Формулы, применяемые для расчетов в уме при полете на самолете
а) Определение пройденного расстояния. S = V * t
От значения скорости "отбросить" (отделить) крайнюю правую цифру ,получается расстояние ,проходимое самолетом за 6 минут.
Расстояние ,проходимое за 1 мин, умножить на заданное количество минут, получится искомое пройденное расстояние.
Пример: V = 600 км/ч , t = 9 мин.
60 км за 6 мин.
60 : 6 = 10 км/ч за 1 мин
10 * 9 = 90 км
б) Расчет скорости полета. V = S / t
Определить, какую часть часа составляет заданное количество минут согласно таблице
----------------------------------------------------------
время, мин | 1 2 3 4 6 10 12 15 20 30
----------------------------------------------------------
части часа |1/60 1/30 1/20 1/15 1/10 1/6 1/5 1/4 1/3 1/2
Определить скорость полета ,для чего пройденное расстояние умножить на часть часа ,которую составляет время полета.
Пример: S = 42 км , t = 3 мин
42 * 20 = 840 км/ч
в) Перевод скорости ,выраженной в км/час в м/сек и наоборот :
V м/сек = V км/час / 3,6 или
V км/час / 4 + 0,1* V км/час / 4 Пример: V = 720 км/час
V = 720 / 3,6 = 200 м/сек или
(720 + 72) / 4 = 200 м/сек
V км/час = V м/сек * 3,6 или
4 * V м/сек - 0,1 (4 * V м/сек)
Пример: V =25 м/сек
= 25* 3,6 = 90 км/час или 25 * 4 = 100
100 - 10 = 90 км/час
г) Определение угла сноса
УС мак = И / V * 60 , где И - скорость ветра,
V - истинная скорость полета,
60 - коэффициент перевода
линейной скорости в угловую
(1 радиан = 57,3 град)
УС = УС мак * sin УВ (УС = И / V * sin УВ) ,
где УВ = - ЗПУ ( - навигационное направление ветра)
УС 30 град = 0,5 * УС мак
УС 45 град = 0,7 * УС мак
УС 60 град = 0,9 * УС мак
Пример: V = 900 км/час ; И = 90 км/час ;
ЗПУ = 270 град ; = 300 град
УС мак = 90 / 900 * 60 = 6 град
УВ = 300 град - 270 град = 30 град
УС 30 град = 0,5 * 6 = 3 град
д) Расчет поправки в курс?
Рассчитывается в уме по правилу :
ПК = 1,5 БУ , если Sпр = 1/3 Sобщ ;
ПК = 2 БУ , если Sпр = 1/2 Sобщ ;
ПК = 3 БУ , если Sпр = 2/3 Sобщ .
Исправленный курс для выхода на ППМ рассчитывается:
ИКиспр = ИКнач + (-) ПК
Поправка имеет знак плюс при уклонении влево ,знак минус при уклонении от ЛЗП вправо.
е) Расчет дальности и продолжительности полета.
Определить остаток топлива на самолете ;
Определить запас топлива для дальнейшего полета :
Gпол = Gост - Gсн - Gгар ,
где G сн - расход топлива на снижении и заходе на посадку ;
Gгар - гарантийный запас топлива после посадки .
Определить возможную дальность полета :
Sпол = Gпол / g кг/см
Определить возможную продолжительность полета :
t пол = Gпол / g кг/мин
Расход топлива в горизонтальном полете
Высота горизонталь- ного полета ------------ 8000 11000 13000 | IРежим максимальной I дальности I--------I--------- Iчисло М I g кг/км ---------I--------- I 0,59 I 6,2 I 0,64 I 4,2 I 0,7 I 3,7 I 0,79 I 2,9 I 0,88 I 2,4 | I I I- I I- I I I I I | Режим максимальной продолжительности ----------I---------- число М I Q ч ----------I----------- 0,37 I 3600 0,48 I 2800 0,58 I 2400 0,73 I 2250 - I - |
2. Что такое курс самолета ? Курсовая система. Какие курсы индицируются на ПНП в зависимости от условий работы ПНК ?
Курс самолета - угол, заключенный между направлением, выбранным за начало отсчета курса и проекцией продольной оси самолета на горизонтальную плоскость.
Курс отсчитывается от направления ,принятого за начало отсчета до продольной оси самолета по ходу часовой стрелки от 0 град до 360 град.
