оседлом образе жизни её носителей и комплексном, скотоводчес-ко-земледельческом хозяйстве.
В формировании срубной культуры роль местного субстрата могла сыграть существовавшая на этой территории до появления покровских племен криволукская культурная группа.
Начало финального этапа эпохи поздней бронзы характеризуется распространением нового населения с востока, в обряде и керамике которого замет-
но влияние зауральских и североказахстанских племен поздней бронзы. Памятники, оставленные этим миграционным потоком, называют в науке древностями федоровско-черкаскульского типа и отличают по керамике, имеющей своеобразную кубковидную форму и пышный орнамент.
Завершение эпохи бронзы исследователи традиционно связывают с распространением керамики с валиковой орнаментацией (т. н. хвалынского типа). Грунтовые могильники с погребениями этого времени известны в Саратовском Поволжье, в курганах степной полосы они практически не известны. Разведано большое количество поселений финала поздней бронзы, однако в южной части волго-донских степей раскопкам подвергались немногие из них (Сухая Мечетка I и II, Ерзовка I и И).
Таким образом, результаты археологических исследований, полученные на протяжении последнего столетия XX века позволяют реконструировать общую схему культурно-исторического развития волго-донских степей в эпоху палеометалла. Дальнейшие раскопки, совершенствование научно-методического аппарата, а также теории археологии, возможно, позволят составить более полное представление об этом развитии.
Как известно ареал Майкопской, затем Северо-Кавказской археолгоческой культуры на территории Волгоградской и соседней Ростовской области распостранялись по течению Дона и его бассейна до устья реки Иловля включительно, к северу и востоку от низовей Иловли енти горские культуры по типу кульутрному взаимодействию благодаря обмену на изделия из металла с местными кочевниками, населенность наших степей тогда бла оч. Маленькой, по ентому иногда енти горцы – вышедшие в степи и занявшиеся в удобных для них местах проживания в том числе и по каньонообраздным балкам и около них по течению Дона и его притокам, иногда взаимодействовали изредко прокочевавывших здесь аборегенных степняков, иногда обмененвались и торговали с ними изделиями из меттала, а так же иногда воинственные кочевники наподали и разгробляли их неболшие поселения. Кстати те же майкопцы и сев-кавказсцы так же занимались с/х занимались здесь полукочевым скотоводством, так же ставили в наших края первые дома, дома у них были конечно турлучного типа, но саме антереастное, шо они в наших степях Юга России научились заниматься плукочевым свиноводством и сейчас в с/х местностях Волгрдской области сохраняються традиции полукочевого свиноводства, когда свинью пасуться на вольных пастбищах, кочуя все время пока позваляеть – т им погода, ента традиция идеть – т есшо в нашем крае, берет начало такая традиция есщо с тех далеких времен.
Иногда скажем изредко проходящие по своим владения – кочевники, так как наши края были мало населены, увидив в своих степях неболшие поселения, по своим привычкам и традициям, налетали на них и полностью выжигали и уничтожали, разгробляли, вообщем постуали с ними порой торговали, а когда и по степной традиции налитали, если случайно натыкались и разграбляли и разоряли, как енто собственно говоря делали всегда полстепной традиции – кочевникивсегда так делали – т, то торгують – т, то налитають – т и разворовывають – т, ассимилирую культуно и физически они при ентом всегда.
Но по бассену Дона до устья Иловли включительно на територии Волгрдской облсти распологался ареал Майкопской и Северо-Кавказской культуры, иде они контактировались и смешивались такми образом с изредко прокочевываших здесь степняками таким, выше указаным образом. В более сеаверных и восточных районах области степные культуры были так же смешеные с кавказскими культурами по извемстной причине. Так же и потом на всей без искл. Территории Волгрсдкой области были предстваленны Волго-Донская и Манычкие арх. Культурами – как известно Волгогрдские Катакомбники были сильно смешаны с кавказскими культурами, племенами, народами, они проживали, точнее кочевали конечно по всей территории Волгрдской области без искл., сами понимаете, затем на территории Волгрдской области обитали племена амазонок ассимилировавшиеся со степняками, жили и их потомки савраматы и сарматы, раздные племена ентих народов.
А.В. Кияшко, доктор исторических наук.
В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей
Эпоха энеолита
четко очерчивал диаметр будущего кургана. Получался круг, по линии которого копался глубокий ровик, землю из которого набрасывали в сторону могилы. Так со временем в степи вырастала насыпь кургана.
Такой курган энеолитического времени раскопан у пос. Зу-бовка (Ленинский район). Экспедиция обнаружила на уровне древнего горизонта под большой курганной насыпью скелет женщины 40—45 лет. Она лежала на спине в вытянутом положении, руки вытянуты вдоль тела. На её шее висела на веревочке, продетой сквозь отверстие/тонкая костяная пластинка-амулет. Поверхность пластинки хорошо заполирована, она покрыта резными полосами, исходящих от округлых углублений и отверстия. Линии заполнены черной и красной краской. Рядом с телом поставили чашу из панциря большой болотной черепахи, которая, возможно, была наполнена водой. Перевязь из речных ракушек, с глубокими вырезами по узким сторонам, перламутровой поверхностью наружу, была завязана на поясе. Около тела разбросали кремневые ножевидные пластинки и отщепы.
Но не над ней соорудили курган. Её положили рядом с глубокой ямой, где покоился мужчина крупного телосложения. Около него также были положены кремневые орудия. Мужчина мог быть вождем, старейшиной племени или жрецом. Именно его должна была сопровождать эта женщина.