Тема урока: «Климат Африки»
Цели и задачи: 1. Углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки.
2.Напомнить причины, определяющие эти черты климата, а также познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки- основными и переходными, охарактеризовать их и выявить особенности.
3.Продолжить формирование умений работать с климатическими картами и схемами, начать формирование умений работать с климатическими диаграммами.
4.Воспитывать позитивное отношение к информации, желание анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, умение работать в группах.
Место урока в изучении темы: третий из 10 уроков.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.
Оборудование: климатическая карта Африки, физическая карта Африки, карта климатических поясов, контурная карта Африки, атлас по географии 7 кл., климатические диаграммы учебника, схемы, таблицы, справочный материал, раздаточный материал: тесты для проверки знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм, план описания климата.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошедшем уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки (показывает Африку на карте). Давайте вспомним особенности рельефа Африки и назовём их по цепочке.
(Учащиеся по очереди называют) 1. Африку можно разделить по абсолютной высоте на две части: северо-западную – равнинную и юго-восточную – возвышенную.
2.Горные хребты Африки расположены по окраинам материка: Атлас (северо-запад), Драконовы (юго-восток), Капские (юг).
3. На востоке Африки находится тектонический разлом, с ним связаны вулканы и землетрясения.
4. Преобладают равнины с абсолютными высотами 200-1000 метров
5.Высоких и протяженных горных цепей нет (А.- на древней платформе).
6.Более высокие формы рельефа – на востоке.
Учитель. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу. Послушайте, пожалуйста, и попробуйте найти ошибки в его письме. (Чтение стихотворения капитана Врунгеля и выделение ошибок в тексте).
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомненью?
( Ученики по ходу работают с сигнальными карточками: если замечают ошибку, поднимают красную карточку)
Учитель. Вот сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда:
Ура! Земля!
Мы в Африке.
Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план
На волнах прибоя
Доставил корвет
Большей земли на всём свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа,
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ним затеял игру.
Оленей берём, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждёт и покой и уют;
Может быть, сока берёзы дадут.
Ну а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов,
Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чём сообщаю в этом письме.
Таких особенностей нет на материке. Чем определяются особенности природы?
Ученик. Географическое положение Африки определяет особенности климата, а они, в свою очередь, влияют на особенности природы.
Учитель. Итак, запишите тему урока в тетрадь: «Климат Африки».
Цели нашего урока: углубить представление о климатообразующих факторах, вспомнить причины, определяющие черты климата, познакомиться с климатическими поясами Африки (основными и переходными), дать характеристику этих поясов при помощи карт, таблиц, схем. А в конце урока поработаем по климатограмам и выполним тестовые задания по теме урока.
(На доске надпись «Африка - самый жаркий материк» Выводы закрыты)
Обратите внимание на эти слова: «Африка – самый жаркий материк». Сегодня на уроке мы должны доказать, что это утверждение верно. Запишите его в тетрадь
3.Актуализация знаний.
Учитель. Вспомните, что такое климат?
Ученик. Климат – это многолетний режим погоды.
Учитель. Климат любого материка формируется под влиянием различных факторов. Назовите климатообразующие факторы.
(Ученики называют факторы. По мере того как они называются, они открываются в таблице на доске.)
Давайте определим роль каждого фактора и какое влияние они оказывают на климат Африки.
(По мере того как уч-ся называют, в таблице открываются окна)
Климатообразующий фактор | Роль фактора | Влияние на климат Африки |
Географическая широта | Чем дальше от экватора, тем холоднее. | А. расположена в тёплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки. |
Высота над уровнем моря | Чем выше, тем холоднее. | А. получает много тепла, но в А. есть горы, на вершинах которых лежит снег. |
Господствующие ветры | Пассаты с океана приносят весь год влагу. | В А. господствуют пассаты: сухие определяют сухость воздуха в Сахаре, а в Южной А. пассат влажный, но далеко непроникает. Почему? (На пути- Драконовы горы) |
Учитель. Здесь мы можем видеть влияние рельефа на климат, и прослеживаем связь рельефа и климата. Обратите внимание на схему «Рельеф—климат—воды»
(Продолжение таблицы)
Направление горных хребтов | Осадки выпадают на наветренных склонах. | Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари. |
Течения | Если у берега проходит теплое течение, то влага с океана переносится на материк. | Холодное Сомалийское течение делает климат п-ова Сомали ещё более сухим; Бенгальское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу Атлантического океана. |
- Изучение нового материала.
