Экономико-географическое положение городов
Территориальные уровни ЭГП. В учение о географическом положении Н.Н. Баранский ввёл понятие об основных территориальных уровнях. Он предлагал различать: а) микроположение – положение по отношению к ближайшим окрестностям, которое надо изучать по крупномасштабной карте; б) мезоположение – положение города внутри района, к которому он относится в условиях России, это чаще всего крупный экономический район); в) макроположение – положение относительно отдалённых данностей, которое надо изучать на мелкомасштабной карте страны, материка или даже на мировой карте.
Город возникает в ответ на те или иные потребности общества, для выполнения определённых обязанностей. И ЭГП должно наилучшим образом обеспечивать выполнение возложенных на город функций. Города – крепости должны были контролировать стратегические дороги или прикрывать подступы к крупному центру. От этого и зависел выбор места. Как опорная база осваиваемого района город должен был занять такое положение, которое ориентировало бы его на подшефный район, заставляло «излучать» дороги – трассы освоения. Для города – порта при безусловной важности удобств, создаваемых береговой линией (просторные бухты и заливы, хорошо защищённые от морских волнений), Поэтому названным требованиям отвечали порты, располагающиеся в дельте или эстуарии большой реки, - Буэнос – Айрес, Гамбург, Архангельск.
Изменение ЭГП.Формирование территориальной структуры хозяйства и её трансформация, сооружение новых транспортных магистралей, освоение новых ресурсов, основание новых городов – всё это меняет экономические отношения, систему экономических координат, в которых живёт город. Благодаря этому ЭГП, которое можно определить как динамичную систему территориально – временных отношений, изменяется, приобретает новые грани.Покажем на примере Астрахани. Особое значение этому городу, основанному как крепость в 1558 г. на стратегически важной волжской линии, придавало как раз его положение на рубеже. Это делало Астрахань базой военных экспедиций и торговых операций, осуществлявшихся в направлении к Северному Кавказу и Закаспию. С расширением государственной территории город оказался в глубине российских владений и заметно притормозил в своём развитии. Повлияла и оторванность Астрахани от железных дорог, которые дошли до неё значительно позже, чем до других городов Поволжья
Многогранность ЭГП.В работе, посвящённой этой же проблеме, дана схема оценки географического положения (ГП) города, в которое наряду с ЭГП включены также физико – географическое, социально – географическое и политико – географическое положения. Но даже очень разветвлённая схема не исчерпывает всех возможных и имеющих значение сторон географического положения.
1) Основные территориальные отношения 2) Производственные территориальные отношения 3) Интегральные территориальные отношения (отношения отношений)Физико – географическое положение крупнейших городов связано с границами природных зон и областей, морфоструктурными узлами, выступами и устьями рек, другими особенностями физико – географической структуры территории. Очень существенно положение городов в зонах контакта гор и равнин, моря и суши.Во взаиморасположении городов, как правило, выявить соседское положение. Наряду с видом следует различать и категоричность положения у некоторых городов. Это положение, связанное только с данным местом и ни с каким другим: Владикавказ, Дербент, Систерон могут быть только там, где они расположены, их нельзя передвинуть.
11. Город – центр своего окружения
Органическое единство города и окружающего района.Город развивается и функционирует в тесном взаимодействии с окружающей его территорией, обслуживает её потребности, находит в ней многообразное дополнение и ресурсы для своего развития. А территория, естественно, тяготеет к городу, который является, по Н.Н. Баранскому, экономическим и культурным фокусом.
О степени освоенности территории принято судить по тому, насколько полно она охватывается сетью городов – центром обслуживания и мест переработки её ресурсов. Важный показатель уровня социально – экономической зрелости территории – перекрытие её зонами непосредственного влияния больших городов.
Прилегающие к городу территории получили название пригородных. Это воспринимается не только как указание на особенность положения, но и на социально – экономический облик – уровень хозяйственного развития, занятия жителей, многообразие деятельности, пронизанность городским влиянием. В то же время расположенные вдали от городов местности – это в наше понимании «глубинка», «медвежьи углы», с которыми ассоциируется медленное течение жизни.
Пригородная зонаформируется под влиянием города, который стремится как можно полнее использовать окружающую территорию для удовлетворения своих многообразных потребностей. Многофункциональность, нередкая конфликтность ситуаций, ограниченность ресурсов усложняют рациональное устройство пригородной зоны. Решение этой задачи закладывается в проект районной планировки пригородной зоны, который разрабатывается в комплексе с генеральным планом города.
Пригородная зона наделяется функциями, обеспечивающими жизнедеятельность города. Особо важное значение имеет сохранение экологического равновесия экологической застройки и пригородных ландшафтов, что достигается соответствующими соотношениями застроенных и открытых пространств, устройством экологического каркаса территории, установлением такой антропогенной нагрузки на ландшафты, при которой природа сохраняла бы свою способность к восстановлению.
Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего водными, и служит местом производства малотранспортабельной и скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Она становится поставщиком для строек города строительных материалов из добываемых здесь же глины, песка, гравия, известняка, если их производство не вступает в резкое противоречие с требованиями охраны окружающей среды.
Пригородная зона служит и зоной отдыха. Получают развитие разные его виды и создаётся рекреационная инфраструктура, признанная обеспечить нужды отдыхающих. Рекреационные потребности населения учитываются при развитии транспортных сетей.
В пригородной зоне размещаются многие объекты коммунально – хозяйственного комплекса города: водопроводные станции и станции аэрации, полигоны для захоронения отходов, мусороперерабатывающие заводы, электростанции, тепломусороперерабатывающие заводы, электроподстанции, тепловые электромагистрали. Здесь же находят место наиболее сложные и ёмкие по территории транспортные устройства и системы: аэропорты, сортировочные и грузовые станции, складские сооружения, грузовые речные порты.