На самолете установлена курсовая система ИК -ВК ,предназначенная для определения и индикации текущего курса самолета.
На ПНП -72 -16 индицируются следующие курсы : истинный курс - угол ,заключенный между северным направлением истинного меридиана и проекцией продольной оси самолета на земную поверхность кнопки (ИКВосн.,ИКВдубл.,МК - отжаты);
Гиромагнитный курс - магнитный курс, осредненный с помощью гирополукомпасного.
Магнитный курс - угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и проекцией продольной оси самолета на земную поверхность.
Гирополукомпасный путь - гироскопический курс (угол между главной осью гироскопа и продольной осью самолета) ,откорректированный на величину вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли с учетом данной широты (кнопки ИКВосн, МК -нажаты).
Ортодромический курс (гирополукомпасный курс) - угол, заключенный между северным направлением меридиана (истинного или магнитного) места подготовки ИК -ВК и проекцией продольной оси самолета на земную поверхность (кнопка ИКВосн -нажата).
3. Основные навигационные понятия, используемые летчиком в полете и определяемые на ПНП в зависимости от режимов работы АРК и РСБН.
Под неподвижным трехугольным индексом отсчитывается текущий курс (истинный - относительно географического меридиана пролетаемой местности ,при непрерывной работе БЦВМ ,ортодромический ,при нажатой кнопке "ИКВосн." или "ИКВдубл." на ПУ -184 ,относительно географического меридиана подготовки ИК -ВК или гиромагнитный -относительно магнитного меридиана пролетаемой местности при установке ДМ = 0 и выполненной коррекции нажатием кнопки "МК").
Заданный путевой угол между географическим меридианом пролетаемой местности и направлением заданного пути отсчитывается по подвижной шкале против стрелки ЗПУ с оцифровкой через один градус ,при нерабочем состоянии счетчик ЗПУ закрывается шторкой.
Заданный курс самолета (угол между географическим меридианом пролетаемой местности и направлением строительной оси самолета) отсчитывается по подвижной шкале против индекса заданного курса.
Оставшаяся дальность до ППМ (аэр.) и дальность до начала ВПП от посадочного ретранслятора в режиме посадки отсчитывается на счетчике дальности от 0 до 999 км с оцифровкой.
Положение равносигнальных зон курсоглиссадных маяков относительно самолета в режиме "Посадка" определяется по отклонению вертикальной и горизонтальной планок. Рабочая зона равносигнальной зоны курсового и глиссадного радиомаяков
( Ек +- 2град ; Ег +- 0,5град).
Сигнализация о нормальной работе каналов курса и глиссады в режиме "Посадка" осуществляется бленкерами "К" и "Г".
При включении ПНК бленкеры "К" и "Г" убираются принудительно из поля зрения. При включении режима "Посадка" бленкеры появляются в поле зрения и при приеме РСБН сигналов соответствующих маяков вновь убираются из поля зрения.
Отказ курсовой системы определяется по выпадению бленкера "КС".
Кремальеры "ЗК" и "ЗПУ" используются для ручной установки заданного курса и заданного путевого угла.
Кнопка "Тест" предназначена для проверки прибора тест контролем, при нажатии кнопки все указатели прибора (курс текущий, заданный курс и заданный путевой угол) отрабатывают относительно исходных положений на минус 20 град, счетчик дальности на 80+-5 км в сторону уменьшения показаний, появляется бленкер "КС". При отсутствии кнопки показания восстанавливаются, бленкер "КС" убирается.
В зависимости от положения кнопки АРК на пульте управления АРК и ИК-ВК (ПУ-184).
Кнопка АРК отжата:
острый конец стрелки КУР на подвижной шкале курса показывает истинный пеленг радиомаяка;
обратный конец стрелки КУР на подвижной шкале курса показывает азимут самолета, относительно географического
проходящего через радиомаяк РСБН.
Кнопка АРК нажата:
острый конец стрелки КУР на подвижной шкале курса показывает истинный пеленг радиостанции (ИПР)
острый конец стрелки КУР на неподвижной шкале курсовых углов, курсовой угол радиостанции (КУР)
обратный конец стрелки КУР по подвижной шкале курса показывает истинный пеленг самолета (ИПС).
4. Что такое эшелон перехода, высота перехода? Порядок считывания показаний высотомера.
