Конфессиональная классификация народов мира
Религия (от лат. religion - набожность, святыня, предметкульта) - мировоззрение м мироощущение, а также соответствующееповедение специфического действия, основываются на вере в реальное существование сверхъестественного. Религия, являясь частью духовной культуры, оказывает влияние на элементы материальной и соционормативной культуры.
На стадии родового общества появляются формы ранних религиозных верований. Это магия, тотемизм, анимизм, шаманизм, культ предков, фетишизм. Отдельные религии древнего мирастали политеистическими и сохранились до настоящего времени. Например, возникший во I-омтыс. до н.э. в Палестине иудаизм, является официальной религией государства Израиль. Основы другой религии - зороастризма, которая возникла у иранцев начале I тыс. до н.э. сохранились в несколько измененном виде у парсов (Индия) и гербов (Иран) в виде дуализма, т.е. представление о противоборстве доброго и злого начал.
На юге и востоке Азии возникает ряд политеистических религий.Так возникший в Южной Азии у индийцев брахманизм сделал священным сложившийся здесь кастовый слой. После определенных трансформаций брахманизм дал начало новой религии - индуизму.
На востоке Азии в Китае соответственно в VI-V и IV-III вв. до н.э.появляются два философско-этических и религиозных учения - конфуцианство и даосизм.
В Японии на основе господствовавших в первобытности культовпредков и природа возникла религия - синтоизм. Синтоизму был присущ культ императора, который считался потомком богини Аматэрасу.
Все перечисленные религии, хотя и распространенные, не превратились в религии мирового значения. Такими стали три возникшие вразное время религии: буддизм, христианство и ислам.
Самой первой мировых религий стал буддизм, сложившийся всеверной части Южной Азии в VI-V вв. до н. э. Буддизм распался на два направления. Первое из них – хинаяна или «малая колесница», требует отверующих обязательного прохождения монашества. Второе направление – махаяна или «большая колесница» допускает, что спастись могут и миряне.
Буддистов в современном мире около 500 млн. По оценке специалиста в области конфессиональной статистики Барретта, в Азии на рубеже ХХ – ХХI вв. проживало 322 млн буддистов (9 % населения этой части света), в Америке — 1,5 млн, Европе — 1,6 млн, Австралии и Океании — 200 тыс., Африке - 38 тыс. В Японии буддистов – 72 млн, Тайланде – 52 млн, Мьянме – 37 млн, Вьетнаме — 35 млн, Китае — 34 млн, Шри-Ланке — 12 млн, Республике Корея — 12 млн, Камбодже — 7 млн, Индии — 6 млн (по другим сведениям — 10 млн), Лаосе — 2,4 млн, Непале — 1,3 млн, Малайзии — 1,2 млн (по другим данным — 3 млн), Бангладеш — 0,7 млн, Монголии — 0,6 млн, Бутане — 0,4 млн, КНДР — 0,4 млн. В Китае также 307 млн человек считаются приверженцами китайской национальной религии, являющейся синтезом буддизма, даосизма, конфуцианства и традиционных народных верований [Народы и религии мира, 2000]. Буддисты махаяны составляют большинство населения в таких странах, как Монголия, Бутан. Ими же являются представители трех народов России — бурятов, калмыков и тувинцев. Буддисты хинаяны составляют большинство населения Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Лаоса, Камбоджи. Буддисты составляют часть населения Сингапура (около 30 %), Малайзии, незначительную часть — Индонезии (1 %) и Индии (менее 1 %). В Индии выделяются буддийский штат Сикким, находящийся между Непалом и Бутаном, а также штат Джамму и Кашмир, и штат Химачал-Прадеш). Интересно, что религия, когда-то возникшая в Индии, почти полностью ушла из нее в Средние века. Буддизм в Индии получил новые импульсы к развитию только в XX в.
В начале I тыс. н.э. появилась новая мировая религия - христианство. В 1054 г. века произошел раскол христианской церкви на православие и католицизм («великая схизма»). В XVI веке от католицизма отделился протестантизм.
Христиан в современном мире около 2,2 млрд. человек. Больше всего христиан живет в Европе – 26%, в Латинской Америке, на Карибах и в Африке южнее Сахары по 24%. Меньше всего христиан (около1%) проживает в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Католики (около 50% всех христиан) составляют большую часть верующих в странах Латинской Америки, Южной Европы (Италии, Франции, Испании, Португалии), в Ирландии, Шотландии, Бельгии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, на Мальте. Значительная часть населения исповедует католицизм в США, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Австралии, Новой Зеландии, Латвии, Литве, западных областях Украины и Беларуси. На Ближнем Востоке католиков много в Ливане, в Азии – на Филиппинах и Восточном Тиморе, частично – во Вьетнаме, Южной Корее и Китае. Велико влияние католицизма в некоторых странах Африки (в основном – в бывших французских колониях).
Православные (около 12% всех христиан) составляют большую часть верующих в России, в восточных областях Украины и Беларуси, в Греции, Болгарии, Черногории, Македонии, Грузии, Абхазии, Сербии, Румынии, на Кипре. Значительный процент православного населения представлен в Боснии и Герцеговине, части Финляндии, на севере Казахстана, некоторых штатах США, Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании. Существуют также православные общины в некоторых странах Африки.
Протестанты (около 37% всех христиан) составляют большинство верующих в Великобритании, США, скандинавских странах, Австралии, Новой Зеландии, также их много в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Канаде, Эстонии. Все больший процент протестантов наблюдается в Южной Корее, а также в таких традиционно католических странах, как Бразилия и Чили. Собственные ветви протестантизма (такие как, например, кимбангизм) существуют в Африке.
