Сущность и факторы картографической генерализации

Картографическая генерализация — это отбор и обобще­ние изображаемых на карте объектов соответственно ее на­значению, масштабу, содержанию и особенностям картог­рафируемой территории.

Термин «генерализация» происходит от латинского, что означает общий, «главный». Суть процесса состоит в передаче на карте основных, типических черт объектов, их харак­терных особенностей и взаимосвязей.

Генерализация — неотъемлемое свойство всех картографических изображений, даже самых крупномасштабных. Уже при первичной съемке местности, скажем, в масштабе 1:1 000, топограф интуитив­но ведет генерализацию, решая, какие детали рельефа, раститель­ности, дорожной сети следует нанести на съемочный планшет, а какие слишком незначительны или «не укладываются» в данный масштаб. Далее при камеральном составлении карт среднего, а по­том и мелкого масштабов приходится постоянно «сжимать» изобра­жение, отказываясь от деталей и подробностей. В масштабе 1:100 000 1 км2 местности занимает всего лишь 1 см2 площади карты, на нем можно показать только основные населенные пункты, главную до­рогу, реку. А в масштабе 1:1 000 000 эта площадь сжимается до 1 мм2, и на ней удастся сохранить, может быть, всего один насе­ленный пункт, а в более мелком масштабе — 1: 10 000 000 не оста­нется места и для него.

Генерализация проявляется в обобщении качественных и коли­чественных характеристик объектов, замене индивидуальных поня­тий собирательными, отвлечении от частностей и деталей ради отчет­ливого изображения главных черт пространственного размещения.

Все это позволяет утверждать, что генерализация — одно из проявлений процесса абстрагирования отображаемой на кар­те действительности. Именно генерализация способствует фор­мированию и воплощению в картографической форме новых понятий и научных абстракций.

Сам процесс генерализации во многом противоречив. Во-пер­вых, некоторые элементы не могут быть показаны на карте по условиям пространства, но должны быть отражены на ней в силу своей содержательной значимости. Во-вторых, часто возникает противоречие между геометрической точностью и содержательным соответствием изображения, иначе говоря, пространственные со­отношения объектов передаются верно, а геометрическая точность оказывается при этом нарушенной. В-третьих, в ходе генерализа­ции происходит не только исключение деталей изображения, по­теря информации, но и появление на карте новой обобщенной информации. По мере абстрагирования исчезают частности и от­четливее проступают самые существенные черты объекта, обнару­живаются ведущие закономерности, главные взаимосвязи, выде­ляются геосистемы все более крупного ранга.

Процесс генерализации труднее других картографических про­цессов поддается формализации и автоматизации. Не все этапы и процедуры могут быть алгоритмизированы, не все критерии удается однозначно формализовать. Качество генерализации во многом за­висит от понимания картографом содержательной сущности изоб­ражаемых географических (геологических, социально-экономичес­ких и т.п.) объектов и явлений, умения выявить главные типичные их особенности. Опыт показывает, что автоматизация картографи­ческой генерализации должна опираться на интерактивные, диало­говые процедуры, обеспечивающие активное участие картографа.

Факторы генерализации

Факторами генерализации являются масштаб карты, ее назна­чение, тематика и тип, особенности и изученность картографиру­емого объекта, способы графического оформления карты. Факто­ры определяют подходы к генерализации, ее условия и характер.

Назначение карты. На карте показывают лишь те объекты, ко­торые соответствуют ее назначению. Изображение других объек­тов, не отвечающих назначению карты, только мешает ее воспри­ятию, затрудняет работу с картой. Если, например, школьная учеб­ная административная карта предназначена для демонстрации на классной доске, то на ней сохраняют лишь самые важные элемен­ты содержания (крупные города, границы и т.п.). Их изображают крупными знаками со значительным обобщением без излишней детализации. Если же аналогичная административная карта имеет справочное назначение и используется в настольном варианте, то она должна содержать максимум возможной для данного масшта­ба информации об административном делении, населенных пунк­тах, путях сообщения.

Влияние масштаба проявляется в том, что при переходе от более крупного изображения к более мелкому сокращается площадь карты. Выше уже говорилось, что показать в мелком масштабе все детали и подробности невозможно, и поэтому неизбежны их отбор, обобще­ние, исключение. Одновременно с уменьшением масштаба увеличивается пространственный охват, что также сказывается на генерализации. Объекты, важные для крупномасштабных карт (на­пример, местные ориентиры), теряют свое значение на картах мел­кого масштаба и, следовательно, подлежат исключению.

Тематика и тип карты определяют, какие элементы следует показывать на карте с наибольшей подробностью, а какие можно более или менее существенно обобщить или даже совсем снять. Так, на геологической или почвенной картах очень важно деталь­но изобразить гидросеть — она непосредственно связана с темой карты. Зато можно сильно генерализовать дороги и населенные пункты, оставив лишь некоторые для общей ориентировки, а ад­министративные границы — совсем исключить. Но на картах эко­номической тематики, напротив, необходимо подробно показать населенные пункты, пути сообщения и административное деле­ние. А вот речную сеть можно дать обобщенно, сохранив лишь реки, пригодные для судоходства.

Карты разного типа также имеют разную генерализацию. Наи­более подробны аналитические карты инвентаризационного типа, а наиболее обобщены и генерализованы синтетические (напри­мер, карты районирования), и в особенности карты-выводы, карты-умозаключения. Они по самой сути своей не предполагают осо­бой детальности.

Особенности картографируемого объекта (или территории). Влияние этого фактора сказывается в необходимости передать на карте своеобразие, примечательные характерные элементы объек­тов или территории. Например, в степных или полупустынных рай­онах необходимо показать все мелкие озера, иногда даже с пре­увеличением, если они не «помещаются» в масштаб, — это очень важно для засушливых территорий. Но вот в тундровых ландшаф­тах, где встречаются тысячи мелких озер, многие из них можно исключить при генерализации, здесь важно правильно отразить общий характер озерности территории.

С той же точки зрения важно сохранять характерные очерта­ния объектов, например даже на самой мелкомасштабной карте показать Самарскую излучину Волги, или типичную конфигура­цию полуострова Канин Нос, или узкие очертания фьордов и т.п. Это один из наиболее субъективных факторов генерализации, ведь решить, что «характерно» и «типично», а что — нет, может толь­ко сам картограф-составитель, формальные критерии тут работа­ют плохо.

Изученность объекта. При достаточной изученности объекта изображение может быть максимально подробным (для данного масштаба и назначения карты), а при нехватке фактического ма­териала оно неизбежно становится обобщенным, схематичным. Фактор изученности тесно связан с качеством и полнотой источ­ников, используемых для картографирования. Поэтому наиболее генерализованы карты гипотетические и прогнозные, составлен­ные по неполным данным, когда объект недостаточно изучен и имеются лишь примерные (или не вполне достоверные) сведения о закономерностях его распространения. Впрочем, гипотетические карты и должны быть схематичными.

Оформление карты. Многоцветные карты (при прочих равных условиях) позволяют показать большее количество знаков, чем карты одноцветные. При хорошем качестве печати и правильном подборе фоновых окрасок, значков, штриховок на одной карте можно путем наложения совместить до шести взаимно перекры­вающихся слоев без особого ущерба для читаемости. На одноцвет­ной карте или карте с ограниченным набором красок это сделать трудно или даже невозможно, следовательно, необходима генера­лизация содержания.

Наши рекомендации