Учитель. Что такое климатический пояс? Какие пояса называют основными, а какие переходными?
Учащиеся дают определение и называют основные и переходные пояса.
Учитель. Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, и как распределяются осадки по материку. Показатели, которые мы определим по климатической карте, нанесём на контурную карту.
Ученики наносят на свои контурные карты, а учитель - на большую контурную карту.
Учитель. Дома вы должны были подписать экватор и тропики на контурной карте Африки, указать пояса давления и обозначить направления постоянных ветров.
При помощи карты климатических поясов нанесём границы климатических поясов и обозначим их. Назовите климатические пояса: основные и переходные.
Учащиеся называют.
По климатической карте и таблице определим средние температуры и количество осадков по поясам, то есть главные показатели климата, но так как эти показатели зависят от типа воздушных масс, то прежде выясним, какие воздушные массы господствуют. (Данные наносятся на контурные карты)
По выполненной работе сделаем выводы:
1.Африка получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк, благодаря географическому положению (между тропиками). Это доказывает, что А. – самый жаркий материк.
2.Самая высокая температура на Земле +58 (в г. Триполи). Это доказывает, что А. - самый жаркий материк.
3.В зимние месяцы температура не опускается ниже +18.
4.Много осадков - в экваториальных широтах, мало – в тропических.
5.Большая протяженность в северной части с запада на восток и сухие пассаты с Аравийского п-ова определяют более сухой климат в северной Африке.
6.Пустыня Намиб на побережье океана сформировалась под влиянием холодного течения.
Как вы считаете, доказали мы, что Африка – самый жаркий материк?
Ученики высказывают мнение.
5.Закрепление и применение знаний.
Учитель. Давайте опишем погоды в климатических поясах, используя заполненную контурную карту и таблицу. У каждой пары на парте лежат названия климатических поясов, подумайте, какие воздушные массы господствуют в ваших поясах и какие погоды для них характерны?
(Работа в парах)
Ученики отвечают: ЭП (осн.) – ЭВМ - весь год, поэтому погоды весь год жаркие и влажные.
Суб ЭП (переходн.) – ЭВМ – летом, поэтому летом жарко и влажно; ТВМ – зимой, поэтому зимой жарко и сухо.
ТП (осн.) –ТВМ - весь год, поэтому погоды весь год сухие и жаркие.
Суб ТП (переходн.) --ТВМ – летом, поэтому лето жаркое и сухое; УВМ – зимой, значит, зимой погоды прохладные и влажные.
А какая у нас сегодня погода? Ученики отвечают.
А теперь посмотрим на алгоритм описания климата по климатической диаграмме. Откройте учебник на стр.119, найдите диаграмму, и работаем по алгоритму.
Учащиеся называют температуры, кол-во осадков, господствующие воздушные массы и климатический пояс.
Алгоритм: 1.Средняя температура января (+12)
2.Средняя температура июля (+24)
3. Годовое количество осадков (840 мм.)
4.Режим выпадения осадков (зима)
5.Господствующие воздушные массы в январе и в июле (я-умер, и-троп)
6.Климатический пояс (субтропический)
Учитель. Две другие диаграммы вы прочитаете дома, а на следующем уроке проверим.
6. Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, мы выяснили сегодня, что в Африке можно выделить следующие климатические пояса. Ученик называет и показывает на карте основные и переходные пояса.
Учитель. А также доказали, что Африка – самый жаркий материк.
7.Домашнее задание: 1.Изучить стр. 117-120.
2.Прочитать диаграммы на стр.119.
3.Подумать над вопросом: «Как влияет климат на внутренние
воды Африки?»
4.Слабому ученику – задание на карточке.
8.Проверка уровня усвоения материала на уроке (если хватит времени)
(Выполнение теста и проверка в парах).
Определить, для каких климатических поясов характерны признаки:
1) Занимает полосу между 20 с.ш. и 20 ю.ш.
2) Расположен в районе тропиков.
3) Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4) Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5) Только одно время года – лето.
6) Погода круглый год жаркая.
7) Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8) Два сезона: влажный и сухой.
9) Весь год господствуют пассаты.
10) После полудня почти всегда идёт сильный ливень.
11) Весь год мало осадков.
12) Осадки в основном выпадают летом.
Проверить друг у друга и сдать учителю Исправления вносить карандашом.
За работу на уроке можно выставить оценки. (Объявление оценок).
Всем спасибо за работу на уроке.