Самая молодая религия - ислам возникла в VII веке среди арабов. Вскоре после своего возникновения ислам распался натри направления - суннизм, шиизм, хариджизм. Основное различиемежду суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме «священное предание» - сунну; шииты признают это предание частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка.
Ислам является второй по многочисленности религией, её исповедуют от около 1,5 до 1,77 млрд. мусульман (то есть 22,74 % населения Земли).
Мусульмане распределяются по регионам мира следующим образом: больше всего проживает в Азии (1 млрд. 179 млн.), далее идут Африка (более 518 млн.), Европа (около 50 млн.), Северная и Южная Америка (свыше 10 млн.), Австралия и Океания (0,7 млн.).
Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие.
По абсолютной численности мусульман лидируют следующие страны: Индонезия (более 221 млн.), Индия (более 177 млн.), Пакистан (более 176 млн.), Бангладеш (более 144 млн.), Нигерия (более 88 млн.), Египет (более 79 млн.), Иран (более 77 млн.), Турция (более 74 млн.), Эфиопия (более 46 млн.), Алжир (более 36 млн.).
По 20-30 млн. мусульман проживают в Судане, Китае, Ираке, Марокко, Афганистане, Саудовской Аравии, Узбекистане, Йемене и Танзании.
По 10-19 млн. приверженцев ислама в следующих государствах: Сирия, Россия, Малайзия, Нигер, Мали, Сенегал, Казахстан, Гана, Буркина-Фасо, Кения, Тунис.
Доминирующим течением среди мусульман мира является суннизм. Шииты составляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем, последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна.
Религия может иногда рассматривается в качестве этнического признака. В некоторых случаях наблюдается тесная связь этнической и конфессиональной принадлежности. Речь идет в первую очередь о так называемых национальных религиях, поскольку в среде, где они исповедуются, считается, что их адептами не могут быть представители других народов. Это характерно для синтоизма – японской религии, иудаизма (иудейским священнослужителям рекомендуется отговаривать представителей не еврейского этноса от желания принять иудаизм).
Но утверждение, что каждому этносу соответствует своя религия, не соответствует действительности. Более 60% верующих мира исповедуют так называемые «мировые» религии – христианство, ислам и буддизм. Они, конечно, делятся на различные течения, однако, в составе одного религиозного течения могут быть представители разных народов, и наоборот, представители одного этноса могут быть адептами различных религиозных направлений. Протестантизма придерживаются многие народы Западной Европы, но среди этих же народов часто встречаются католики, а также представители других религий, в том числе новомодных – типа индуизма. Большинство верующих татар – мусульмане-сунниты, однако татары Нижнего Поволжья исповедуют шиизм, а татары-кряшены – православие. Ряд религий, зародившихся некогда в конкретной этнической среде, приобрели наднациональный характер, как это произошло с индуизмом. Принесенный некогда в Южную Азию переселенцами-ариями в форме ведического культа, он сейчас исповедуется представителями примерно трехсот народов.
Несмотря на то, что этническое деление человечества не совпадает с религиозным, конфессиональный фактор играет определенную роль в процессах этногенеза. Например, на Балканах в среде южнославянского населения при единстве сербско-хорватского языка и близости традиционной культуры, православиеспособствовало формированию сербского этноса, католицизм - хорватского, а ислам – боснийского.
В том случае, когда часть народа по причине особой религиозной принадлежности обособляется и в условиях историко-географической замкнутости или самоизоляции формирует собственные религиозные, культурные, бытовые и языковые особенности, говорят о создании этноконфессиональной группы. Этноконфессиональная группа может в перспективе может трансформироваться в самостоятельный этнос. Так, распространение на севере Индии в XV в., в основном, среди панджабцев, сикхизма (трансформированный индуизм), вызвало формирование сикхского этноса. Примерами этноконфессиональных групп являются также: аджарцы (проживают на территории Грузии, исповедуют преимущественно ислам), кряшены, старообрядцы Сибири, копты (проживают в основном на территории Египта, исповедуют христианство).
Обобщая вышесказанное следует отметить, что границы географической, антропологической, этнолингвистической, и этноконфессиональной классификаций носят весьма условный и подвижный характер.
Литература:
Аксянова Г.А. 100 народов Российской Федерации. – М.,2001.
Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка // Избранные труды, т.2. — М., 1995.
Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
Гвоздева А. А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности (на материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов). — Краснодар, 2004.
Дробышевский С. В. Предшественники. Предки? Часть VI «Неоантропы верхнего палеолита (Африка, Ближний Восток, Азия)». Москва, издательство ЛКИ, 2010, 392 с., илл.
Дробышевский С. В. Происхождение человеческих рас. Австралия и Океания. Москва, URSS, 2014, 340 с.
Дробышевский С. В. Происхождение человеческих рас. Закономерности расообразования. Африка. Москва, URSS, 2014, 404 с.
Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. — М.: Языки славянской культуры, 2005.
Итс Р. Ф. Введение в этнографию. – Л., 1991.
Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. — М., 2002.
Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. – М., 2008.
Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 1998.
Народы мира. Историко-этнографический справочник. – М., 1988.
Народы России. Энциклопедия. – М., 1994.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Расы, народы, культуры. – М., 1971.
Шнирельман В.А. Расизм вчера и сегодня // ProetContra. – 2005. – Т. 9. – Т. 2. – С. 41–65.