Склонение притяжательных местоимений
И.Н. ШУВАЕВА
СБОРНИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ПО ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (I КУРС)
Новосибирск 2011
Предисловие
Данный сборник лабораторных работ предназначен для студентов первого курса заочного отделения, продолжающих изучение немецкого языка.
Принимая во внимание, что многие студенты заочники имеют значительный перерыв в занятиях по языку, данный сборник преследует исключительно практические цели – помочь обучающимся в возможно короткий срок восстановить и систематизировать основные знания по немецкому языку, а также усвоить новый материал, не изучавшийся ранее.
Сборник лабораторных работ состоит из четырех уроков:
В 1 – 3 уроках представлен грамматический материал, а также упражнении я на его закрепление.
В 4 уроке (обобщающем) приводится упражнение на отработку всего материала и предлагается контрольный тест.
Грамматический курс включает в себя следующие темы: личные притяжательные местоимения, склонение и образование множественного числа имен существительных, степени сравнения имен прилагательных, основные формы глаголов и систему времен действительного залога, модальные глаголы, повелительное наклонение, предлоги, синтаксис простого и сложного предложения.
В упражнениях используются общеупотребительная, тематически не связанная лексика, не выходящая за рамки базового словаря.
Урок 1
Данный урок включает в себя следующие разделы грамматики:
· личные и притяжательные местоимения
· спряжение глаголов в презенсе
· склонение и употребление артиклей
· склонение имен существительных
· образование множественного числа имен существительных
· неопределенно-личное местоимение man
Склонение личных местоимений
Единственное число
Nominativ | ich(я) | du(ты) | er(он) | es(оно) | sie(она) |
Genitiv | meiner(меня) | deiner(тебя) | seiner(его) | seiner(его) | ihrer(её) |
Dativ | mir(мне) | dir(тебе) | ihm(ему) | ihm(ему) | ihr(ей) |
Akkusativ | mich(меня) | dich(тебя) | ihn(его) | es(его) | sie(её) |
Множественное число
Nominativ | wir(мы) | ihr(вы) | sie(они) | Sie(Вы) |
Genitiv | unser(нас) | euer(вас) | ihrer(их) | Ihrer(Вас) |
Dativ | uns(нам) | euch(вам) | ihnen(им) | Ihnen(Вам) |
Akkusativ | uns(нас) | euch(вас) | sie(их) | Sie(Вас) |
Форма генитива личных местоимений в современном немецком языке употребляется чрезвычайно редко, обычно после глаголов, управляющих генитивом (Wir bedürfen deiner. – Ты нам нужен.)
Склонение притяжательных местоимений
Каждому личному местоимению соответствует свое притяжательное местоимение:
муж. р. | сред. р. | жен. р. | множ. число | |
ich | mein (мой) | mein(моё) | meine(моя) | meine(мои) |
du | dein(твой) | dein(твоё) | deine(твоя) | deine(твои) |
er | sein(его) | sein(его) | seine (его) | seine (его) |
sie | ihr(её) | ihr(её) | ihre (её) | ihre (её) |
es | sein(его) | sein(его) | seine (его) | seine (его) |
wir | unser(наш) | unser(наше) | unsere(наша) | unsere(наши) |
ihr | euer(ваш) | euer(ваш) | eure(ваша) | eure(ваши) |
sie | ihr(их) | ihr(их) | ihre(их) | ihre(их) |
Sie | Ihr(Ваш) | Ihr(Ваше) | Ihre(Ваша) | Ihre(Ваши) |
Притяжательные местоимения склоняются в единственном числе как неопределенный артикль, во множественном числе как определенный артикль:
Един. число | Множ. число | |||||
муж. р. | сред. р. | жен. р. | муж. р. | сред. р. | жен. р. | |
Nominativ | mein Bruder | mein Haus | meine Stadt | meine Brüder | meine Häuser | meine Städte |
Genitiv | meinesBruders | meinesHauses | meiner Stadt | meiner Brüder | meiner Häuser | meiner Städte |
Dativ | meinemBruder | meinem Haus | meiner Stadt | meinen Brüdern | meinen Häusern | meinen Städten |
Akkusativ | meinenBruder | mein Haus | meine Stadt | meine Brüder | meine Häuser | meine Städte |
Притяжательным местоимениям mein, dein, seinи т.д. кроме русских местоимений «мой», «твой», «его» и т.д. соответствует местоимение «свой». В русском языке это местоимение в большинстве случаев может употребляться со всеми лицами, независимо от числа и рода. В отличие от этого в немецком языке каждое лицо имеет свое собственное притяжательное местоимение. Например: Я беру свою книгу. – Ich nehme mein Buch. Ты берешь свою книгу. – Dunimmst dein Buch. Онберет своюкнигу. – Ernimmt seinBuch. Ребенокберет своюкнигу. – Das Kindnimmt seinBuch.
Задание 1:Поставьте указанные в скобках личные местоимения в дательном падеже:
1. Der Dozent gibt (sie – они) die Aufgabe.
2. Der Junge schenkt (sie – она) Blumen.
3. Meine deutsche Freundin schreibt (ich) nicht oft.
4. Die Lehrerin sagt: „Kinder, ich bin mit (ihr) heute zufrieden.“
5. Ich wünsche (Sie) alles Gute.
Задание 2:Поставьте указанные в скобках личные местоимения в винительном падеже:
1. Ich bitte (du) mir zu helfen
2. Herr Ober, bringen Sie (wir) bitte eine Flasche Limo!
3. Der Deutschlehrer fragt (ich) neue Vokabeln.
4. Das Lied ist wunderschön und die Kinder singen (es) sehr gern.
5. Der Vater holt (Sie) vom Bahnhof ab.
Задание 3:Поставьте указанные в скобках личные местоимения в нужном падеже, принимая во внимание управление предлогов:
1. Komm zu (ich) am Abend, ich warte auf (du) um acht Uhr.
2. Herr Krause ist nicht da, statt (er) hält heute Herr Maier die Vorlesung.
3. Liebe Oma und Opa, schreibt uns bitte von (ihr), von eurem Leben.
4. Er hat viele Freunde im Ausland und erzählt uns oft von (sie).
5. Am Tisch sitzen Karin und Heidi, Anna setzt sich zwischen (sie).
Задание 4:Переведите русское местоимение «свой», «своя», «свое», «свои» соответствующим немецким притяжательным местоимением:
1. Ich sehe (своего) Freund.
2. Du siehst (своего) Freund.
3. Wir sehen (своего) Freund.
4. Ihr seht (своего) Freund.
5. Sie sehen (своего) Freund.
Задание 5:Вставьте соответствующее притяжательное местоимение, учитывая род и число подлежащего в предыдущем предложении:
1. Da kommt unsere Lehrerin Frau Kern. Das ist ... Stuhl.
2. Hast du eine Zeitschrift? Ist das ... Zeitschrift?
3. Mein Nachbar hat eine Katze. Das ist ... Katze.
4. Die Familie Müller hat eine Wohnung. Das ist ... Wohnung.
5. Das Kind hat ein Spielzeug. Das ist ... Spielzeug.
Задание 6:Вставьте указанные в скобках притяжательные местоимения в нужном падеже:
1. Die Eltern (моей) Freundin fahren in diesem Jahr nach Deutschland.
2. Der Mathematiklehrer ist mit (его) Arbeit sehr zufrieden.
3. Ich gehe mit (нашей) Hund morgens und Abends spazieren.
4. Ich warte schon lange auf (её) Antwort, aber sie schreibt mir nicht.
5. Kinder, (ваши) Kontrollarbeiten sind heute nicht schlecht.