Методология исчисления средних цен

Способ расчета средних цен зависит от наличия инфор­мации. При вы­боре формулы для расчета средней цены исходят из логической формулы средней цены:

Методология исчисления средних цен - student2.ru ,

где Методология исчисления средних цен - student2.ru - средняя цена за единицу товара, руб.,

Q - выручка от реализации товара, руб.

q - количество реализованного товара в натуральном выражении.

При наличии данных о ценах и количествах реализованного товара среднюю цену исчисляют как среднюю арифметическую взвешенную:

Методология исчисления средних цен - student2.ru ,

где p – цена товара.

При наличии данных об оборотах в денежном выражении и о ценах реализации товара используют среднюю гармоническую взвешенную:

Методология исчисления средних цен - student2.ru

В случаях отсутствия данных о количестве и стоимости реали­зованных товаров и наличии только данных об уровнях цен на две или несколько дат, среднюю цену можно вычислить двумя способами:

По средней арифметической простой:

Методология исчисления средних цен - student2.ru ,

где pН, pК – цены на начало и конец периода соответственно.

По средней для моментного ряда динамики:

Методология исчисления средних цен - student2.ru

Расчет средней по этой формуле дает более точные результаты, и ей надо отдавать предпочтение.

Если неизвестны ни количество продаж, ни выручка, то при исчислении средних цен используется число периодов времени, в течение которых существовала данная цена. В таких случаях при расчете средних цен можно при­менять как формулу средней арифметической простой, если в течение этого периода времени ежедневное количество реализации было равномерным:

Методология исчисления средних цен - student2.ru ,

так и средней гармонической взвешенной, если была равномерной ежедневная выручка от реализации:

Методология исчисления средних цен - student2.ru ,

где n - число периодов времени, в течение которых существовала данная цена.

Среднюю цену по группе товара (мяса разных сортов и т.п.) можно рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:

Методология исчисления средних цен - student2.ru ,

где Методология исчисления средних цен - student2.ru - удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.

Также рассчитывается средняя цена товара по региону, в качестве веса d используется удельный вес численности населения по совокупности регионов.

Показатель уровня цены можно рассчитать как относительную величину, выражающую покупательную способность денежного дохода населения (возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т.п.). Покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т.е. она показывает, сколько товаров можно купить за одну денежную единицу. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных групп в целом по стране или по отдельным регионам:

Методология исчисления средних цен - student2.ru ,

где ПС – покупательная способность,

Д – среднедушевой денежный доход.

При расчете покупательной способности денег используют только потребительские цены. При расчетах имеют в виду:

· вид и качество товара остаются неизменными,

· структура цен не меняется, соотношение цен внутри товарной группы остается стабильным,

· товары можно купить без ограничения,

· преобладает ценовое равновесие (нет черного рынка).

При таких условиях покупательная способность зависит только от цен и является величиной, обратной уровню цен.

Наши рекомендации