Методология исчисления средних цен
Способ расчета средних цен зависит от наличия информации. При выборе формулы для расчета средней цены исходят из логической формулы средней цены:
,
где - средняя цена за единицу товара, руб.,
Q - выручка от реализации товара, руб.
q - количество реализованного товара в натуральном выражении.
При наличии данных о ценах и количествах реализованного товара среднюю цену исчисляют как среднюю арифметическую взвешенную:
,
где p – цена товара.
При наличии данных об оборотах в денежном выражении и о ценах реализации товара используют среднюю гармоническую взвешенную:
В случаях отсутствия данных о количестве и стоимости реализованных товаров и наличии только данных об уровнях цен на две или несколько дат, среднюю цену можно вычислить двумя способами:
По средней арифметической простой:
,
где pН, pК – цены на начало и конец периода соответственно.
По средней для моментного ряда динамики:
Расчет средней по этой формуле дает более точные результаты, и ей надо отдавать предпочтение.
Если неизвестны ни количество продаж, ни выручка, то при исчислении средних цен используется число периодов времени, в течение которых существовала данная цена. В таких случаях при расчете средних цен можно применять как формулу средней арифметической простой, если в течение этого периода времени ежедневное количество реализации было равномерным:
,
так и средней гармонической взвешенной, если была равномерной ежедневная выручка от реализации:
,
где n - число периодов времени, в течение которых существовала данная цена.
Среднюю цену по группе товара (мяса разных сортов и т.п.) можно рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:
,
где - удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.
Также рассчитывается средняя цена товара по региону, в качестве веса d используется удельный вес численности населения по совокупности регионов.
Показатель уровня цены можно рассчитать как относительную величину, выражающую покупательную способность денежного дохода населения (возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т.п.). Покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т.е. она показывает, сколько товаров можно купить за одну денежную единицу. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных групп в целом по стране или по отдельным регионам:
,
где ПС – покупательная способность,
Д – среднедушевой денежный доход.
При расчете покупательной способности денег используют только потребительские цены. При расчетах имеют в виду:
· вид и качество товара остаются неизменными,
· структура цен не меняется, соотношение цен внутри товарной группы остается стабильным,
· товары можно купить без ограничения,
· преобладает ценовое равновесие (нет черного рынка).
При таких условиях покупательная способность зависит только от цен и является величиной, обратной уровню цен.