Эшелон перехода - установленный эшелон для перевода шкалы давления барометрического высотомера со стандартного давления (760 мм.рт.ст.) на давление аэродрома или минимальное атмосферное давление, приведенное к уровню моря. Эшелоном перехода является нижний эшелон района аэродрома (аэроузла);
высота перехода - установленная высота для перехода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе заданного эшелона.
Для исключения случаев неправильного считывания высоты с указателя необходимо выработать следуюшее правило: сначала смотреть маленькую стрелку (определить тысячи метров по внутренней шкале), большую стрелку по внешней шкале (сотки и десятки метров). Далее контроль высоты на ИЛС (высота на ИЛС индицируется в цифровой форме). На высотах менее 1500 м дублировать показания барометрического высотомера) показаниями радиовысотомера.
5. Что называется безопасной высотой полета? Система эшелонирования самолетов.
На малых высотах дублировать показания барометрического высотомера показаниями радиовысотомера.
Высота безопасная - минимальная допустимая высота полета, гарантирующая от столкновения воздушное судно с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней; в воз-
душном пространстве установлена система эшелонирования это такая организация движения в воздушном пространстве, при которой для каждого воздушного судна обеспечивается определенное пространство, в которое не имеет право входить другое воздушное судно.
Для обеспечения безопасности полетов устанавливаются минимально допустимые интервалы вертикального, продольного и бокового эшелонирования воздушных судов. Минимальные интервалы вертикального эшелонирования устанавливаются:
300 м от эшелона до эшелона 8100 м
500 м от эшелона 8100 м до эшелона 12100 м
1000 м выше эшелона 121000 м
1000 м при полете на сверхзвуковой скорости. Минимальные интервалы между высотами полетов воздушных судов ниже нижнего эшелона устанавливаются:
150 м при полетах по ПВН на скоростях полета 300 км/ч и менее
300 м при выполнении других полетов.
6. Принцип работы РСБН, физический смысл получения на борту самолета азимута и дальности ?
РСБН - радиотехническая система ближней навигации предназначена для обеспечения навигации, захода на посадку, контроля и управления движением самолетов с земли.
Система РСБН состоит из двух частей : наземный радиомаяк и самолетная аппаратура РСБН. Азимут и дальность высвечивается в самолетной части РСБН.
Азимут - угол в горизонтальной плоскости, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через маяк РСБН и направление на самолет.
Физический смысл получения азимута на борту самолета заключается в следующем. Наземный маяк РСБН в канале формирования азимута имеет две антенны, направленного и ненаправленного действия. Антенна направленного действия вращается со скоростью ант = 100 об/мин. В момент прохождения направления на север истинный АЗ=0 град. антенной ненаправленного действия вкруговую излучается сигнал (импульс), который принимается бортовой аппаратурой самолетов, работающих на канале данного маяка РСБН (начало отсчета времени).В процессе вращения антенны направленного действия узкий луч диаграммы направленности антенны совпадает с направлением на самолет. В этот момент принимается второй сигнал (импульс) от наземного маяка (конец отсчета времени).Разница во времени между приходом первого и второго сигналов будет пропорциональна азимуту, то есть :
Аз = ант.
Сигнал, пропорциональный азимуту, поступает на стрелку Аз/Кур ПНП. Началом отсчета является нулевая отметка вращающейся шкалы ПНП. Поэтому даже при отказе канала курса (шкала неподвижная или вращается) и при исправном ПНП и радийной части самолетной аппаратуры азимут можно отсчитать правильно.
Дальность (наклонная дальность) в системе РСБН формируется в бортовой аппаратуре следующим образом. Бортовой передатчик излучает сигнал (импульс), который принимается наземным маяком и переизлучается обратно на самолет. Разница во время между излученным и принятым сигналами пропорциональна дальности.
Так как наземный маяк переизлучает сигналы, поступающие от бортовой аппаратуры, то количество переизлучений (ответов) ограничено, не более 100. То есть с данным маяком может работать не более 100 самолетов.
Дальность действия РСБН
высота полета, м 500 1000 3000 5000 7000 9000 20000
дальность действия, м 80 120 200 250 300 340 450
Точность определения координат:
по дальности + 200 м + 0,03/Д км;
по азимуту + 0,25 град.
7. Прокладка маршрута полета на карте, порядок оформления полетной карты летчика?
В полете летчик (штурман) обязан иметь подготовленную и правильно оформленную в соответствии с заданием
полетную карту.
На полетной карте наносятся основные точки маршрута: ИПМ, ППМ, цель, КПМ - кружком черного цвета диаметром
10-15 мм. Цель обозначается красным крестом в кружке красного цвета.
В кружке, обозначающем ИПМ, ППМ, КПМ ставится номер данного ППМ в программе ПНК. Если ППМ запрограммирован в
РСДН, то рядом наносится прямоугольник и номер в программе РСДН " 4 ". Линия заданного пути (ЛЗП) наносится сплошной черной линией от ИПМ до КПМ, при необходимости может оттеняться другим цветом для четкого выделения на фоне карты.
Прокладка ЛЗП осуществляется с учетом радиуса разворота. Справа ЛЗП (при необходимости в свободном удобном
месте) наносится черным цветом расстояние этапа, время и заданный путевой угол в следующем трафарете ИПУ. Если в полете ПУ отсчитывается в ортодромической системе координат,
то ЗПУ наносится синим цветом. МПУ - красным цветом. Для облегчения счисления путем выполнения разметки маршрута по времени и пройденному (оставшемуся) расстоянию. Разметка по времени осуществляется штришками справа от ЛЗП, величина отрезков как правило 2-5 мин. Разметку по времени осуществляют либо между ППМ, либо от ИПМ до КПМ.
Разметка пути по оставшемуся расстоянию осуществляется штришками слева от ЛЗП. Расстояние между штришками 50-100 км, за 50 км до ППМ через 10 км.
У ППМ в свободном месте наносится: остаток топлива 5200.
Азимут, дальность и номер канала РСБН, с которым работает ПНК К (вместо номера канала можно наносить номер РСБНв программе ПНК).
Истинный пеленг самолета для контроля прохода ППМ, наносится линией красного цвета со стрелками в направлении ОПРС (ДПРМ). Над линией пишется значение пеленга.
Рубеж набора высоты и начала снижения наносится справа от ЛЗП
При пересечении воздушных трасс участок трассы наносится желтой линией с отметкой высот полета воздушных судов на трассе.
В полосе + 25 км от ЛЗП отмечаются высоты рельефа местности прямоугольником черного цвета.
Кроме того в свободном месте наносится приборная безопасная высота полета на этапе - красным цветом и обводится красным прямоугольником, магнитное склонение - красным цветом в красном кружке.
При необходимости можно наносить сетку полярных координат (Аз,Д) от маяка РСБН.
Маяк РСБН наносится значком .
Отдельная приводная радиостанция ОПРС или ДПРМ - значком .
Центр перекрестия совпадает с местом стояния мяка или ОПРС.
8. Инженерно-штурманский расчет полета.
Инженерно-штурманский расчет полета выполняется в случаях:
когда длина маршрута превышает 75% практической дальности полета;
при полете на сверхзвуковых скоростях;
при полетах на малых и предельно-малых высотах;
решением командира.
ИШР выполняется с целью:
определения максимальной дальности и продолжительности полета;
определения практической дальности для заданного режима;
определения резерва топлива или резерва времени для заданной или полной заправки;
определения потребного количества топлива для полета на заданную дальность.
В результате выполнения ИШР должно быть определено: общий путь и время полета;
расход топлива по этапам полета и остаток в контрольных точках маршрута;
остаток топлива при выходе на аэродром и после посадки;
остаток топлива в точках окончания набора высоты и начала снижения;
резерв топлива и времени полета на запасные аэродромы.
При выполнении ИШР необходимо учитывать:
- запас топлива для повторного захода и посадки (500кг);
- невырабатываемый остаток (195кг);
- гарантийный запас на разброс технических характиристик двигателей 7%, учитывается на всех этапах от запуска до выключения двигателей (670кг при полной заправке);
- навигационный запас 5% по этапам маршрута;
- запас топлива для полета на запасной аэродром;
- расход топлива при полете на круг в полетной конфигурации - 45 кг/мин.
- расход топлива при полете по кругу во взлетно-посадной конфигурации 65 кг/мин.
Данные для выполнения ИШР расход топлива (в зависимости от массы самолета, наличие подвесок, режима работы двигателей) в наборе высоты на снижении в горизонтальном полете, при разгоне и торможении, время полета и пройденный путь определяются с графиков и таблиц РЛЭ и Инструкции по расчету дальности и продолжительности самолета.